Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Одиннадцатый год Хиджры


Встреча и Великое прощание: Благородный путь к Высочайшему Другу

 

Первое и последнее звено в цепи Пророков – Гордость Вселенной, Султан Пророков, Имаму`л-Харамайн, Свет бытия, Милость для миров, Высокочтимый Пророк Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) – после Прощального хаджа сильно заболел. Это была смертельная болезнь, которая должна была разлучить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с Его Уммой, и благодаря которой Он мог встретиться со своим Великим Другом. Он мечтал всю свою жизнь о встрече с Господом. Отныне Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которому, собственно говоря, было известно о приближающейся смерти после ниспослания Суры «Ан-Наср», стал готовиться к последнему пути. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), не сообщая открыто о неотвратимом событии, стал прощаться и с живыми, и с мертвыми. К примеру, за день до болезни, посетив кладбище Джаннату`л-Баки и помолившись, Он сказал:

«О Великий Аллах мой! Пощади лежащих здесь, простив их грехи!» (Ахмад, III, 489)

Вернувшись с кладбища и поднявшись на минбар, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своим асхабам с проповедью, носящей почти прощальный характер.

«Я буду первым из вас, кто достигнет Источника Кавсар, и встречу вас там. Место нашей с вами встречи – это Кавсар! В это мгновенье Я вижу его перед собой! Я буду вашим свидетелем! Сейчас Мне вручили сокровищницы и ключи к ним. Клянусь Аллахом, Я не опасаюсь того, что вы после меня станете снова мушриками! Однако Я боюсь, как бы вы не погибли подобно тому, как сгинули жившие до вас, предавшись земным страстям, завидуя друг другу и убивая друг друга из-за земных благ!» (Бухари «Джанаиз», 73; Муслим «Фадаиль», 31)

Сойдя с минбара в состоянии полного изнеможения, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удалился в свой дом Ханаи- Саадат. Болезнь Его усиливалась с каждым днем. Когда состояние здоровья Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) значительно ухудшилось, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – образец учтивости, попросив разрешения у своих жен, принял решение остаться в комнате высокочтимой Айши. (Бухари «Тыбб», 22; Ахмад, VI, 34, 38; Белазури, I, 545)

Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) до того момента никогда не болел настолько сильно. Так как Его благородная жизнь, полная чистоты и высокой нравственности, является надежной защитой и препятствием, не допускающим к себе болезнь. Однако у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) была благородная и трудная миссия, длившаяся двадцать три года и требовавшая усилий, бывших на пределе человеческих возможностей.[1] Кроме того, с самого начала различные враги совершали тысячи гнусностей, что не могло не сказаться на Его состоянии. Все это вкупе способствовало тому, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) смертельно заболел. С другой стороны, эта болезнь должна была удостоить Его высоких степеней и высокого положения. На эту болезнь сильно повлиял инцидент с Его отравлением в Хайбаре. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в момент ухудшения Своего состояния сказал высокочтимой Айше:

«О Айша! Я постоянно ощущал муки от того яда, которым было отравлено мясо, что я попробовал в Хайбаре. Я чувствую сейчас, как лопается жила в моем сердце!» (Бухари «Магази», 83)

Вот и Анас бин Малик (радыйаллаху анху) сказал следующие слова:

«Я все время видел на языке Посланника Аллаха след этой отравы, и ее воздействие на Него!» (Муслим «Салям», 45)

Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) умер как великомученик в связи с этим отравлением. Всевышний Аллах, удостоивший Его чести стать Пророком, удостоил Его также чести стать великомучеником за веру. (Ибн Хишам, III, 390; Вакиди, II, 678 – 679; Хайсами, VI, 153)

 

*

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был весь в крупных каплях пота из-за высокой температуры, вызванной лихорадкой. Абу Саид Аль-Худри, пришедший навестить Его, не смог удержаться, чтобы не сказать:

О Посланник Аллаха! Какая же сильная у Вас лихорадка!

Абу Саид (радыйаллаху анху), продолжая рассказ, сказал:

«Я положил свою руку на Него. Сквозь покрывало я чувствовал Его жар.

О Посланник Аллаха, у Вас очень высокая температура, сказал я.

Он изволил ответить мне:

– Мы, Пророки, таковы. У нас так: беды к нам приходят рядами одна за другой, и в соответствии с ними воздается также премного.

О Посланник Аллаха! Кто из людей чаще всего оказывается в беде и чаще всего страдает? спросил я.

– Пророки, сказал Он.

Я спросил:

А кто после них?

– После них праведные и благочестивые люди, ответил Он.

Затем, давая разъяснение, Он сказал:

– Кто-то из них становится настолько охваченным страстью к нищете, что у него не бывает ничего, кроме грубошерстной бурки, в которую он одет. Они радуются несчастьям так, как вы радуетесь изобилию!» (Ибн Маджа «Фитан», 23)

Его болезнь не позволила Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предстать перед общиной в последние дни. Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) был назначен Им имамом для проведения совместных с общиной намазов. Некоторое время Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приходил в мечеть, почувствовав небольшое облегчение. Он сделал наставления своим славным асхабам:

«Всемогущий Аллах предоставил одному Своему рабу свободу выбора между земной жизнью с ее ценностями и теми благами, которые находятся у Аллаха. И раб тот предпочел то, что находится у Аллаха!»

Услышав эти слова Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху), обладавший тонкой, чувствительной душой, понял, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обращается к ним со своей прощальной проповедью. Глубокая грусть охватила его. Сердце его опечалилось, а из глаз потекли слезы. Рыдая, он сказал:

О Посланник Аллаха! Да будет жертвой ради Тебя мой отец! Мы пожертвуем во имя Тебя своими отцами, матерями, жизнями, состояниями и нашими детьми! (Ахмад, III, 91)

Никто в общине, кроме него, не сумел понять и постичь глубину чувствительности Высокочтимого Пророка. Ибо лишь Абу Бакр (радыйаллаху анху) был тем «вторым их двоих» в пещере Савр, о ком было сказано в священном аяте. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о нем так:

«Все, что у Меня есть на сердце, Я внушил Абу Бакру!»[2]

Асхабы в изумлении сказали друг другу, когда увидели дорогого друга Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  плачущим:

Не удивительно ли то, что этот старый человек плачет, в то время как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о праведном человеке, который предпочел соединиться со своим Господом?! (Бухари «Салят», 80)

А, между тем, тонкое, восприимчивое сердце высокочтимого Абу Бакра (радыйаллаху анху), почувствовав великое расставание, начало стонать и горько плакать, подобно Нею, сетующему на разлуку. Однако когда болезнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) серьезно осложнилась, другие асхабы также, почувствовав приближающуюся великую разлуку, начали проливать слезы. Собрания Мухаджиров и Ансаров носили траурный характер. Когда окружавшие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) люди попросили Его обратиться с просьбой об исцелении к Аллаху, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда возносивший Всевышнему Аллаху дуа о хорошем здоровье, на сей раз не вознес молитву.

Высокочтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывает:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заболевал, Он, прочитав Суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» и подув на ладони, проводил ими по своему телу. Когда болезнь Его усилилась и я, прочитав эти Суры и подув на свои ладони, принялась проводить ими по Его телу. Я прочла также молитву, начав словами «Аузу басмаля», которую прочел Джабраил в тот момент, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то заболел. Обращаясь к Аллаху, я произнесла следующие слова:

– О Господин людей! Сделай так, чтобы болезнь эта ушла! Исцеление под силу лишь Тебе. Нет другого исцелителя, кроме Тебя! Дай такое исцеление, чтобы от болезни не осталось и следа!

Однако после этой моей молитвы Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), повернув ко мне свою благословенную голову, сказал:

Убери свою руку! Отныне твоя молитва не принесет мне никакой пользы. Я жду своего часа…» (Ахмад, VI, 260 – 261; Ибн Са`д, II, 210)

Высокочтимая Айша (радыйаллаху анха) так продолжает свой рассказ:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел позвать свою уважаемую дочь Фатиму, обладавшую глубоким внутренним миром и тонкой душой. Когда она пришла, Он, поздоровавшись с ней и посадив рядом с собой, сказал ей что-то негромко. Фатима заплакала. Потом он опять сказал ей что-то тихонько. На этот раз Фатима обрадовано улыбнулась. Я никогда не видела, чтобы смех и плач, радость и печаль были бы так близки, как в тот день. Когда я спросила Фатиму о причине ее плача и улыбки, она сказала мне так:

– Он сказал мне о том, что умрет из-за своей болезни. И тогда я заплакала. Потом Он сообщил мне, что я встречусь с Ним самой первой из домочадцев. И тогда я улыбнулась, обрадовавшись». (Бухари «Магази», 83)

Во время своей болезни в периоды улучшения состояния здоровья Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удалось несколько раз совершить намаз совместно с общиной. После одного из совместных намазов Он, обращаясь к своим асхабам, чьи сердца были опечалены от сознания того, что их Пророк переселится в мир иной, сказал:

О люди! Я слышал, что вы боитесь того, что ваш Пророк умрет. Разве есть какой-либо Пророк, посланный до Меня, который бы постоянно находился среди своей общины, чтобы и Я также мог всегда быть среди вас? Знайте же, что Я встречусь с моим Господом! И вы тоже встретитесь с Ним! Несомненно, все происходит с разрешения Аллаха.

Запомните хорошо, Я уйду раньше, и буду ждать вас! Место нашей встречи в потустороннем мире около Источника Кавсар. Желающий завтра встретиться со мной не должен совершать грехов ни словом, ни делом! О люди! Если хорош народ, то будут хороши и его вожди. Если плох народ, то тогда и вожди его будут плохи. Клянусь Аллахом, в чьих могущественных руках находится моя жизнь, что сейчас Я стою возле моего Источника. Я смотрю на мой Источник с того места, где Я нахожусь сейчас!

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прервав свою речь на этом месте, обратился к рыдающему Абу Бакру (радыйаллаху анху):

О Абу Бакр! Не плачь!

Затем Он продолжил:

О люди! Нет более щедрого, преданного и самоотверженного по отношению ко мне друга среди людей, чем Абу Бакр! Если бы Я, кроме моего Господа, приобрел бы друга из числа людей, то это, вне всякого сомнения, был бы Абу Бакр…

 

Закройте эти двери, что открываются в мечеть! Пусть открытой останется лишь дверь Абу Бакра! Над дверью его я вижу свет. (Бухари «Салят», 80; Ибн Са`д, II, 227)

 

«Мои асхабы! Я всего лишь человек. Быть может, могли быть задеты права кого-нибудь из вас. Если Я задел кого-то рукой, то вот мое тело. Пусть он подойдет и возьмет свое! Если Я ударил кого-то по спине, то вот моя спина! Пусть он придет и ударит меня по спине! Если Я взял чье-то добро, то вот мое добро! Пусть и он придет, чтобы забрать его!

 

О мой Аллах! Я всего лишь один из людей. Если Я сказал кому-нибудь из мусульман обидное слово, ударил его или же проклял его, то Ты используй это как повод для воздаяния ему, для прощения его грехов и для проявления милосердия к нему! (Ахмад, III, 400)

О мой Аллах! Если я сказал какому-нибудь мумину обидное слово, Ты используй это как повод для того, чтобы в Судный День он был ближе к Тебе!» (Бухари «Даават», 34; Дарими «Мукаддима», 14; Ибн Са`д, II, 255; Табари «Тарих», III, 191; Халяби, 463 – 464)

Таким образом Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) словно прощался с людьми перед своей смертью. После этих слов Он утомленный вернулся к себе в комнату. После этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не смог выйти из комнаты для совершения совместного намаза. Лишь один раз, почувствовав легкое облегчение, Он совершил намаз за высокочтимым Абу Бакром.

Утром в понедельник 12 Рабиулавваля в последний раз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) почувствовал облегчение. Однако Ему не хватило сил для того, чтобы выйти к людям. В связи с этим был поднят занавес на двери его комнаты, и в этот момент Он в последний раз наблюдал, как Его любимый дорогой сахаб, выполняя обязанности имама, совершал утренний намаз. Увидев его совершающим намаз вместе с муминами, стоявшими рядами, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) радостно улыбнулся, оставшись доволен увиденной сценой. Он испытывал муки, причиняемые Ему тяжелой болезнью. Но последние часы жизни Его были озарены радостью от осознания того, что оставляет Он после себя общину, состоящую из благочестивых, праведных муминов, и от чувства выполненного долга перед Аллахом. (Бухари «Магази», 83; Азан, 46; Муслим «Салят», 98; Насаи «Джанаиз», 7)

Высокочтимая Айша, Мать правоверных, рассказывающая об этом событии, говорит следующее:

«Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) наблюдал с улыбкой за тем, как совершали намаз его асхабы. Я никогда прежде не видела Его таким радостным». (Ибн Хишам, IV, 331)

Всевышний Аллах оказал Посланнику Своему (саллаллаху алейхи ва саллям) такую великую милость, какую не оказывал никому из предыдущих Пророков. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) до наступления своей смерти увидел воочию успех своей миссии в распространении истины Аллаха (таблига). Он очистил Аравийский полуостров от многобожия (ширка). Идолы были разрушены и уничтожены руками тех, кто поклонялся им. Люди, некогда живьем закапывавшие своих дочерей в землю, обретали под наставничеством Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) высшую степень сострадания. Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был великим Наставником и Воспитателем, достигшим высочайших вершин в обучении и воспитании людей и превратившим человека в чудо природы. В то утро Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал выйти в путь войску, которое задержалось в связи с Его недомоганием. Молодого командира по имени Усама бин Зейд, назначенного им, он напутствовал:

Трогайтесь в путь до полудня, с надеждой на благодать Аллаха! (Вакиди, III, 1120)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел раздать нищим шесть – семь динаров, имевшихся у Айши (радыйаллаху анха). Спустя некоторое время Он спросил: розданы ли динары. Узнав, что высокочтимая Айша (радыйаллаху анха) от волнения, вызванного Его болезнью, забыла раздать динары, Он попросил дать их Ему и, взяв в ладони, сказал:

«Мухаммад – Пророк Аллаха считает неправильным предстать перед своим Господом, не раздав их бедным, обездоленным людям, в то время как эти деньги находятся при нем!»[3]

Затем, раздав их обитателям пяти домов, принадлежавших Ансарам, погрузился в состояния легкого сна, сказав:

«Вот теперь Я успокоился, облегчив свою душу!» (Ахмад, VI, 104; Ибн Са`д, II, 237-238).

Вот пожертвование, которому нет ни конца, ни края!

 

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своим домочадцам:

О люди! Пламя разгорелось! Будьте внимательны! Смута и беспорядки надвигаются и сгущаются подобно ночной тьме! Казалось, что Он расстилал перед взором людей картины событий, которые произойдут в будущем.

Я сделал законным лишь то, что было разрешено в Книге Аллаха Коране, и запрещал то, что было запретным в Нем! О дочь Посланника Аллаха Мухаммада Фатима! О София! Совершайте богоугодные дела! Если вы не совершаете праведных дел, то не надейтесь на Меня. Ибо если вы не будете служить Аллаху, Я не смогу спасти вас от гнева Аллаха! (Ибн Са`д, II, 256; Бухари «Манакыб», 13-14; Муслим «Иман», 348 – 553)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Продолжайте совершать намазы! Относитесь к людям, находящимся на вашем попечении, хорошо, по-доброму! Бойтесь гнева Аллаха в отношении них! Не пренебрегайте ими, одевайте их! Кормите их досыта! Говорите им ласковые слова!» (Абу Дауд «Адаб», 123 – 124 / 5156; Ибн Маджа «Васайа», 1)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с большим усердием и с большим желанием почистил зубы мисваком. Мать правоверных Айша (радыйаллаху анха) рассказала:

«В то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) чистил свои зубы мисваком, мне казалось, что Он никогда прежде так тщательно и усердно не чистил их, как в тот день!» (Бухари «Магази»; Ибн Са`д, II, 261)

Рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился небольшой сосуд с водой. Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) время от времени опускал свои руки в этот сосуд, проводил ими по своему лицу, говоря:

«Ля иляха илляллах, вне всякого сомнения, у смерти есть опьянение». (Бухари «Магази», 83)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой: «О мой Аллах! Охвати меня своим милосердием! Сделай так, чтобы я встретился с Великим  Другом! О мой Аллах! Охвати меня Своим милосердием! Облагодетельствуй меня! Прости меня за мои грехи! Дай мне встретиться с Превосходным Другом!» (Бухари «Магази», 83; Ахмад, VI, 126)

В тот день Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), утешая свою дочь высокочтимую Фатиму, говорил ей:

О доченька! Смотри, не плачь! Когда Я умру, скажи так: мы все пришли от Аллаха и к Нему вернемся. (Ибн Са`д, II, 312)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочел следующий священный аят, который был ниспослан в самые тяжелые моменты войны в Ухуде в качестве предостережения асхабам, которые решились на то, чтобы разойтись в связи со слухами о смерти Посланника Аллаха:

 

 

 

 

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ

انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَىَ عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ

اللّهَ شَيْئاً وَسَيَجْزِي اللّهُ الشَّاكِرِينَ

 

«Мухаммад всего лишь Посланник. До него тоже были Посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять [от Ислама]? А если кто и обратится вспять [от Ислама], то этим он ничуть не повредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных». (Сура «Али Имран», 144)

 

 

 

В тот день к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) явился ангел откровения  Джабраиль (алейхиссалям) и сказал Ему:

– Привет Тебе, о Посланник Аллаха! Сегодня в последний раз я ступаю на землю для Тебя! (Ибн Са`д, II, 259)

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пережил проявление следующих сказанных им ранее слов:

«Душа ни одного Пророка не будет взята до тех пор, пока он не увидит своего места в Раю! Затем, согласно своему пожеланию, он может отправиться туда!» (Бухари «Магази», 83, 84; Ахмад, VI, 89)

В тот день к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) явился ангел смерти и попросил разрешения войти к нему. Получив разрешение и встав перед Посланником Аллаха, он сказал:

– О Посланник Аллаха! О Ахмад! Всевышний Аллах направил меня к Тебе! И Он приказал мне подчиняться каждому Твоему распоряжению. Если Ты пожелаешь, я заберу твою душу! Если не пожелаешь, то я оставлю ее у Тебя!

В это время находившийся рядом с ним Джабраиль (алейхиссалям) сказал:

– О Посланник Аллаха! Всевышний Аллах скучает по Тебе!

В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ангелу смерти, попросившему у Него позволения, следующее:

(О Азраиль!) То, что имеется у Аллаха – гораздо благословеннее и неизменно. О ангел смерти! Забирай мою душу! Выполняй то, что велено тебе!» (Ибн Са`д, II, 259; Хайсами, IX, 34-35; Белазури, I, 565)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), опустив свою благословенную руку в стоящий рядом с ним сосуд с водой, провел рукой по лицу. Гордость Мироздания, проходя через врата своей жизни, полной страстного желания встречи с Аллахом, произнес слова Единобожия, после чего вручил свою святую и благословенную душу Всевышнему Аллаху, непрерывно повторяя:

«О мой Аллах! Превосходный Друг! Превосходный Друг!»

Его благословенная рука, которой Он увлажнял лицо, упала в сосуд с водой, находившийся рядом с Ним! (Бухари «Магази», 83)

Священный аят, ниспосланный много лет тому назад, воплотился в жизнь.

 

 

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ

 

«Воистину, ты [Мухаммад] смертен, и они смертны». (Сура «Аз-Зумар», 30)

 

О мой Аллах! Вознеси молитву в честь нашего учителя Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям), в честь рода Его и славных асхабов Его! Благослови всех их и передай им всем салям! И пусть молитва эта будет длиться вечно!

 

*

 

После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вручил святую душу свою Всевышнему Аллаху, все домочадцы Его пролили потоки слез. В это время они услышали некий голос, хотя никого не было видно, выражавший соболезнование и утешавший их:

«Да снизойдут на вас мир, милосердие и благодать Аллаха!»

После того, как обитатели дома Пророка, «Ахли Бейт», ответили на это, вновь послышался голос:

 

 

كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ

وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَمَن زُحْزِحَ

عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا

إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ

 

 

«Каждый непременно вкусит смерть. И, воистину, в День Воскресения вы будете сполна вознаграждены. Тот, кто будет отрешен от огня и введен в Рай, обретет блаженство. А земная жизнь — лишь [преходящая] утеха обольщением». (Сура «Али Имран», 185)

 

 

«Запомните как следует, что для каждого горя существует свое утешение, что у каждого усопшего человека есть его преемник и продолжатель, а у каждой смерти есть своя стоимость, своя цена у Аллаха! Припадите к Аллаху и надейтесь получить то, что вы ожидаете у Аллаха! По-настоящему человек несчастен только в том случае, если он будет лишен воздаяния Аллаха. Да снизойдут на вас мир, милость и благодать Аллаха!» (Ибн Са`д, II, 259)

Ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал:

«Эти слова услышали все обитатели Дома Пророка, Ахли Бейт, мумины, находившиеся в Мечети Пророка, а также те, кто проходил мимо». (Белазури, I, 564)

Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) же сообщил, что голос этот принадлежал Хыдыру (алейхиссаллям). (Ибн Са`д, II, 260)

Госпожа обитательниц Рая, Мать правоверных Фатима в такой степени опечалилась, что сказала следующие слова:

«С уходом Гордости Вселенной в мир иной на меня свалились такие беды, что, свались они на ясные дни, то тогда эти светлые дни превратились бы в кромешно-темные ночи». (Дийабекри, II, 173)

В течение следующих после смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) шести месяцев, которые прожила Мать правоверных Фатима, никто не видел ее улыбающейся хотя бы один раз. (Камиль Мирас «Перевод Таджрида», XI, 25-26)

Тяжелая болезнь длилась около тринадцати дней после возвращения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину. 8 июня 632 года по христианскому летоисчислению или 12 Рабиул-авваля 11-го года от Хиждры, в понедельник, перед Ним раскрылись прекрасные горизонты, и Благородный Пророк перешел в мир вечный для встречи с Всевышним Аллахом.

С того дня муаззин Пророка Билял Хабаши (радыйаллаху анху) со своим чудесным голосом, охватывавшим небеса, не смог более читать азан. А когда Высокочтимый Билял (радыйаллаху анху) вознамерился читать азан, уступив настойчивыми просьбами асхабов, не видя Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в михрабе, у него перехватило в горле от рыданий, голос его прервался, и он вновь не смог прочитать азан. Для того чтобы погасить боль от разлуки с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), он удалился из Медины в Шам. Однажды во сне он увидел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) упрекнул его, сказав:

«О Билял! Что значит это расставание? Неужели до сих пор не настало время для того, чтобы ты навестил Меня?»

Билял (радыйаллаху анху) проснулся грустный и тотчас вышел в путь. Он прибыл в Медину, дабы посетить святую могилу Посланника Аллаха. В тот момент, когда он, плача, прикасался лицом к могиле Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пришли высокочтимые Хасан и Хусейн (радыйаллаху анхума). Билял (радыйаллаху анху), прижимая их к своей груди, стал целовать их. Откликнувшись на их настойчивые просьбы, он стал читать азан. В этот момент Медина вздрогнула. Он произнес слова: «Ашхаду анна Мухаммада`р-Расулюллах!» И в это время все люди: и мужчины и женщины, на миг ощутив себя в мире, где был жив Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), высыпали на улицы, ведущие к Мечети Пророка. После смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не было другого такого дня, в который жители Медины столько бы плакали, проливая свои слезы. (Ибн Асир «Усду`ль – Габе, I, 244-245; Захаби «Сийар», I, 357-358)

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) вспоминал:

«Я никогда не видел более светлого и более прекрасного дня, чем тот день, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Абу Бакр прибыли в Медину! Я видел также тот день, когда скончался Посланник Аллаха! Я не видел более мрачного и неприятного дня, чем тот день! В тот день, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вошел в Медину, все в Медине светилось и сверкало, а в день, когда Он скончался, вся Медина была окутана мраком. Мы нехотя предали земле Его уважаемое, благословенное тело, никак не веря, что Он умер». (Ахмад, III, 221, 268, 287; Тирмизи «Манакыб», 1 / 3618; Дарими «Мукаддима», 14)

Все последующие беды и несчастья мусульман были ничтожными по сравнению с этим горем. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:

«Пусть мусульмане, когда их постигнет какое-нибудь горе, будут терпеливы и найдут утешение, подумав о горе, случившемся с ними в связи с Моей смертью». (Муватта «Джанаиз», 41; Дарими «Мукаддима», 14)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Мое здоровье полезно и благословенно для вас. Вы сможете беседовать со Мной, а Я – с вами! Моя смерть также благословенна для вас! Ваши деяния будут представлены Мне, и когда Я увижу ваши добродетельные дела, Я произнесу слова хвалы в честь Аллаха. Если же Я увижу ваши скверные деяния, то стану просить Аллаха о прощении ваших грехов». (Хайсами, IX, 24)

 

*

 

Как передала высокочтимая Айша, последнее мгновение жизни Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прошло в состоянии покаяния, прославления имени Аллаха. Он часто повторял: «Субханаллахи ва би–хамдихи, астагфируллаха ве атубу илейхи. (Я прославляю Аллаха от качеств, не подобающих Ему. Я каюсь в своих грехах и прошу Аллаха простить меня!)» (Бухари «Азан», 123, 129; Муслим «Салят», 218 – 220; Ахмад, I, 392; Ибн Са`д, II, 192)

Между двумя лопатками у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был знак пророчества. Немало асхабов жаждали прикоснуться к этому знаку своими губами. Когда наш Учитель Святой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) переселился в мир иной, славные асхабы стали сомневаться в Его переходе в потусторонний мир, поскольку на его благословенном лице не было видно каких-либо изменений. В связи с этим одна из родственниц нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям), Асма бинти Умейс (радыйаллаху анха), стала искать священную печать пророчества на спине Посланника Аллаха. Увидев, что этот знак исчез, все окончательно убедились в том, что Он переселился в потусторонний мир.[4]

После смерти Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не оставил ни динара, ни дирхама, ни даже одного раба. Остались лишь белый мул, на котором Он ездил, Его оружие, а также земельный участок, который Он завещал путникам.[5]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) умер в понедельник и был предан земле во вторник. Люди совершили намаз не общиной, а поодиночке. Никто не выполнил обязанности имама. Часть людей сказали:

«Пусть он будет похоронен рядом с минбаром».

Другие же сказали:

«Пусть он будет похоронен на кладбище Бакы».

Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха сказал:

Каждый Пророк должен быть похоронен в том месте, где он скончался!»[6]

Могила была вырыта там, где Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) умер.

В момент ритуального омовения тела Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с Него хотели снять рубаху. Неожиданно прозвучал голос:

«Не снимайте рубаху!»

В связи с этим тело Его омыли, не снимая рубахи.[7]

Абдуллах бин Мас`уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Наш любимый Пророк сообщил нам о своей смерти за месяц до ее наступления. Мы спросили у него:

О Посланник Аллаха! Кто станет совершать намаз джаназа по Тебе?и заплакали.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тоже заплакал, а потом сказал следующие слова:

– Не спешите! Да проявит Аллах к вам Свое милосердие! Да вознаградит Он вас добром из-за вашего Пророка. Когда вы совершите Мое ритуальное омовение и облачите Меня в саван, вы уложите Меня на мое ложе и положите на край могилы, находящейся внутри моего дома. Затем на некоторое время оставьте Меня одного! Ибо надо Мной вначале совершат намаз джаназа два моих друга – Джабраиль и Микаиль, затем – Исрафиль, а потом ангел смерти вместе с ордами ангелов! После этого заходите вы, группами совершите намаз и вознесите молитву в честь Меня! Однако не беспокойте Меня, хваля, превознося Меня и крича во все горло! Пусть приступят к совершению намаза мои домочадцы мужского пола. Затем пусть совершат намаз их жены. А после них совершите намаз вы.

Передайте привет моим асхабам, не находящимся здесь! Передайте также мой привет и тем, кто следует моей вере и будет ее приверженцем до Судного Дня!» (Хайсами, IX, 25; Ибн Са`д, II, 256 – 257)

Все было сделано так, как велел Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) сказал:

Пусть никто не настораживается, думая, возможно ли совершать намаз джаназа по Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) без имама. Ибо Он является вашим Имамом и живой, и когда умер!

Стоя на ногах в одном ряду с Пророком, молился высокочтимый Али (радыйаллаху анху):

О Посланник Аллаха! Да снизойдут на Тебя мир, милосердие и благодать Аллаха! О мой Аллах! Мы свидетельствуем, что Он проповедовал то, что Ты ниспослал Ему, что Он давал своей общине наставления, что Он боролся на пути Аллаха до тех пор, пока религия Аллаха не взяла верх, одержав победу! О мой Аллах! Сделай нас последователями и приверженцами всего, что Ты ниспослал Ему! Дай нам твердости и стойкости следовать по этому пути и после Него! Дай нам встретиться с Ним! а община хором говорила: «Аминь! Аминь!» (Ибн Са`д, II, 291)

Как счастлива та земля, что хранит в своем сердце Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Как прекрасно выразил это поэт в своих стихах, сказав так:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)

Избранный Пророк и милость для миров.

Земля, гордясь перед небесами, говорит:

Его могила находится в недрах моих.

Джабраиль (алейхиссалям), посещая могилу Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:

«Это Рай земной. Это сады Эдема. Входите в них с тем, чтобы оставаться вечно там!»

М. Раиф Бей в следующем своем прекрасном стихе повествует о зависти небес земле:

О Ясноликий!

Небеса, увидев, что Ты украшаешь землю,

Горюя, с чувством, говорят:

«Ах, если б мы землею были!» («Ан-Наба», 40)

Религия достигла совершенства. У асхабов было взято подтверждение проповедничества истины Аллаха – таблига, и Всевышнему Аллаху было представлено свидетельствование. А следом Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) был призван в мир вечности. Теперь же Он ожидает свою Умму там, где будут собраны все люди в день Страшного Суда, у тернистого куста и у Источника Кавсар.

 

*

В понедельник, 12 Рабиулавваля Святой Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) оказал честь миру, явившись на свет и 12 Рабиулавваля, в понедельник, Аллах поручил Ему миссию Пророка.

Абу Катада (радыйаллаху анху) передает следующее:

«Высокочтимому Пророку был задан вопрос о посте в понедельник. А Он в ответ сказал:

– Это Мой день рождения и день, в который Я был послан в качестве Пророка». (Муслим «Сыйам, 197 – 198).

А еще 12 Рабиулавваля в понедельник утром Он, войдя в Медину, заложил фундамент нового, только что созданного Исламского государства, которое будет продолжать свое существование до дня Страшного Суда. И, наконец, 12 Рабиулавваля, в понедельник, Он переселился в потусторонний мир. Теперь Он с состраданием и нежностью ожидает свою общину, чтобы заступиться за нее и защищать ее.

Азиз Махмуд Худайи (рахматуллахи алейхи) в следующих строках изобразил переселение Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в мир счастья, а также непостоянство и коварство земного мира, который лишился Его:

Кто на постоянство свое уповает?

Разве ты не обманчивый мир?

Разве не ты отнял

Мухаммаду`ль Мустафу?


[1] Когда Божественное откровение нисходило к Высокочтимому Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), его святое тело становилось чрезвычайно тяжелым. Если Он, к примеру, сидел в это время верхом на своем верблюде, ноги его подкашивались, и казалось, что они вот-вот переломятся. (Ахмад, II, 176; VI, 445; Ибн Са`д, 1, 197). Зейд бин Сабир (радыйаллаху анху) говорит следующее: «Как-то я находился рядом с Пророком Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). По причине многолюдности и потому, что мы сидели, опустив колени, его колено оказалось на моем колене. В это время вдруг сошло Божественное откровение. Валлахи! Я не видел ничего более тяжелого, чем колено Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Я подумал, что вот-вот мое колено будет раздавлено!» (Ахмад, V, 190 – 191).

[2] См. Аджлуни «Кашфу`ль – Хафа», стр. 419, том 2.

[3] В связи с этим имам Касталлани говорит следующее: «Если так думает Посланник Владыки миров, который является самым благородным из всех Пророков, и все прошлые и будущие грехи которого прощены, то ты только вдумайся, какого будет положение тех, которые предстанут перед Аллахом в то время, как на них лежит кровь мусульман и находится недозволенное им законом добро. (Касталлани, II, 480 – 481).

[4] Ибн Са`д, II, 272; Ибн Касир «Аль-Бидайа», V, 231.

[5] Бухари, «Магази», 83.

[6] Кади Ийад говорит: «Нет никаких разногласий по поводу того, что место, где находится могила Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) является самым достойным местом». (Шифа, II, 96). Имам Бусири выражает свои чувства: «Нет запаха лучше, чем запах той земли, что хранит в себе благословенное тело нашего Учителя Пророка Вселенной. Как счастлив тот человек, который поцеловал эту священную землю, вдыхая в себя ее аромат!» (Касидаи-Бурда, стих, №58).

[7] Муватта «Джанаиз», 27; Ахмад, 267.

от admin

Добавить комментарий