Вторая клятва верности в Акабе
(13-ый год пророчества Посланника Аллаха)
Спустя год после второй встречи в Акабе, мединцы вновь во время сезона Хаджа встретились с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). На сей раз их было 75 человек, и среди них две женщины. Они вновь принесли присягу на верность Посланнику Аллаха. Это событие получило название «Вторая клятва верности в Акабе».
Прибывший во главе делегации Мусаб (радыйаллаху анху), прежде чем приблизиться к своему дому, направился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и сообщил ему о том, что жители Медины – ансары – стали быстро принимать Ислам. Господин Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) остался весьма доволен принесенными Мусабом известиями.
Когда известие о том, что Мусаб направился прежде всего к Посланнику Аллаха, дошло до его матери, которая была язычницей, то она сильно разгневалась. Он же сказал:
«Я никому не отдам приоритета и не пойду прежде ни к кому, кроме Посланника Аллаха. Попросив разрешения у нашего Господина и попрощавшись, он направился к своей матери и призвал ее принять Ислам».[1]
Вот какова была любовь сахабов к Посланнику Аллаху!
Джабир (радыйаллаху анху) говорит:
«В те дни, когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) искал какое-нибудь племя, которое могло бы защитить Его и мусульман, никто не хотел раскрывать своих объятий, чтобы принять Его. Всевышний Аллах направил нас из Йясриба (Медины) к Нему, и мы стали на путь Ислама и защитили Его.
Кто-то из нас шел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и принимал Ислам, а наш Учитель читал ему Коран. Когда же этот человек возвращался домой, то все его домочадцы, поступая согласно его советам, становились мусульманами. Не осталось ни единого дома ансара, где не было бы сообщено об Исламе. Потом мы, собравшись, переговорили между собой и сказали себе:
«До каких пор мы оставим Посланника Аллаха мучиться в горах Мекки? После мы направились к Нему в сезон Хаджа для того, чтобы принести Ему клятву верности».[2]
Эти счастливые люди договорились встретиться с нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) в Акабе, в дни приобщения, во время Хаджа. Посланник Аллаха сказал мединцам:
«Не будите спящего, а также не ждите того, кто не пришел вовремя к месту встречи!»
Когда прошла треть ночи, мединцы направились к Акабе, как и договорились с нашим Пророком – Гордостью Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), и принялись ждать его. Наконец, появился наш Посланник Аллаха вместе со своим дядей Аббасом.
Хотя Аббас еще и не был мусульманином, но он, после Абу Талиба, взял на себя заботу о защите своего племянника. В ответ на слова мединцев, которые приглашали Посланника Аллаха к себе, его дядя Аббас сказал так:
«О Мединцы! Мы защищали Его от врагов! И будем продолжать защищать. Его статус среди нас высок. Однако вы, из-за вашей любви и уважения к Нему, а также для того, чтобы Он находился в еще большей безопасности, приглашаете Его в Медину. Он также желает этого. Но вы увезете Его на свою родину только в том случае, если сможете Его защитить. Я хочу взять с вас твердое слово относительно того, что вы не оставите Его без помощи и не обманите. Ибо иудеи, являющиеся вашими соседями, – враги моему племяннику. Я не уверен в том, что они не устроят Ему западню. Если вы к тому же настолько сильны, чтобы уметь противостоять арабским племенам, то тогда принимайтесь за это дело.
Хорошенько обсудите это дело между собой, дабы в дальнейшем у вас не возникло разногласий по этому поводу. Если же вы не верите в собственные силы, если, убоявшись после того, как Он приедет к вам, вы не сумеете оказать Ему помощь и предоставите в руки противников, то откажитесь от своего приглашения уже сейчас! Если кто-то из вас хочет что-то сказать, то пусть говорит, не затягивая разговора: ибо со всех сторон нас окружают шпионы и соглядатаи. И храните это дело в секрете после того, как разойдетесь отсюда!»
Асад ибн Зурара (радыйаллаху анху), встав с места, в ответ на слова опасения, высказанные дядей Пророка Аббасом, произнес следующую речь:
«О Посланник Аллаха! Ты призвал нас оставить нашу религию, которую мы исповедовали испокон веков и принять Твою религию. Несмотря на то, что это весьма трудное и тяжелое дело, мы приняли Твое предложение. Ты призвал нас прервать отношения со всеми дальними и близкими родственниками-язычниками и нашими соседями! Мы приняли и это Твое предложение, хотя и оно очень трудное и тяжкое дело! Мы осознаем тот факт, что берем на себя ответственность за покровительство над лицом, которого желает уничтожить не только его племя, но даже его собственные дяди (братья его отца). Несмотря на это, мы приняли и это предложение.
О Посланник Аллаха! Мы станем защищать Тебя так же, как мы защищаем своих сыновей и женщин. Если же мы нарушим нашу клятву, то пусть мы станем злосчастными лгунами, нарушившими слово, данное Аллаху!
О Посланник Аллаха! Это слова нашей клятвы, которую мы даем Тебе! Только Всевышний Аллах есть Тот, к чьей помощи следует прибегать!»
Абдуллах ибн Раваха (радыйаллаху анху), встав следом за Асадом, сказал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«О Посланник Аллаха! Ты можешь выдвинуть условия во имя Аллаха и Тебя самого, какие пожелаешь!»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Условие во имя Аллаха – Моего Господа – следующее: Поклоняйтесь Ему и не приписывайте Ему сотоварищей! Условие, касающееся же Меня, таково: охраняйте Меня так же, как вы бережете свои души и ваше добро».
Благословенные сподвижники-ансары, прибывшие из Медины, спросили:
«Если мы поступим подобным образом, то что ждет нас в ответ?»
Пророк ответил: «Рай!»
И тогда все присутствующие воскликнули:
«Какая выгодная сделка! Мы не отречемся от своего слова и не отступим!»[3]
Абдуллах ибн Раваха (радыйаллаху анху) завершил этот выигрышный обмен в битве у Муты, приняв сознательное активное участие в сражении, хотя и получил известие от Света Бытия о том, что станет шахидом, вручив свою душу Всевышнему Аллаху, а добро свое – делу Аллаха, он отправился в Рай. Другие сахабы также остались верными данному ими слову присяги, продолжив джихад и приложив старания свои на пути Аллаха в различных местах. Таким образом, Всевышний Аллах в результате этой духовной сделки щедро облагодетельствовал их. В связи с этой присягой снизошел следующий священный аят:
إِنَّ اللّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم
بِأَنَّ لَهُمُ الجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ فَيَقْتُلُونَ
وَيُقْتَلُونَ وَعْداً عَلَيْهِ حَقّاً فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنجِيلِ
وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنَ اللّهِ فَاسْتَبْشِرُواْ
بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُم بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им Рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него, данными в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надежнее в своем обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех». (Сура «Ат-Тауба», 111).
После этого еще несколько человек, взяв слово, выступили с речью, а затем наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обратившись к мединцам, прочитал им аяты Священного Корана и рассказал об Исламе. Потом Он сообщил им, на каких условиях они принесут клятву верности. Дополнительно к предыдущим статьям, которые были упомянуты, выдвигались следующие условия:
1). У кого бы из мусульман не находилось в руках командование, не противоречить Его приказу.
2). Не бояться упреков и осуждения язычников и других неверующих в связи со следованием их по пути Аллаха.
3). В радости и печали, в достатке и в нужде подчиняться Посланнику Аллаха и ставить Его выше собственного «я». Ни в коем случае не идти против Него.
Наш Господин Пророк сказал:
«Выставьте мне 12 представителей,[4] и пусть они будут представлять свое племя. Мусульмане Медины выставили двенадцать представителей, из которых девять человек представляли племя Хазрадж, а трое племя Авс. Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать представителям следующие слова:
«Точно так же, как апостолы были гарантами Исы ибн Марьям, так же и вы являетесь гарантами ваших племен. Я же – гарант Моего племени – племени мусульман!»
Представители сказали в ответ: «Да!»
Под сенью росшего там дерева дядя Света Бытия Аббас и мединские мусульмане, один за другим подходя к нему, принесли Ему клятву на верность. Во время этой присяги было принято решение о переселении Посланника Аллаха в Медину. Ибо в ту пору Медина, носившая название Йясриб, была готова, со всех точек зрения, раскрыть свои объятия Исламу. Поскольку процедура принятия клятвы на верность проходила ночью, язычники в Мекке не узнали о ней. Когда дело подходило к завершению, шайтан истошно прокричал над Акабой:
«О народ Мины! О племя Курайш! Разве вам не известно то, что Мухаммад и находящиеся рядом с Ним люди, изменившие своей вере, собравшись вместе, сговорились пойти войной на вас?!»
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть этот голос вас не пугает. Этот голос принадлежит Иблису – врагу Аллаха! Слушай, ты, враг Аллаха! Я проучу тебя и рассчитаюсь с тобой!»
Затем Он приказал всем немедленно разойтись к местам стоянок. Аббас ибн Убада сказал:
«Клянусь Аллахом, направившим тебя с истинной религией и праведной Книгой! Если Ты пожелаешь, то мы перебьем мечом также и жителей Мины!»
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать на это так:
«Нам было велено не это. Сейчас вы возвращайтесь на свои места!»
Мусульмане, вернувшись к местам ночлега, проспали до утра. Утром некоторые из язычников Курайша, явившись к делегации, в составе которой были также мусульмане, спросили у них, заключили ли они договор со Светом Бытия. Входящие в состав группы язычники, которым ничего не было известно об этом, клятвенно заверили их в том, что ничего подобного не было. Однако язычники Курайша продолжили расследование дела, связанного с договором, заключенным в Акабе, и когда истинность этого договора подтвердилась, они отрезали пути к Медине и направили во все стороны дружины, дабы обнаружить мусульман. Преследователи, схватив Сада ибн Убада (радыйаллаху анху), спросили у него:
«Ты принял религию Мухаммада?»
Он ответил утвердительно, и тогда они привязали обе его руки накрепко к шее. Они потащили его в Мекку, схватив за длинные локоны и избивая по дороге. Затем они стали пытать и мучить его. Сада вырвали из рук язычников Джубайр ибн Мутим[5] и Харрис ибн Харб (радыйаллаху анхум), которым ранее он оказал помощь и спас их от произвола.
В тот момент, когда мусульмане Медины, собравшись, беседовали о том, как спасти Сада, он предстал перед ними.[6]
Ибн Аббас сказал:
«Посланник Аллаха, Хазрат Абу Бакр и Хазрат Омар – это мухаджиры. Ибо они совершили переселение – хиджру в Медину, уйдя от язычников. Точно так же есть мухаджиры и среди ансаров. Они пришли к Посланнику Аллаха из Медины – родины многобожия (ширка) – в Акабу ночью».[7]
***
Клятва на верность, данная Посланнику Аллаха, – это договор, заключенный между всеми мусульманами и Всевышним Аллахом, а не только договор между Господом и 12-ю или 75-ю людьми. Земная жизнь – это базар, где покупается последующая вечная жизнь (ахира).
Мы тоже должны всем сердцем присоединиться к клятве на верность Посланнику Аллаха. И нам следует так же, как славным сахабам, иметь возможность сказать:
«Какая выгодная и удачная сделка!»
Мусаб (радыйаллаху анху) стал фундаментом Ислама в Медине. Мы также должны строить фундамент Ислама в наших сердцах. Проповедник Ислама, если понадобится, должен обойти все дома, постучаться в каждую дверь, являя собою образец для подражания людям. Если сердце его будет наполнено любовью к Аллаху и Посланнику Его, как у Мусаба, то он сможет пожертвовать земными страстями во имя Ислама.
[1] Ибн Сад, III, 119.
[2] Ахмад, III, 322; Хаким, II, 681-682.
[3] Ибн Касир «Тафсир», II, 406
[4] Представитель или вождь какого-либо народа или племени.
[5] Джубайр ибн Мутим (радыйаллаху анху) является одним из родственников Посланника Аллаха. В течение длительного периода времени он не признавал Ислама и не принимал его. Он также входил в состав делегации, решившей уничтожить Свет Бытия. В сражении при Бадре он принимал участие, находясь в стане язычников. В битве при Ухуде по его приказу раб Вахшия сделал шахидом его дядю Хамзу. Сразу же после Худайбийского перемирия (в 628г.) он стал мусульманином, обретя истинную веру и став весьма искренним мусульманином. Джубайр был проницательным человеком с мягким нравом. Он передал нам 60 хадисов. Скончался он в Медине, в 58-ом году по Хиджре или в 678 г.н.э.
[6] Ибн Хишам, II, 47-51; Ибн Сад, I, 221-213; III,602-603; Ахмад, III, 322,461,462; Хайсами,VI, 42-44.
[7] Насаи «Присяга на верность»,43.