Возвращаясь из Хайбара
После завоевания Хайбара Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил своего представителя в местечко Фадак, находившееся в двух днях пути от Медины. Эта земля была присоединена мирным путем к землям, где господствовал Ислам. В то время в результате однодневной осады была покорена Вадиль-Кура, небольшое поселение, где проживали иудеи, находившееся на дороге, по которой возвращались воины Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после завоевания Хайбара. Иудеи Вадиль-Куры были оставлены на своих землях в качестве арендаторов, подобно иудеям Хайбара.
А иудеи племени Тейма заключили договор с Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), согласно которому они, приезжая, обязались выплачивать подушную подать – «джизью» и налог – «харадж». Таким образом, они, оставшись на своих землях, сами владели своими землями. Эти иудейские племена, прежде сговорившись с иудеями Хайбара, хотели пойти на Медину.[1]
С завоеванием Хайбара и его окрестностей путь к завоеванию Мекки мусульманами был открыт. Ибо поражение племен Бани Кайнука, Бани Надир, Бану Курайза и, наконец, победа над иудеями Хайбара устрашили людей. Отныне ни у кого не возникало сомнений по поводу успеха Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо все эти иудейские племена были самыми богатыми и могущественными еврейскими племенами Хиджаза, а храбрость и отвага их воинов были у всех на устах. Они были владельцами неприступных крепостей и плодоносных финиковых садов. Они обладали такой силой, что смогли бы защитить всех арабов, если бы они прибегли к их защите, обратившись за помощью к ним. Однако после того как иудеи сдались, будучи осаждены войском Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), все увидели, как от их отваги и мужества ни осталось и следа. Поэтому мусульманам сопутствовал успех.[2]
Кроме того, во время завоевания Хайбара наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сочетался браком с высокочтимой Сафийей, которая овдовела в результате гибели ее мужа на войне.[3] Сафийя (радыйаллаху анха) вышла замуж за знатного иудея за несколько дней до прихода нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Хайбар. В брачную ночь ей приснился сон, в котором она увидела, будто месяц, придя со стороны Медины, упал в ее объятья. Когда она рассказала об этом сне мужу, тот гневно сказал: «Ты только и мечтаешь о том, чтобы выйти замуж за Правителя Хиджаза Мухаммада!» Затем он ударил ее по лицу с такой силой, что у нее под глазом появился синяк. Когда ее муж погиб, а она стала женой Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), на ее лице все еще оставался след от удара, нанесенного ей мужем. Наш Господин Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) осведомился о происхождении этого синяка, и она рассказала ему о том, как это случилось. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказав ей об Исламе, сказал: «Мы не станем притеснять тебя за то, что ты исповедуешь свою религию. Если ты отдашь предпочтение Аллаху и Пророку Его, то Я возьму тебя в жены. Если ты предпочтешь иудаизм, то Я отпущу тебя на свободу, и ты отправишься к своему народу».
Мать правоверных Сафийя (радыйаллаху анха) отдала предпочтение Исламу, став одной из матерей правоверных – «Уммахатуль-муминин». (Вакиди, II, 674, 707; Ибн Са`д, VIII, 123; Ахмад, III, 138)
Женитьба Гордости Вселенной – Нашего Учителя (саллаллаху алейхи ва саллям) – на Сафиййе, дочери одного из авторитетных иудеев по имени Хувай, послужила поводом к тому, что произошло сближение с иудеями Хайбара, уменьшилось чувство взаимной вражды и стали развиваться дружеские отношения между мусульманами и иудеями.
Сафийя (радыйаллаху анха) проявляла участие к иудеям в такой степени, что это могло привлечь внимание и стать причиной претензий к ней. Она была словно представительницей иудеев в «Хана-и Саадат». Однажды невольница высокочтимой Сафиййи (радыйаллаху анха) во время правления досточтимого Умара сказала ему: «О правитель муминов! Сафийя любит субботний день, и она продолжает свои отношения с иудеями». В связи с этим высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) отправил человека изучить ситуацию. Наша уважаемая Мать правоверных ответила так: «Ты спрашиваешь о субботнем дне? С тех пор, как Аллах подарил мне пятничный день вместо субботы, я люблю его. Что же касается твоего вопроса относительно иудеев, то среди них у меня есть родственники, которых я навещаю». (Ибн Хаджар «Аль-Исаба, IV, 347)
Мать правоверных Сафийя (радыйаллаху анха), вернувшись, спросила у своей невольницы, для чего она пустила эту клевету. Та, признавая свою вину, промолвила: «Меня шайтан попутал». Поступок нашей Матери Сафийи (радыйаллаху анха) был блестящим и великолепным настолько, что сумел показать, насколько глубоко она усвоила мораль и этику Ислама. Ибо она сказала своей рабыне, несправедливо обвинившей ее, так: «Иди, я освобождаю тебя из рабства!» (Ибн Хаджар «Аль-Исаба», IV, 347)
[1] См. Ибн Хишам, III, 391; Вакиди, II, 707, 711.
[2] См. Вакиди, II, 729-731; Ибн Касир, «Аль-Бидайа», IV, 234.
[3] Ибн Са`д, VIII, 121-126.