Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Соблюдение поста представляет собой отказ в дневное время от телесных наслаждений. Следовательно, основной составляющей поста является отказ от того, чего желает нафс (эго) человека.
Большинство видов поклонения мусульманин обычно совершает на виду у людей, и есть риск присутствия в его действиях показного. Но воздержания постящегося не замечает никто, кроме Всевышнего Аллаха, ибо пост является скрытым поклонением, которое совершается благодаря одному лишь терпению.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللَّهُ تَعَالَى إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِى وَأَنَا أَجْزِى بِهِ، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِى
«Вознаграждение за всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост соблюдается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!»» (Муслим, 1151)
Что касается сна постящегося в дневное время, то в этом нет ничего противоречащего положениям поста. Верующему вне зависимости от того, соблюдает он пост или нет, не запрещено спать днём или ночью, если он при этом не пропускает обязательные действия и не совершает запретных.
Тот, кто соблюдает пост, как и любой другой мусульманин, должен совершить пятикратный намаз по возможности в мечети с джамаатом, а постящемуся не следует пропускать намазы из-за сна или по другой причине.
Также каждый верующий, в том числе постящийся, должен совершать своевременно все обязательные деяния и не пропускать их из-за сна. Он должен работать, чтобы заработать на дозволенное пропитание для себя и тех, кого обязан обеспечить.
Тем не менее, сон постящегося в дневное время не нарушает его пост, даже если он проспал весь световой день. Однако он может потерять большую награду, проводя зря благодатное время, за которое он мог поминать Всевышнего Аллаха, читать Коран, возносить дуа и совершать множество других видов поклонения.
Как мы знаем, поклонение постящегося вознаграждается выше, чем поклонение человека, который не постится, особенно если он соблюдает пост в благословенный месяц Рамадан. А тот, кто спит, может потерять такую награду.
Имам Ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее:
Однако учёные маликитского мазхаба считают, что в месяц Рамадан нежелательно много спать в дневное время. Авторитетный учёный маликитского мазхаба Аль-Х’аттаб в своей книге «Мавахиб аль-Джалиль фи шарх Мухтасар Джалиль» пишет об этом следующее:
«К нежелательным действиям для постящегося относятся: … лишние разговоры и действия; взятие в рот любой сырой вещи, имеющей вкус; долгий сон в дневное время. Это передали Аль-Кади ‘Ияз и Ибн Джузайи. Аллах знает лучше».
Нет сомнений в том, что постящийся за пост получает награду, соответствующую его терпению и тем тяготам, которые он испытал в течение светового дня. Хотя если он не совершит того, что нарушает пост за это время, его пост будет действительным.
От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ** сказал:
إِنَّ لَكِ مِنَ الْأَجْرِ عَلَى قَدْرِ نَصَبِكِ وَنَفَقَتِكِ
«Поистине, ты получишь награду, которая будет соответствовать твоим трудам (усталости) и твоим затратам». (Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-Сахихайн», 1733)
Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Имам ан-Навави сказал, что из этого хадиса вытекает, что награда за поклонение записывается в соответствии с усталостью и затратами. Здесь подразумевается труд, который не порицается шариатом, а также затраты.
Имам Ибн Хаджар сказал: «Всё так, как он сказал, но это не является общим для всех видов поклонения правилом. Может быть, какое-то поклонение легче совершить, а награда за него больше, например, поклонение в Ночь предопределения (Ляйлят уль-Кадр) по сравнению с поклонением обычной ночью. И примеров таких поклонений очень много»».
Верующий, вне зависимости от того, соблюдает он пост или нет, должен стараться быть богобоязненным во всех своих делах и своевременно совершать все обязательные деяния, как предписал Всевышний Аллах.
Он также должен остерегаться пропускать эти деяния из-за сна или по другим причинам, даже если они дозволены (мубах). Если же человек не выполняет свои обязательства перед Всевышним из-за грехов и ослушания Аллаха, то он совершает тяжкий грех и наивеличайшее преступление.
Стоит также отметить, что если постящийся во время бодрствования не совершает намазы, не поминает Аллаха, не читает Корана, не занимается благими делами, а напротив, обсуждает людей или совершает другие грехи, то для него было бы лучше спать, ведь сон избавит его от множества грехов, которые он мог бы совершить, если бы бодрствовал.
islamdag.ru