Господин шахидов высокочтимый Хамза
В этот момент храбрейший боец войска Ислама – высокочтимый Хамза, перемещавшийся по полю брани среди воинов, возникая то тут, то там, был сражен наповал копьем, брошенным Вахши. Вахши, бывший тогда еще рабом, сделал это потому, что Хинд обещала ему освобождение от рабства. Хинд, со страшной алчностью в течение длительного времени поджидавшая этого момента, зашла в своей лютости и дикости так далеко, что, перейдя всякие границы, заставила вынуть печень Хамзы (радыйаллаху анху) и стала рвать ее зубами. Поэтому ей было дано прозвище «пожирающая печень» – «Акилетул -Акбад». Великомученическая смерть высокочтимого Хамзы подняла волны скорби и печали в рядах мусульман. Замешательство, возникшее в их рядах ранее, усилилось еще больше. Всевышний Аллах сказал следующее о подобном состоянии муминов:
وَلَقَدْ صَدَقَكُمُ اللّهُ وَعْدَهُ إِذْ تَحُسُّونَهُم بِإِذْنِهِ حَتَّى إِذَا فَشِلْتُمْ
وَتَنَازَعْتُمْ فِي الأَمْرِ وَعَصَيْتُم مِّن بَعْدِ مَا أَرَاكُم
مَّا تُحِبُّونَ مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم
مَّن يُرِيدُ الآخِرَةَ ثُمَّ صَرَفَكُمْ عَنْهُمْ لِيَبْتَلِيَكُمْ
وَلَقَدْ عَفَا عَنكُمْ وَاللّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ.
Значение: «Аллах исполнил Свое обещание, когда вы поражали неверных по Его велению, пока вы не оробели, не стали оспаривать приказа [Пророка] и не ослушались, после того как Он явил вам то, что вы любите. Среди вас были приверженцы этого мира и были приверженцы мира будущего. Потом Аллах обратил вас в бегство от неверных, чтобы испытать вас, и Он простил вас, ибо Аллах милостив к верующим». (Сура «Али Имран», 152)
Всевышний Аллах, в священном аяте предупреждая лучников, покинувших свои места для того, чтобы приобрести трофеи, изволил сказать: «Кое-кто из вас стремился к мирским, земным благам», Он превознес тех из них, которые, не оставив своего поста, пали смертью шахидов, изволив сказать о них: «А кто-то из вас стремился к вечным благам потустороннего мира – ахирата».
*
В тот день мушрики убили немало мусульман, став причиной обретения ими степени шахида. А одна группа мушриков даже целенаправленно предпринимала попытки прямого нападения на Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Тальха бин Убейдуллах говорит так: «Когда асхабы Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассредоточились, мушрики перешли к наступлению и окружили Его со всех сторон. Я недоумевал, с какой стороны защищать Пророка Аллаха – то ли спереди, то ли сзади, то ли справа, то ли слева. Обнажив свой меч и размахивая им, я отдалил мушриков от Посланника Аллаха один раз спереди и один раз сзади. Наконец, они разошлись». (Вакиди, I, 254)
Меткий стрелок из лука мушрик Малик бин Зубейр пустил стрелу в Посланника Аллаха. Тальха бин Убейдуллах, поняв, что стрела может угодить в Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), подставил свою руку ей навстречу. Стрела, задев его палец, изувечила ему руку.[1]
Часть асхабов из Мухаджиров и Ансаров, окружив Пророка Аллаха, присягнули ему на верность до самой смерти, сказав так: «Лицо мое – это твой щит, а тело мое – искупительная жертва для Тебя! Пусть всегда добрые пожелания Аллаха пребудут с Тобой! Мы никогда не расстанемся с Тобой!» Они сражались до конца, пребывая рядом с Ним. (Ибн Сад, II, 46; Вакиди, I, 240)
Абу Тальха (радыйаллаху анху) был хорошим стрелком, крепко натягивавшим тетиву своего лука. В день сражения при горе Ухуд в его руках сломалось два-три лука. Пророк Аллаха всякому, кто проходил с колчаном мимо Него, говорил: «Освободи свой колчан от стрел рядом с Абу Тальхой!» Когда наш господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь позади Абу Тальхи, поднимался высоко, пытаясь разглядеть мушриков, он говорил Ему: «О Посланник Аллаха! Да станут жертвами за Тебя мои отец и мать! Не поднимай головы! Одна из стрел мушриков может угодить в Тебя. Пусть грудь моя послужит щитом для Тебя! Пусть все то, что может навредить Тебе, коснется меня!» (Бухари «Магази, 18)
Катада бин Нуман (радыйаллаху анху), защищая Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стрелял в мушриков из лука до тех пор, пока его лук не покосился. В результате сам он был ранен в глаз, и зрачок его потек по щеке. Глаза Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидевшего его в таком состоянии, увлажнились и стали мокрыми от слез. Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям), взяв зрачок Катады, поставил его на прежнее место. В результате этот глаз у него стал даже лучше, чем другой, и он стал видеть все гораздо отчетливее.[2]
Умму Умаре (радыйаллаху анха) была одной из женщин-сахаби, принимавших участие в сражении при Ухуде, она воевала с неприятелем, стреляя из лука. По возвращении с войны в Медину Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Во время войны я видел то справа, то слева Умму Умаре, сражающуюся с врагом». (Ибн Хаджар «Аль-Исаба», IV, 479)
Высокочтимая Умму Умаре (радыйаллаху анха), удостоившаяся всяческих лестных слов и молитв нашего Учителя (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала Ему так: «Вознеси молитву Аллаху, чтобы в Раю мы были Твоими соседями!» Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вознес молитву Аллаху, в ней было сказано: «О Аллах! Сделай их моими товарищами и соседями в Раю!» В связи с этим Умму Умаре воскликнула: «Отныне мне не страшна никакая беда на этом свете!» (Вакиди, I, 273; Ибн Сад, VIII, 415)
В тот момент, когда война приняла ожесточенный характер, во время одного из нападений на Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) брат Сад бин Аби Ваккаса, бывший мушриком, бросил в нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) камень. Два кольца из кольчуги Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вонзились в благословенное священное лицо Его и, поранив щеку, сломали один зуб.[3] Наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) упал в яму, которую нечестивец Абу Амр вырыл для мусульман. Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) взял Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) за руку, а Тальха бин Убейдуллах, подняв Его на ноги, вытащил из ямы. Аби Убейда бин Джаррах (радыйаллаху анху) вытащил зубами кольца от кольчуги Пророка Аллаха, вонзившиеся в лицо Его. Во время этой процедуры у самого Аби Убейда бин Джарраха сломались два зуба. В это мгновение все избранные асхабы и даже ангелы погрузились в глубокий траур. Асхабы, в высшей степени огорченные случившимся, сказали нашему Господину: «Может, Вы нашлете на мушриков Курайша проклятия?!» Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) же в ответ сказал им: «Я был послан не для того, чтобы проклинать. Напротив, Я послан для того, чтобы призывать людей к истинному пути, а также Я послан из сострадания к ним». Затем вознес молитву Аллаху: «Мой Аллах! Наставь мой народ на путь истины! Ибо они не ведают!» (Бухари «Магази», 24; Хайсами, VI, 117; Вакиди, I, 244-247; Кади Ийад, I, 95)
Когда наш Господин Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) был ранен, Он изволил сказать: «Аллах сильно разгневался на племя, ранившее в лицо Его Посланника!» Сад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) рассказывал: «Клянусь Аллахом, услышав эти слова Посланника Аллаха, я испытал такое негодование и такое желание уничтожить брата моего Утбу бин Аби Ваккаса, какого я никогда еще не испытывал!» Сад (радыйаллаху анху), неоднократно пробиваясь через ряды мушриков, пытался осуществить задуманное, однако Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воспрепятствовал тому, чтобы он убил своего брата.[4]
Сад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху), находясь рядом с Гордостью вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), стрелял непрерывно из лука, держа мушриков под градом стрел, а наш Господин Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Стреляй, Сад! Стреляй! Да будут мои отец и мать жертвами твоими!» Бывший очевидцем этой сцены высокочтимый Али (радыйаллаху анху) сказал по этому поводу: «Я никогда не слышал, чтобы Пророк Наби (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал кому-нибудь, за исключением Сада, слова «Да станут жертвами твоими мой отец и мать! (Тирмизи, Адаб, 61; Манакыб, 26; Ахмад, I, 92)
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) даже в минуты суматохи и великого замешательства на поле боя безропотно покорялся Аллаху с непоколебимой стойкостью веры, уповая на Его милость. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), вытирая кровь с благословенного лица своего, искал помощи у Аллаха, обращаясь к Нему со следующей молитвой: «О Аллах! Народ мой невежественен. Ибо не ведает, что творит. Наставь их на путь истины!»
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) получил рану в сражении при Ухуде, Фатима (радыйаллаху анха) смывала водою кровь с благословенного святого лица Его, а высокочтимый Али лил воду на руки Фатимы. Заметив, что из-за воды кровь стала идти сильнее, высокочтимая Фатима взяла кусочек циновки, сожгла его, а затем полученный пепел приложила к ране, остановив таким образом кровотечение». (Бухари «Джихад», 80; Магази, 24; Муслим «Джихад», 101)
*
Итак, на арене военных действий в Ухуде стали разворачиваться грустные, печальные сцены. Ход событий в начале войны складывался в пользу муминов, и, казалось, они близки к победе, однако по причине их неповиновения приказу перевес оказался на стороне мушриков. Рядом с Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) осталось всего четырнадцать человек. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к муминам, которые впали в панику, сказал: «О рабы Аллаха! Идите ко мне. Я – Посланник Аллаха!» (Вакиди, I, 237)
В Благородном Коране говорится так:
إِذْ تُصْعِدُونَ وَلاَ تَلْوُونَ عَلَى أحَدٍ
وَالرَّسُولُ يَدْعُوكُمْ فِي أُخْرَاكُمْ فَأَثَابَكُمْ
غَمَّاً بِغَمٍّ لِّكَيْلاَ تَحْزَنُواْ عَلَى مَا فَاتَكُمْ
وَلاَ مَا أَصَابَكُمْ وَاللّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ.
Значение: «[Вспомните] как вы бежали [с поля сражения при Ухуде], ни на кого не обращая внимания, а позади Посланник тем временем призывал вас [вернуться]. И Аллах воздал вам за горе [причиненное вами Посланнику] горем [поражения]. И не жалейте о том, что миновало, и о том, что поразило вас. Воистину, Аллах ведает о том, что вы творите». (Сура «Али Имран», 153)
Прошел слух о том, что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал шахидом. Часть муминов были потрясены до глубины души, услышав об этом, это было подобно удару молнии для них. Они стали покидать поле брани, говоря: «Если погиб Пророк Аллаха, то что же мы стоим здесь?» Они, в сущности, повернули назад, чтобы защищать Медину, однако мусульманки вернули их назад. А еще часть мусульман, продолжая сражаться, думали так: «Даже если умер Пророк Аллаха, но ведь Аллах вечен!»
Один из таких мусульман – Анас бин Надр (радыйаллаху анху) – дядя знаменитого Анаса бин Малика. Услышав печальное известие о кончине Посланника Аллаха от муминов, пребывавших в состоянии безнадежности оттого, что они не знали, как поступить им дальше, полный чувства огромного смирения перед Аллахом и упования на Него, Анас бин Надр воскликнул: «К чему вам жизнь, коли умер Посланник Аллаха? Будьте и вы шахидами, подобно Ему!» Произнеся эти слова, он бросился в атаку на мушриков и спустя какое-то время, получив более восьмидесяти ран и пригубив из чаши сладкой великомученической смерти, стал шахидом. (Ахмад, III, 253; Ибн Хишам, III, 31)
Анас (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Моему дяде Анасу бин Надру не довелось участвовать в сражении при Бадре. Тяжело переживая это, он сказал:
– О Пророк Аллаха! Мне не довелось участвовать в первой войне, предпринятой Тобой против мушриков. Если Всевышний Аллах удостоит меня доли принять участие в войне против мушриков, то Он увидит, конечно же, как буду я воевать с ними!
Он участвовал в сражении при Ухуде. Когда ряды мусульман распались и поредели, он, имея в виду своих товарищей, сказал так:
– Мой Господь! Прошу у Тебя прощения за то, что они делают!
Затем он, рванувшись вперед, сказал следующие слова:
– О Господь! Я далек также и от того, что делают они и непричастен к этому!
Встретив Сад бин Муаза, он сказал ему:
– О Сад! Все, что я хочу, – это Рай. Клянусь Господом Каабы! С тех пор, как мы находимся у подножия горы Ухуд, я все время ощущал запах Рая!
Сад, позднее рассказывая об этом нашему Господину Пророку, сказал:
– О Посланник Аллаха! Я не смог поступить так, как поступил он! Мы обнаружили дядю только тогда, когда он стал шахидом. На теле его было более восьмидесяти ран, нанесенных мечом, копьем и стрелами. Мушрики отрезали ему нос, уши, изуродовав его так, что никто не смог узнать его. Лишь сестра узнала его по кончикам пальцев. Следующий аят гласит о таких муминах, как мой дядя и подобные ему мусульмане:
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن
قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلاً.
Значение: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, которые исполнили свой обет, есть и такие, для которых срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили [завету]». (Сура «Аль-Ахзаб», 23) (Бухари «Джихад», 12; Муслим «Имара», 148)
Бежавшими в то время, когда война приняла опасный для муминов характер, были, главным образом, те, кто хотел воевать, выйдя за пределы города. Таково провидение Аллаха! Всевышний Аллах изволил сказать следующие слова именно о них:
وَلَقَدْ كُنتُمْ تَمَنَّوْنَ الْمَوْتَ مِن قَبْلِ أَن تَلْقَوْهُ فَقَدْ رَأَيْتُمُوهُ وَأَنتُمْ تَنظُرُونَ.
Значение: «Вы желали смерти, пока не встретились с нею лицом к лицу. Вот она перед вами, и вы взираете на нее [растерянно]». (Сура «Али Имран», 143)
Божественное предостережение тем, кто, объявив ранее о том, что они готовы к смерти, бежал с поля битвы, прислушавшись к бреду о смерти Света бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), было чрезвычайно резким:
وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ
انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَىَ عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ
اللّهَ شَيْئاً وَسَيَجْزِي اللّهُ الشَّاكِرِينَ.
Значение: «Мухаммад всего лишь Посланник. До него тоже были Посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять [от Ислама]? А если кто и обратится вспять [от Ислама], то этим он ничуть не повредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных». (Сура «Али Имран», 144)
В тот страшный день Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), не сдвинувшись с места, подобно Полярной звезде, продемонстрировал проницательность и ум, присущий Пророкам, сумев оказать противодействие мушрикам, дав им отпор. Он стал образцом благородного воина, показавшим своим асхабам пример храбрости, бесстрашия, мужества и хладнокровия. Ибо Всевышний Аллах изволил сказать так:
وَلاَ تَهِنُوا وَلاَ تَحْزَنُوا وَأَنتُمُ الأَعْلَوْنَ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ.
إِن يَمْسَسْكُمْ قَرْحٌ فَقَدْ مَسَّ الْقَوْمَ قَرْحٌ مِّثْلُهُ
وَتِلْكَ الأيَّامُ نُدَاوِلُهَا بَيْنَ النَّاسِ
Значение: «Не падайте же [духом], не огорчайтесь, ибо вы выше других, если веруете. Если вам нанесена рана ныне, то подобная же рана была нанесена другому народу. Мы сменяем [благополучные и злополучные] для людей дни чередой…». (Сура «Али Имран», 139-140)
Благодаря состраданию Всевышнего Аллаха к муминам, несмотря на возникшие было беспорядки и смуту, мушрикам не удалось добиться своей цели. Славные асхабы, увидев Посланника Аллаха, стали потихоньку приходить в себя. Мумины стойко охраняли Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Они выдержали атаку мушриков.
Мекканские же мушрики вновь стали нести потери. Для того чтобы избежать увеличения потерь со своей стороны, они подались немного назад. Воспользовавшись этим удобным моментом, Пророк Аллаха отступил к горе Ухуд. На сей раз Абу Суфьян, желавший совершить внезапное нападение на муминов с вершины горы, не преуспел в этом.
В это страшное время Всевышний Аллах любезно наслал на муминов такое сонное состояние, что они погрузились в сладкий и умиротворяющий душу сон в том месте, где они находились. Да так, что у некоторых из них даже несколько раз падали мечи из рук. Этот сон одолел лишь муминов. А у мунафиков и сомневающихся же сна не было. В это время они с беспокойством и со страхом думали о том, что мушрики, придя, уничтожат их.[5]
В какой-то момент между Абу Суфьяном и высокочтимым Умаром возникла дискуссия,[6] длившаяся недолго, после чего Абу Суфьян, со всем тщеславием и негодованием оттого, что не заполучил желаемый им результат, напоследок сказал: «Встретимся в Бадре на следующий год!» Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) подождал, что скажет в ответ на это наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Господин Свет бытия изволил сказать: «Хорошо! Передай ему, что это место, Иншааллах, станет местом нашей встречи!» (Ибн Хишам, III, 45; Ибн Сад, II, 59)
На самом же деле мушрики возвращались потому, что в их сердца закрался страх. Одним из чудес Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), данных ему Аллахом, было умение даже на расстоянии вселять в души врагов чувство страха. Всевышний Аллах сказал:
سَنُلْقِي فِي قُلُوبِ الَّذِينَ كَفَرُواْ الرُّعْبَ بِمَا أَشْرَكُواْ بِاللّهِ
مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَاناً وَمَأْوَاهُمُ النَّارُ وَبِئْسَ
مَثْوَى الظَّالِمِينَ.
Значение: «Мы поселим в сердца неверных страх за то, что они помимо Аллаха поклонялись тем, о которых Он не ниспосылал никакого предписания. А прибежище их — адское пламя. Вот как скверно местопребывание нечестивцев!» (Сура «Али Имран», 151)
Таким образом, под воздействием этого страха, запавшего к ним в души, невзирая на свою временную победу над мусульманами, мушрики не отважились предпринять попытку вторжения в Медину, хотя она была совсем не защищена. К тому же они возвращались, не взяв в плен ни одного мусульманина.
Вне всякого сомнения, это было милостью Аллаха, проявленной Аллахом к Своему Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) и к мусульманам. Когда мушрики уходили из Ухуда, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать муминам:
«Встаньте в ряд, я хочу прославить Господа Моего и вознести Ему молитву-дуа!»
Славные асхабы встали рядами за Посланником Аллаха. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вознес Всевышнему Аллаху молитву-дуа следующего содержания:
«Мой Аллах! Вся честь и слава принадлежат Тебе! Мой Аллах! Нет никого, кто мог бы ограничить то, что Ты дал в изобилии, а также, развернув, разостлать то, что ты ограничил. Никто не в силах исправить того, кого ввел в заблуждение Ты, так же как никому не дано заставить свернуть с пути истины того, кого наставил Ты. Никто не может дать то, чего не даешь Ты, так же как нет никого, кто мог бы помешать Тебе дать то, что Ты даешь! Никто не в силах приблизить удаленное Тобою, так же как удалить приближенное Тобою!
Мой Аллах! Осыпь нас Своим Милосердием, счастьем изобилия, добродетелью и щедростью Своей! Мой Аллах! Прошу у Тебя вечно неизменных, непреходящих благ и милостей Твоих! Мой Аллах! Прошу у Тебя хлеба насущного в дни бедности моей и защиты в дни опасности! Мой Аллах! Обращаюсь к Твоей помощи, ища у Тебя спасения от зла всего того, что Ты дал или не дал мне!
Мой Аллах! Дай нам полюбить религию, укрась наши сердца верой! Дай нам невзлюбить безбожие, богохульство, смуту, роптание, непокорность Тебе! Пошли нам тех, кто постиг истину, встав на правильный путь, тех, кто владеет полезными для нас знаниями о религии и жизни в миру!
Мой Аллах! Дай нам жить, исповедуя образ жизни мусульманина, и дай нам принять смерть, будучи мусульманами! Присоедини нас к числу благочестивых, праведных рабов Твоих неподверженными воздействию интриг и смуты и не утерявшими чести и достоинства своего!
Мой Аллах! Покарай сборище безбожников, опровергающих Твоих Пророков и препятствующих людям идти праведным путем Твоим! Обрушь на их головы злосчастья и гнев свой праведный! Мой Аллах! Покарай также богохульников, которым была дана Книга! О Аллах, являющийся Истинным и Справедливым! Амин!» (Ахмад, III, 424; Хаким, I, 686-687 / 1868; III, 26 / 4308)
[1] Ибн Сад, III, 217.
[2] Хаким, III, 334 / 5281; Хайсами, VI, 113; Ибн Сад, III, 453.
[3] В назидание у всех детей, появлявшихся на свет в роду этого зловредного и коварного мушрика – Утбы бин Аби Ваккаса, передние зубы были с изъяном (Рамазаноглу Махмуд Сами «Священная война в Ухуде», стр.26).
[4] Вакиди, 1, 245.
[5] Бухари «Магази», 18; Вакиди, I, 295-296.
[6] Ибн Хишам, III, 45
fondihlas.ru