Ажиотаж, вызванный в СМИ в связи с прибытием реликвий Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Чечню и Ингушетию, в последние два года заставила широкую общественность думать о том, что российские мусульмане впервые имеют возможность соприкоснуться с предметами, имевшими отношение к посланнику Всевышнего , однако следует помнить, что реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) вот уже более сотни лет хранятся в России, а именно, в Уфе.
Как гласит легенда, после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) преданный ему цирюльник по имени Салман сбрил его бороду (известна как Sakal-i Şerif) в присутствии его сподвижников Абу Бакра, Али и других. Списки реликвий Пророка насчитывают десятки предметов и включали оружие, отпечатки стоп, волосы с головы и бороды, чаши, автографы… Эти предметы бережно хранились в семьях тех людей, предкам которых посчастливилось общаться с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) .
После взятия Багдада войсками Хулагу-хана в Египте при дворе мамлюкского султана Бейбарса появился сын аббасидского халифа аз-Захира (1225–1226) Ахмед, бежавший из Ирака. Уже через четыре дня после прибытия новоявленному халифу, получившему титул «имам аль-Мустансир биллах», принес присягу «на книге Аллаха и сунне Пророка его» султан Бейбарс. Аль-Мустансир, в свою очередь, утвердил султана во владении всеми мусульманскими странами, а также землями, которые будут отвоеваны у «неверных» — крестоносцев и монголов. Мамлюкский султан Бейбарс, убивший своего предшественника Кутуза, тем самым хотел придать своему правлению легитимный характер, освятить его авторитетом духовного владыки исламского мира. Новоявленный халиф привез с собой из Багдада в Каир некоторые реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в частности, плащ Пророка (мир ему и благословение), прядь волос из его бороды, отпечаток его ноги, знамя, мечи и другие.
Потомки Аббасидов жили при дворе мамлюкских правителей триста лет, они, не имея реальной власти, чисто формально продолжали династийную историю арабского халифата, хотя сами эти эфемерные халифы просто числились в свите мамлюкского султана. После завоевания османским султаном Селимом I Явузом Египта в 1517 г. к нему в плен попал последний аббасидский халиф ал-Мутавакилл III, который не имел детей. Селим I увез его с собой в Стамбул. Там последний аббасидский халиф, по легенде, передал ему право на наследование халифского престола. Правда, пережив Селима, Мутаваккиль III, по возвращении в Египет, по-прежнему считался халифом до самой своей смерти в 1543 г., что не мешало турецким султанам именовать себя халифами правоверных, даже в официальных документах. Тем не менее, вместе с ал-Мутавакиллем в Стамбул уехали и реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и с тех пор хранились при дворе Османских султанов, а ныне — в музее Топкапы в Стамбуле и других уголках города. Так, сегодня во дворце Топкапы, хранятся хирка (одежда) Пророка , выбитый в битве при Ухуде его зуб, его чаша, знамя, лук, его сабли. В Стамбуле во дворце Топкапы, в мечетях Аюпа Султана и Лялели, мавзолеях султанов Мустафы III и Селима III хранятся следы ног Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Во многих мечетях Стамбула выставлены волоски из бороды Пророка Мухаммада . Эти реликвии были вывезены Йавузом Султаном Селимом в 1517 г. из Египта, после завоевания им этой страны. Через триста лет части из этих реликвий, а именно двум волоскам из бороды Пророка в 1893 г. суждено было попасть в Россию.
Произошло это так. В 1893 г. муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр Султанов (1837–1915) вознамерился совершить хадж и повысить свою богословскую квалификацию у турецких религиозных деятелей. Российское правительство стремилось повысить международный авторитет муфтия. С этой целью оно удовлетворило просьбу Мухамедьяра Султанова. Все предыдущие заграничные вояжи глав Духовного собрания проходили как частные. На этот раз правительство взяло муфтия под свой контроль. Министерство иностранных дел и Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД следили за тем, чтобы Мухамедьяр Султанов не испытывал никаких затруднений. Российским консульским учреждениям предписывалось обеспечить муфтию «необходимую охрану и содействие». По предварительному плану, его поездка должна была продлиться 4 месяца и пройти по маршруту Стамбул — Джидда — Мекка — Медина — Каир и обратно.
Во второй половине февраля 1893 г. Мухамедьяр Султанов в сопровождении 5 человек выехал из Уфы, а 9 марта прибыл в Стамбул. 19 марта российское посольство с целью демонстрации лояльного отношения своей страны к Исламу устроило аудиенцию муфтия у турецкого султана. Мухамедьяр Султанов писал директору Департамента духовных дел иностранных исповеданий М. К. Кантакузину-Сперанскому, что это явилось для него полной неожиданностью. В ходе встреч, которая продолжалась всего 10 минут, султан расспрашивал муфтия о положении Ислама в России. В конце он поинтересовался, с разрешения ли российского императора совершает Мухамедьяр Султанов данное путешествие. Получив утвердительный ответ, султан удалился и отсутствовав несколько минут, вернулся, передав муфтию два волоса пророка Мухаммада «за беспримерную преданность Исламу российских мусульман», а также объявил о награждении муфтия орденом «Османия» 2‑й степени. Поскольку отношения между Турцией и Россией в то время были достаточно напряженными, глава Духовного собрания обратился к царским властям с просьбой разрешить ношение турецкого ордена. 15 марта 1894 г. последовал соответствующий указ Николая II. После Стамбула муфтий в Бейруте проходил курс занятий по исламской догматике — акыде. После завершения обучения отправился в хадж. Во время пребывания на Аравийском полуострове Мухамедьяр Султанов заболел лихорадкой, в связи с чем ему пришлось выдержать там 75‑дневный карантин. Однако, исцелившись, вернулся домой в Уфу с драгоценной реликвией.
С тех пор вот уже 110 лет эти волосы хранятся в резиденции муфтиев ОМДС-ДУМЕС-ЦДУМ на проспекте Г. Тукая в Уфе, переходя от одного духовного лидера к другому. Важно отметить, что эти волосы, в отличие от других религиозных реликвий, никогда не конфисковывались советскими властями и оставались достоянием российских мусульман. Нынешний верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджутдин повсюду возит их с собой, храня либо в мешочке на шее, когда ездит один, либо в великолепном ларце, когда приезжает на какой-нибудь мусульманский меджлис. В этот момент все присутствующие имеют возможность поклониться почитаемой реликвии. По словам Т. Таджутдина, два волоса, хранящиеся в ЦДУМ, ярко черного цвета.
Неизвестно, как Пророк Ислама (мир ему и благословение) отнесся бы к тому, что его волосы выставляются в музеях или хранятся при Духовных управлениях. Он, например, запрещал делать его изображения — это знают все. Но, с другой стороны, достоверно из хадисов (например, сборник Бухари) известно, что сподвижники приберегли часть волос Пророка из-за любви к нему и для обретения благословения Аллаха. Например, Халид ибн Валид, не потерпевший ни одного поражения, говорил, что посредством баракята (благодати) этой реликвии ему удается снискать милость Всевышнего в сражениях с врагами Ислама. Так что сегодня уже в четырех городах России — Уфе, Тюмени, Грозном и Нальчике — имеются реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что, по мнению мусульман, должно принести мир и процветание нашей стране.
Р.S. Теперь благословенный волос Пророка (мир ему и благословение) хранится и в Махачкале.
Литература
Азаматов Д. Муфтий Султанов Мухамедьяр-хазрат // Маглюмат аль-Булгар — № 2 (12) — 02.2001.
Бекдаир И. Волос Пророка в тюменском музее URL:
http://www.posledniyprorok.info/volos-proroka-v‑tyumenskom-muzee (дата обращения 08.02.2013).
Гольдциэр И. Культ святых в Исламе. — М., 1938. — С. 90.
Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира — от халифата до Блистательной Порты. — Челябинск, 2000. — С. 293–294.
Кеннеди Х. Двор халифов. — М., 2007. — С. 380.
Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. — М., 1999. — С. 185
Пиотровский С. Свет и тени Турции. — М., 1981. — С. 169–170.
Священные реликвии Стамбула URL:
http://www.islam-portal.ru/novosti/105/879/ (дата обращения 08.02.2013).
Синенко С. Мусульманское духовное собрание. — Уфа. 2008. — С. 124.
Алексей Старостин
Ежегодный научно-культурологический альманах «Мавлид ан-Набий» № 6 (2013)