Худайбийское соглашение – новый этап призыва к Исламу
Мушрики сильно запаниковали, узнав о том, что асхабы принесли присягу верности Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сражаться, не жалея своих собственных жизней, – Бейатур-Рыдван. Тот факт, что дело приняло серьезный оборот, вселило в сердца Мекканских мушриков жуткий страх. Немедленно решив заключить перемирие, они направили к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) Сухайла бин Амра. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев Сухайла, предсказал, имея в виду имя посла, которое означает «легкость, облегчение», успех: «Дело ваше облегчилось, к вам пришел Сухайл!»
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поступил согласно указанию Всевышнего Аллаха:
وَإِن جَنَحُواْ لِلسَّلْمِ فَاجْنَحْ لَهَا
Значение: «Если [неверующие] склонны к миру, то и ты [Мухаммад] склоняйся к миру…» (Сура «Аль-Анфаль», 61)
Первой целью мушриков было не дать мусульманам совершить малый хадж – умру. Вместе с тем у них был и целый ряд условий, которые на первый взгляд казались трудными.
После долгих и горячих споров были приняты условия перемирия. Досточтимый Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поручил письменно оформить соглашение высокочтимому Али (радыйаллаху анху). По приказу Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Али (радыйаллаху анху) должен был вначале написать: «С именем Всемогущего и Всемилостивейшего Аллаха». Однако Сухайл запротестовал. И тогда вместо этих слов было написано: «Именем нашего Аллаха». После этого Сухайл не согласился, чтобы было написано «Посланник Аллаха» и «Пророк Аллаха», сказав:
– Если бы мы согласились с тем, что ты Пророк, разве стали бы мы воевать с Тобой и мешать Тебе посетить Каабу?
От этого гнев асхабов увеличился, поскольку их и так порядком рассердило подобное обсуждение статей договора. Высокочтимый Али (радыйаллаху анху), отложив ручку, которую он держал в руке, сказал:
– Клянусь Аллахом! О Посланник Аллаха! Я не вычеркну выражение «Пророк Аллаха!»
Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав, что даже если они и опровергают, Он все же является Пророком Аллаха, попросил показать ему написанное предложение. Зачеркнув это место своей благословенной рукой, он велел написать там свое имя – Мухаммад бин Абдуллах…
В тот день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по причине многих сокровенных смыслов подписал договор. Вот некоторые из статей этого договора:
1. Срок действия договора – 10 лет.
2. Мусульмане в этом году не посетят Мекку, посещение Мекки состоится в следующем году. Приехавшие для посещения Мекки мусульмане пробудут в ней в течение трех дней. В течение этого времени мушрики не будут выходить за пределы Мекки и не будут контактировать с мусульманами.
3.(Отныне) если кто-то из Курайшитов, будучи даже мусульманином, найдет прибежище в Медине, то он должен быть сразу возвращен. Однако люди, переселившиеся из Мекки в Медину (ранее), не будут возвращены назад.
4. Остальные арабские племена могут по своему усмотрению присоединяться как к мусульманам, так и к Курайшитам.
В тот момент, когда статьи договора были закреплены на бумаге, Курайшит Абу Джандал, волоча по земле кандалы, надетые на его ноги, потихоньку подошел к нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Абу Джандал (радыйаллаху анху) испытал немало мук и страданий от рук мушриков из-за того, что стал мусульманином. Воспользовавшись удобным моментом, он убежал и пришел к мусульманам. Сухайл сказал, что первый человек, которого следует вернуть им согласно договору, – его сын. При этом он ударил палкой по лицу Абу Джандала. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), с грустью наблюдавший за происходящим, попросил Сухайла подарить Абу Джандала ему, отпустив его и не распространяя на него соответствующую статью договора. Однако мушрик, обладавший каменным сердцем, не согласился. Абу Джандал (радыйаллаху анху) в то время, когда его передавали мушрикам, громко умолял мусульман и просил у них помощи. Сердца мусульман разрывались на части, когда он печально спрашивал у них: «Вы хотите, чтобы я опять попал в стан тирании, жестокости и несправедливости?» Мусульмане начали плакать от жалости, которую они испытывали к нему. Тогда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Абу Джандалу:
«О Абу Джандал! Потерпи еще немного! Крепись! Вне всякого сомнения, Всевышний Аллах обязательно найдет для тебя и для других одиноких и беззащитных людей выход из тупика. Мы заключили с этим племенем договор о мире, и мы дали им слово, поклявшись именем Всевышнего Аллаха, что будем верны ему. И они также дали нам слово, поклявшись именем Аллаха. Мы не можем нарушить данное нами слово. Ибо нам не подобает нарушать его!» (Ахмад, IV, 325; Ибн Хишам, III, 367)
Позднее наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) – безбрежный океан сострадания – сказал Сухайлу: «Не упрямься! Подари его мне!» Однако Сухайл не принимал никаких предложений Пророка Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обратившись к Сухайлу, попросил его взять под свое покровительство Абу Джандала, сказав: «Если так, то возьми его под свою защиту ради меня!» Сухайл не принял и этого предложения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Услышав настойчивые просьбы Посланника Аллаха, представители Курайшитов Хувайтыб и Микраз сказали: «О Мухаммад! Из уважения к Тебе мы возьмем его под свое покровительство. Мы не позволим, чтобы его пытали и мучили!» (Вакиди, II, 608; Белазури, I, 220)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся назад, немного успокоившись. Подобное упрямое и надменное поведение мушриков в тот день сильно разгневало высокочтимого Умара (радыйаллаху анху), так что едва удалось успокоить его. За исключением высокочтимого Абу Бакра (радыйаллаху анху), состояние духа других асхабов мало чем отличалось от настроения высокочтимого Умара (радыйаллаху анху). Умар (радыйаллаху анху) заявил Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о своем мнении относительно заключенного договора, который внешне казался поражением мусульман. Наш Господин Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям) же изволил сказать ему в ответ:
«Я – Посланник Аллаха. И Я не могу противиться Его Воле. Мой Помощник – Он!»
Так Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул тот факт, что дело, совершенное им, является Божественным посылом, и по этой причине он подписал этот договор. (Бухари «Магази», 35; Муслим «Джихад», 90 – 97)
*
Сухайл по завершении подписания договора, довольный и счастливый, возвратился в Мекку, а Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим избранным асхабам:
– Ну, а теперь принесите в жертву своих верблюдов и побрейте свои головы!
Однако никто из славных асхабов не двинулся с места для того, чтобы выполнить это. Они пребывали в грусти и печали оттого, что никак не могли разгадать тайну, покрытую для них мраком. Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил свой приказ трижды. И вновь никто не поднялся с места. Это было вовсе не возмущение, и это был не ропот. Это было ожидание появления хоть малой искорки надежды на отмену договора, заключенного только что, так как души славных асхабов горели пламенной жаждой встречи с Каабой. Ведь каждый из них еще днем раньше принес клятву верности нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав: «Клянусь всеми теми намерениями, желаниями и целями, что находятся в сердце Пророка Аллаха!»
Увидев бездействие своих асхабов, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) испытал сильнейшее огорчение. Сильно опечаленный, он направился в шатер своей бесценной супруги Умму Саламы (радыйаллаху анха). После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал о ситуации, Умму Салама (радыйаллаху анха), благословенная Мать правоверных, утешая Пророка Аллаха, сказала:
– О Пророк Аллаха! Вы, не говоря своим асхабам ни слова, принесите в жертву своих верблюдов, обрейте Свою голову! И они, несмотря на то, что опечалились и испытывают душевную боль, последуют за Вами. Вы простите их!
После этого совета Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), выйдя из своего шатра, поступил по совету своей благословенной супруги. Асхабы, увидев это, поняли, что условия договора не изменятся и все последовали действиям Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Они принесли в жертву животных и обрили головы наголо. Мать Правоверных Умму Салама (радыйаллаху анха), наблюдавшая за происходящим, сказала:
«Сказать по правде, мусульмане устремились к своим жертвенным животным так быстро, что я испугалась того, что они раздавят друг друга!» (Бухари «Шурут», 15; Ахмад, IV, 326, 331, Вакиди, II, 613)
После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и его славные асхабы принесли в жертву животных и обрили свои головы, Всевышний Аллах послал ураган, который, подняв волосы асхабов в воздух, донес их до самой Каабы. Асхабы восприняли это как знак того, что их малый хадж принят[1] Всевышним Аллахом. Вслед за этим все двинулись в сторону Медины.
Поскольку мусульмане вначале не смогли постичь сокровенный смысл соглашения о перемирии, а потому были недовольны, в их сердцах появился сильный страх. Они начали думать, что будет ниспослано Божественное откровение, касающееся их, и что они будут уничтожены. В этот период времени снизошла Сура «Фатх»:
إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحاً مُّبِيناً . لِيَغْفِرَ لَكَ اللَّهُ مَا تَقَدَّمَ مِن ذَنبِكَ
وَمَا تَأَخَّرَ وَيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكَ وَيَهْدِيَكَ صِرَاطاً مُّسْتَقِيماً .
وَيَنصُرَكَ اللَّهُ نَصْراً عَزِيزاً.
Значение: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу, дабы Аллах простил тебе грехи, которые случились прежде и которые будут впоследствии, дабы Он завершил Свою милость к тебе, дабы наставил тебя на прямой путь и дабы Аллах оказал тебе великую помощь». (Сура «Аль-Фатх», 1-3)
Муджамми бин Джарийа (радыйаллаху анху) рассказывает следующее о тех страшных мгновениях, которые пережили асхабы во время ниспослания Суры «Фатх»:
«Люди с опаской разбрелись к своим верблюдам, спрашивая друг у друга: «Что происходит с людьми?» Кто-то сказал: «К Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снизошло божественное откровение!» И мы все вместе со страхом отправились прямо туда, где находился Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). После того, как собрались все асхабы, Посланник Аллаха прочел Суру «Фатх»». (Ибн Са`д, II, 105)
Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал следующее: «За тот день из-за страха, возникшего у меня в связи с тем, что я наговорил немало слов против Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), для того чтобы облегчить свою участь, я постоянно постился, подавал милостыню – садака, совершал намазы-нафил и освободил большое количество рабов». (Ибн Саййидиннас, II, 167)
Сура «Фатх» сообщала муминам благую весть о том, что в Худайбийи перед ними открылись двери побед. И спустя совсем небольшой период времени известие это стало сбываться. Племена, жившие в окрестностях, назвали эту поездку Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), предпринятую с целью посещения Каабы, «путь, по которому нет возврата». Однако, увидев, что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) возвращается живым и невредимым и даже без малейших потерь, они поспешно в панике явились к Нему и попросили у Него прощения. Всевышний Аллах так описывает их состояние в священных аятах:
بَلْ ظَنَنتُمْ أَن لَّن يَنقَلِبَ الرَّسُولُ وَالْمُؤْمِنُونَ إِلَى
أَهْلِيهِمْ أَبَداً وَزُيِّنَ ذَلِكَ فِي قُلُوبِكُمْ وَظَنَنتُمْ ظَنَّ السَّوْءِ
وَكُنتُمْ قَوْماً بُوراً . وَمَن لَّمْ يُؤْمِن بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ فَإِنَّا
أَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ سَعِيراً.
Значение: «А, так вы полагали, что ни Посланник, ни верующие ни за что и никогда не вернутся к своим семьям? Это представлялось в прекрасном свете вашим сердцам, и вы лелеяли самые злые надежды и [тем] обрекали себя на гибель. А что до тех, кто не уверовал в Аллаха и Его Посланника, — так ведь Мы приготовили неверным адский огонь». (Сура «Аль-Фатх», 12-13)
*
Соглашение о перемирии, заключенное в Худайбийи с мушриками, а также решения, принятые в тот день, на первый взгляд казались направленными против мусульман. Когда была ниспослана Сура «Фатх», были сообщены сокровенные высочайшие смыслы и причины, связанные с данным соглашением, а также были доведены до сведения мусульман благие вести. Только позднее выяснилось, что казавшееся на первый взгляд поражением окажется очевидной победой и завоеванием… Так сказано об этом в аяте:
وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئاً وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ
وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
Значение: «…Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете». (Сура «Аль-Бакара», 216)
Это событие, объяснение которого было затруднительным вначале для Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), обрело ясность лишь в течение двух лет. К примеру, в мирной обстановке, которая установилась благодаря заключенному соглашению, немало людей удостоилось чести принять Ислам. Количество людей, ставших мусульманами в течение этих двух лет, превысило общее количество мусульман к моменту соглашения. В тот год мусульмане не могли совершать умру или были вынуждены терпеть навязанные им тяжелые условия. Однако приобретения и завоевания, которые совершались следом, одно за другим, были великими. Ибо вместе с заключением этого договора было официально признано существование Ислама.
Год спустя, можно было посетить Каабу. Те из арабских племен, которые пожелают, могли перейти под покровительство мусульман. А это означало то, что Курайшиты потеряют свое влияние и свой авторитет, и то, что это облегчит призыв людей к Исламу. Одной из причин заключения перемирия Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был также тот факт, что в Мекке в ту пору находилось немалое количество людей, принявших Ислам, однако не показывавших этого, так как это было необходимо для сохранения спокойствия и мира. Этот факт мог раскрыться, если бы между ними и мушриками возникла война, и потому существовала возможность их уничтожения. В итоге Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), являвшийся «Пророком сострадания», своими действиями отправлял скрытые послания людям, проживавшим в Мекке, а также другим арабским племенам, которые могли стать мусульманами. Он (саллаллаху алейхи ва саллям) приближал, привязывал и приобщал их к Исламу. И плоды этого впоследствии были увидены ясно и очевидно.
[1] Ибн Са`д, II, 104; Халеби, II, 713.