Доблестные Львы Бадра
Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) сказал:
«В Барде мы защищали Пророка Аллаха. В тот день Он, стоявший ближе всех к врагу, был самым бесстрашным, решительным и непреклонным из всех людей». (Ахмад, I, 86)
А Бера (радыйаллаху анху) сказал следующие слова в связи с бесстрашием и смелостью нашего Возлюбленного Пророка:
«Валлахи! Когда разгорался бой, мы все прибегали к защите и помощи Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). А самый храбрый из нас был тот, кто мог находиться в одном ряду с Пророком Аллаха». (Муслим «Джихад», 79)
Славные асхабы проявили на этой священной войне немало самоотверженности и героизма. Особенно Лев Аллаха – высокочтимый Хамза (радыйаллаху анху), который продемонстрировал великий образец мужества, упорства, стойкости духа. К примеру, один из именитых представителей мушриков – Умеййа бин Халаф – спросил у асхаба Абдуррахмана бин Авфа (радыйаллаху анху):
– Кто был тот человек, с пером страуса на груди в качестве отличительного знака?
– Это был Хамза бин Абдулмутталиб! – последовал ответ.
Тогда Умеййа бин Халаф сказал:
– Так вот, все, что было сделано с нами, все совершил он! (ИбнХишам, II, 272)
Высокочтимый Али (радыйаллаху анху), подобно дяде своему Хамзе, также проявил героизм, лишив головы многих мушриков.[1]
Абу Джахль, сидя верхом на коне, распевая «раджазы»[2] и хвастаясь тем, что никто не сможет отомстить ему ни на какой из войн, говорил: «Моя мать родила меня для таких дел!»
Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху) рассказывал: «В день начала сражения при Бадре я, оглянувшись, увидел, что нахожусь между двумя юношами, в то время как я хотел бы быть среди более сильных людей. Один из них, обращаясь ко мне, тихо так, чтобы его не услышал второй юноша, спросил у меня:
– О дядюшка! Ты знаешь Абу Джахля?
– Да, знаю! Зачем он тебе? – спросил я его в ответ
Он ответил:
– Говорят, что он оскорбляет Посланника Аллаха и бранится на него. Клянусь Аллахом, в чьих Могущественных руках находится моя жизнь, что если я встречу его, то буду биться с ним до тех пор, пока один из нас не умрет!
Я был поражен словами юноши. Второй юноша сказал те же самые слова. Я ощутил чувство огромной радости оттого, что находился рядом с этими молодыми людьми. Чуть позднее, увидев Абу Джахля на поле брани, я сказал им:
– Смотрите! А вот и тот, о ком вы спрашивали!
Молодые люди тотчас вынули свои мечи и, бросившись прямо к Абу Джахлю, уничтожили его, зарубив мечом. То были Муаз бин Афра и Муаз бин Амр». (Бухари «Магази», 10; Муслим «Джихад», 42)
Муаз бин Амр рассказывает так: «Когда я зарубил мечом Абу Джахля, его сын Икрима, ударив меня мечом, отрубил мне руку, и она повисла на лоскутке кожи. Целый день я продолжал воевать с рукой, которая волочилась за мной, что мешало мне биться с врагом. Когда же она стала основательно беспокоить меня, я наступил на нее ногой и, оторвав, отбросил ее прочь!» (Ибн Хишам, II, 275-276)
Наш Господин Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил во время сражения:
– Интересно, что делает Абу Джахль? Кто пойдет взглянуть?
Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анху) отправился на поиски и обнаружил его на земле. Продолжение этого события он передает так:
– Я обнаружил его в последние минуты его жизни. Наступив своей ногой ему на шею, я сказал:
– О враг Аллаха! Ну что, сделал тебя Аллах униженным и оскорбленным?
Он ответил:
– Аллах не сделал меня ни униженным, ни оскорбленным. Среди убитых твоим племенем людей есть ли кто-нибудь, кто выше меня? О пастух овец! Ты вышел на дело трудновыполнимое и тяжкое. Брось ты это да сообщи мне – в чьих руках сегодня судьба?
Я ответил:
– В руках Аллаха и Посланника Его!
Уничтожив его своим мечом и придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), я сказал Ему:
– Я убил Абу Джахля!
Он, похвалив меня, сказал:
– Он был Фараоном этой общины! (Бухари «Магази», 12; Ахмад, 1, 444; Ибн Хишам, II, 277; Вакиди, 1, 89-90)
Сын Умму Харисе погиб от шальной стрелы, выпущенной врагом во время священной войны в Бадре. В связи с этим его мать, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала:
– О Посланник Аллаха! Если мой сын Харисе находится в Раю, то я стану терпеть, ожидая воздаяния, в противном случае же я буду рыдать из всех сил.
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил ей следующую радостную весть:
– О Умму Харисе, в Раю есть много уровней. Твой сын достиг самого высокого из них – райских садов Фирдавси. (Бухари «Джихад», 14; Ахмад, III, 272)
Мать Харисе, получившая эту добрую весть, возвращалась, улыбаясь и говоря себе: «Ты посмотри! Нет, ты только посмотри, какова твоя доля, о Харисе!» (Ибн Асир; «Усдуль – Габа, II – 426)
Поскольку священная война в Бадре велась за существование Ислама, избранные асхабы, принявшие участие в этом первом джихаде, удостоились чести стать самыми добродетельными мусульманами. Всевышний Аллах мобилизовал на участие в этой войне также и войско ангелов. Ангелы, испытавшие тот же высочайший духовный подъем, что и асхабы, участвуя в этой войне, удостоились гораздо большего уважения, чем остальные ангелы. К примеру, когда Джабраиль (алейхиссалям) спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), что Он думает об участниках войны в Бадре, Пророк Аллаха – Свет бытия – ответил так:
– Мы считаем их самыми добродетельными мусульманами!
Джабраиль (алейхиссалям) в ответ Ему сказал следующие слова:
– Мы также считаем ангелов, принявших участие в сражении в Бадре, самыми добродетельными ангелами. (Бухари «Магази», 11)
*
Война в тот день закончилась ближе к обеду победой мусульман. В итоге смертью шахидов пали 14 мусульман, с другой стороны было уничтожено, включая и Абу Джахля, 70 мушриков и еще столько же мушриков были взяты в плен. Вот так несчастные мушрики, хотя и демонстрировали свою лихость и удаль, явившись в Бадр, вместо вожделенного кубка победы испили чашу смерти. Их невольницы, вместо того, чтобы петь песни, плача, погрузились в траур. В то время как мушрики обещали накормить арабов, выступающих в их рядах, ими были заполнены огромные, бездонные пропасти Ада. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), облаченный в латы, вышел из своего шатра, читая аят:
سَيُهْزَمُ الْجَمْعُ وَيُوَلُّونَ الدُّبُرَ.
Значение: «Повергнуто будет их сонмище, и будут они обращены вспять!»
(Сура «Аль-Камар» 45) (Бухари «Джихад», 89)
Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) говорит так: «Когда был ниспослан сей аят в Мекке, я подумал про себя: «Интересно, какая община будет разгромлена? Для кого прозвучат фанфары победы?» А когда наступил день победы в Бадре, и я услышал, как Посланник Аллаха читал этот аят, то я понял, что мушрики Курайша и были той самой общиной, о поражении которой сообщалось. Толкование аята я узнал в тот день». (Ибн Сад II, 25; Ибн Касир; Аль-Бидайа, III, 312)
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) читал аят:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ بَدَّلُواْ نِعْمَةَ اللّهِ كُفْراً وَأَحَلُّواْ قَوْمَهُمْ دَارَ الْبَوَارِ.
Значение: «Разве ты [Мухаммад] не знаешь тех, которые предпочли благоволению Аллаха неверие и [ввергли] свой народ в обитель гибели». (Сура «Ибрахим», 28)
Анализируя и толкуя этот аят, он сказал следующие слова о нем: «Клянусь Аллахом! Это – безбожники Курайша. Благо, встреченное ими с неблагодарностью, – это Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Слова же о том, что они потянули свой народ на место их гибели – это намек на то, что в день Бадра они привели его к пламени ада». (Бухари «Магази», 8; Тафсир, 14/3)
Священная война в Бадре, завершившаяся признанием и победой Ислама, полна великих чудес и уроков назидания для благочестивых богобоязненных рабов Аллаха, признательных Ему за эту триумфальную, грандиозную победу. Всевышний Аллах, дабы у мусульман не возникло чувство самовлюбленности и самолюбования, ниспослал следующий священный аят:
فَلَمْ تَقْتُلُوهُمْ وَلَـكِنَّ اللّهَ قَتَلَهُمْ وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ
وَلَـكِنَّ اللّهَ رَمَى وَلِيُبْلِيَ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُ بَلاء حَسَناً
إِنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ.
Значение: «Не вы [о верующие] убили неверных, а Аллах сразил их. Не ты [о Мухаммад!] бросил [горсть песку], когда бросал, это Аллах бросил, дабы подвергнуть верующих доброму испытанию от Себя. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий». (Сура «Аль-Анфаль», 17)
Сила и природа человека находятся в рамках Божественного определения. Вот почему сказано: «Силы и могущества нет ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха». Ибо все, чем обладают все создания на земле, существующие благодаря Милости Всевышнего Аллаха, испокон веков происходит от Него. Его Абсолютная Воля распространяется на все события, происшествия и на все создания. Это означает, что происхождение воли и энергии принадлежит Создателю. Поскольку человек посылается в этот мир для испытаний, ему дана индивидуальная воля и предрасположенность как к добру, так и к злу. Выбор же предоставлен его собственной воле.
[1] Ибн Асир «Усдуль-Габа», IV, 97.
[2] «Раджаз» — стихотворный размер в арабской системе стихосложения. Он означает «трепет, дрожь, дрожание». Этот стихотворный размер позволяет понижать голос, что позволяет голосу человека передавать звуки, которые издает дрожащая от слабости верблюдица, поднимаясь с земли, и потому ему было дано это название. Возможно, слово «раджаз» имеет значение «шум, грохот», поскольку именно такой ритм и такт в старые времена использовался в военных песнях, исполнявшихся громко и шумно. (Джаханде, А. Четин, N.M.E.B.I.A. пункт, «раджаз», IX, 657).
Поскольку в «раджазе» присутствует нарастание медленного ударного и ритмического темпа, он подходит для использования большого количества инструментов, а также дает возможность сконцентрироваться на идее музыкального произведения, сосредоточив ее в сознании человека. «Раджаз» способен передавать как состояние печали, так и радости. Говорят, что существует около пятнадцати видов «раджаза». (Тахируль – Мавлави. Литературный словарь, стр.120, статья «Раджаз»).