Сказано в Свяшенном Коране: «Поистине, ты [Мухаммад] человек великого нрава»(68:4).
В попытках донести до окружающих — кто же тот, кто принес ислам в мир, можно столкнуться с ответными высказываниями о распространении «мирной »религии в ходе завоевательных действий, о непростых отношениях с представителями других вероисповеданий, священной войне с «неверными», приводящими к тому, что собеседники становятся не способными вести конструктивный диалог, выказывая, подчас, полную нетерпимость к мнению оппонента. Оставим вопросы правомерности высказываний на совести каждого, кто считает себя вполне сведущим для того, чтобы «суждение иметь», не задумываясь о степени обладания знаниями источников вероучения и истории.
Не имея цели осветить весь земной путь Пророка Мухаммада (мир Ему) (задача мало кому под силу) и желания вызвать вынужденное соглашательство, что жизнь этого человека не столь однозначна и не состояла из одних завоеваний, имеющих цель «насаждения» веры; а для своего рода взгляда на проблему восприятия личности Мухаммада (мир Ему) под иным ракурсом, речь далее пойдет о двух явлениях, нашедших отражение как в жизни Мухаммада (мир Ему), так и в исламе, что, по сути, неотделимо.
Потеря.
Всевышний избрал для Мухаммада (мир Ему) судьбу сироты, не знающим отца (умершего до его рождения), и с шестилетнего возраста оставшимся без матери. Невзирая на то, что впереди его ждали не менее тяжелые испытания, состоящие из притеснений, обвинений во лжи, голода, страха, потери близких – его опоры в жизни и в деле призыва, первые уроки, которые преподнесет Мухаммаду (мир Ему) жизнь – потеря родителей.
Сострадателен тот, кто многое потерял и испытал.
Относится ли сострадание к качествам, свойственным великому человеку? Тому, кто при этом щедр, добр, внимателен к нуждам других? Не могли не сказаться на мироощущении Мухаммада (мир Ему) вышеприведенные обстоятельства жизни, как и не могли не найти отражение в пророческой миссии, возложенной на него Всевышним, уготовившим как испытание остаться сиротой, так и иные, но ставшим его Попечителем (Аль-Вали), Мухаммаду (мир Ему) же суждено было стать попечителем сирот – самой незащищенной части общества.
Мудрый закон.
Вот всего несколько тезисов об отношении к сиротам, рефреном повторяющихся в Коране, и приведенных в других источниках, и важность следования которым не оставляет сомнений.
В достоверном хадисе от Сахля бин Са’да приводится: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Раю я с опекающим сироту будем так же близки»,- и, сказав это, он поднял указательный и средний пальцы, немного отведя их друг от друга».
«Благочестие состоит не в том, чтобы обращали вы ваши лица на восток и запад, но [истинно] благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в день Судный, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, путникам, бедным и подаяние просящим…» (2:177).
«Сиротам отдавайте имущество их и не меняйте дурное [ваше] на их хорошее. Не проживайте имущество сирот вместе с вашим, ибо грех это великий…» (4:2).
«Не распоряжайтесь имуществом сироты, кроме как во благо [ему] пока не достигнет он совершеннолетия… Это — то, что заповедовал он вам. Быть может, вы будете богобоязненными» (6:152).
«Дают они [рабы Божьи] пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя желанна она и для них самих и говорят: «Раздаем мы подаяние, взыскуя блоговоление Аллаха… Ведь страшимся мы Господа своего в день тот мрачный, суровый…»» (76:8-9)
«Воистину, те, кто проедает имущество сирот несправедливо, наполняют брюхо свое огнем и будут гореть в пламени адском» (4:10).
Предупреждение.
Не стоит и говорить даже о том, что смысл некоторых передаваемых в Коране аятов лишает надежды всякого, кто не выносит из увещеваний ничего; притеснителя.
Донесенные Пророком Мухаммадом (мир Ему) положения веры облечены нередко в довольно жесткую форму, о чем не упускают возможности «напомнить» и поставить в пику его последователям. Человечеству важно понять одно – миссия Мухаммада (мир Ему), пройденный им путь – великий путь – прежде всего претворение Законов Всевышнего. Справедливы ли они? Спросите сироту. Какова цена доброты? Спросите сироту.
Однако невозможно представить, чтобы он, пусть и обладая всеми добродетелями, мог быть Пророком Бога, оказавшим столь сильное по масштабу влияние на человечество, о чем говорит его жизненный путь и история ислама, не будь в нем всего одного качества.
Непримиримый.
Непримиримый с невежеством, косностью, скупостью, ложью, воровством, несправедливостью, притеснением, всякого рода пороками. Таким запомнил мир Мухаммада (мир Ему), таким его будут знать последующие поколения.Пророк Мухаммад (мир Ему) не проявлял несправедливости по отношению к другим, претерпевая нападки и насмешки, получая увечья, но наказывал людей в том случае, если они нарушали запреты Всевышнего; тоже касается благодеяний, оказываемых им нуждающимся в соответствии с Божественными установлениями. Всевышний дарует бесчисленное множество путей приближения к Нему и не оставляет возможности оправдаться тому, кто находит причины не следовать хотя бы одному из них, к коим относится в том числе попечение сирот, наивысшей же степенью из которых обладает воспитание нрава, столь же великого как нрав Мухаммада (мир Ему).
Пророк Мухаммад (мир Ему) сирота, обративший бесчисленные взгляды к своей жизни в далекое прошлое.
Пророк Мухаммад (мир Ему). Споры о пророческом наследии которого не умолкают.
Пророк Мухаммад (мир Ему). Через века на слова одного ярого противника отвечающий тысячами его полюбивших.
fondihlas.ru