«Случай Гараник»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в Хараме, громко читал присутствующим Суру «Ан-Наджм». В конце суры, дойдя до аята-саджда, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пал ниц в земном поклоне Всевышнему Аллаху. Присутствовавшие рядом с ним правоверные мусульмане и неверующие язычники, люди и джинны, – все пали ниц.[1] Однако язычники пали ниц и совершили земной поклон не Аллаху, а своим идолам, поскольку в суре были упомянуты их имена. Так вот в этом и состоит инцидент, который хотели сделать точкой опоры для выдуманного, и позднее выдвинутого утверждения под названием «Случай Гараник».
Причины возникновения молвы, согласно которой мекканские язычники якобы приняли Ислам, послужил тот факт, что два разных земных поклона были выполнены мусульманами и многобожниками одновременно. Несмотря на то, что суть дела заключалось лишь в этом, позднее была выдвинута клевета, носящая название «Случай Гараник».
Этот вымысел заключается в том, что якобы шайтан нашептал, добавив между строчками аятов слова, имевшие следующий смысл: «Упование и надежда также на заступничество идолов».
Язычники, довольные этим, пали ниц. Однако позднее была понята ошибка.
Эту историю лишь ряд лиц, придерживавшихся враждебных взглядов на Ислам, признают истинной. А между тем, этот выдуманный инцидент был изучен и решительно опровергнут толкователями Корана, знатоками хадисов, сийяров и учеными-историками Ислама как с точки зрения передачи, так и с точки зрения соответствия этого утверждения с вероучением Ислама. Прежде всего, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был всегда защищен от нерадивости, невнимательности и оплошности в деле исполнения им пророческой миссии Самим Всевышним Аллахом. Абсолютно невозможно вмешательство шайтана в выполнение пророками дела оповещения людей, таблига, и донесения до них Божественной истины – вахий. Нельзя представить себе, чтобы шайтан мог вмешаться в дела, относящиеся к миссии нашего Посланника, в то время как Всевышний Аллах сообщил, что власть шайтана не распространяется даже на верующих рабов Аллаха.[2]
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) свободен от всякого рода недостатков, ошибок и грехов точно так же, как и принесенный им Священный Коран находится под защитой Аллаха.
В Священном Коране сказано:
لاَ يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَ لاَ مِنْ خَلْفِهِ تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ
Значение: «Не коснется его (т.е. Корана) ложь с какой бы то ни было стороны, он ниспослан Мудрым, Хвалимым». (Сура «Аль-Фуссылят», 42).
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
Значение: «Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его». (Сура «Аль-Хиджр», 9).
Версия утверждения, выдвинутого в «Случае Гараник» была опровергнута. В связи с этим Ибн Хузайма сказал:
«Утверждение, выдвинутое в «Случае Гараник», – это ложь безбожников и еретиков!»[3]
Того факта, что ни в одной из книг, передающих достоверные хадисы, об этом ничего не сказано, что ни один надежный передатчик-равви не передает его вместе с достоверным и касающимся этой темы документом, всего этого достаточно для того, чтобы показать его сомнительность и необоснованность.[4] Притязания, предъявленные в «Случае Гараник», не представляются возможными, они умозрительны. Ибо они утверждают идолопоклонство и многобожие, ширк. А между тем религия Ислам, начиная с самого начала, провозглашала и проповедовала идею Единобожия – Тавхид.
В такого рода притязаниях многобожников нет ничего рационального и благоразумного, поскольку основным элементом, на котором строится фундамент Ислама, является Единобожие – Тавхид. В суре «Ан-Наджм», ставшей предметом разговора, многобожие (ширк) осуждается от начала и до конца. В ней сообщается о том, что идолы – это пустые, ничего не значащие имена, а также о том, что язычники действуют лишь согласно своим предположениям и повинуются лишь своим прихотям. Не представляется возможным внесение путаницы в суру, подобную этой, а также добавление слов, способных вызвать одобрение многобожников и заставить их пасть ниц. И даже если бы они и были добавлены, то они не смогли бы убедить многобожников.
И еще. Непостижимо, чтобы язычники могли, услышав среди множества аятов, осуждающих их, пару слов, внушенных, да простит Аллах, шайтаном, смягчившись, пасть ниц! Самый прекрасный ответ на эту клевету дается в самом начале следующей суры:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
Значение: «Не заблудился ваш собрат и не обольщен [демонами]. И речи он ведет не по прихоти [своей]: его речь — лишь откровение внушенное». (Сура «Ан-Наджм», 2-4).
Тот факт, что этот вопрос был выдвинут как результат злонамеренной вражды к Исламу, убедительно доказан учеными Ислама. Тринадцатилетний мекканский период Ислама прошел в борьбе за уничтожение ширка и укрепления в сердцах людей религии Единобожия. Ибо эта религия категорически не приемлет приписывания сотоварищей Аллаху.
[1] Бухари «Тафсир» 53/4.
[2] См. «Аль-Хиджр», 42.
[3] Исмаил Джеррахоглу «Гараник», XIII, 363.
[4] Кади Ийяд, II, 132.