«Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом. Воистину, это является великим грехом» (Сура «Ниса», аят 2)
В доисламский период, из-за высокой смертности мужчин и легкости совершения развода, росло количество одиноких матерей и оставшихся без родительского попечения беспризорных детей. В случае смерти родителей обязанности по уходу за сиротами возлагались на племенных вождей. В период джахилии между племенами часто случались военные столкновения. Поскольку в этих боях погибало множество людей, было очень много находящихся под опекой девочек-сирот.
Доходило даже до того, что иногда под опекой одного человека находилось до десяти-пятнадцати сироток. Поскольку сироты были бессильны защитить свои права, очень часто опекуны забирали себе все доставшееся им по наследству и оставляли их ни с чем.
Наша религия придает большое значение тому, чтобы дети-сироты были под защитой и присмотром. И ответственность за заботу о них Ислам в первую очередь возлагал на опекунов.
Каждый потерявший отца ребенок нуждается в человеке, который защитит его жизнь и имущество, будет заниматься его воспитанием и представлять его интересы. Так вот, этого защитника, воспитателя и представителя называют «вали», опекуном. Наш любимый Пророк (мир ему) сам вырос сиротой и был свидетелем того, как плохо относятся люди к сиротам в их обществе, и поэтому был в крайней степени внимателен ко всему, что касалось защиты их прав.
Вдовы и сироты были, пожалуй, самыми угнетенными и бесправными людьми в этом обществе. От Сахля ибн Са’да передают следующий хадис нашего Пророка (мир ему): «Я и человек, оказавший покровительство сироте, будем в Раю находиться вот так рядом» и подал знак, слегка разделив указательный и средний пальцы. (Бухари, «Талак», 25).
А в другом хадис-шарифе он говорил: «Самый лучший из домов мусульман тот, где есть сирота, о котором хорошо заботятся. А самый худший дом, в котором плохо обходятся с находящимся в нем сиротой». (Ибн Маджа, «Адаб», 6).
Он настоятельно требовал, чтобы дети-сироты воспитывались в теплой семейной обстановке. Как видим, здесь важно не просто обеспечивать их крышей над головой и питанием и давать им возможность совершать ибадаты, но тепло, по-человечески относиться к ним, проявлять милосердие. В противном случае, это не будет считаться заботой о сироте с точки зрения Ислама.
В приведенном кораническом аяте содержится угроза тем, кто не соблюдает права сирот. Если опекун не отдает сиротам их имущество или подменяет его более плохим, расходует их имущество, как собственное, то это будет означать, что он не исполняет свой долг и совершает один из семи больших грехов. Однажды наш Пророк (мир ему) сказал: «Опасайтесь трех пагубных вещей!»
Когда находившиеся там сахабы спросили о том, что эти три вещи, он ответил: «Придание Аллаху равных, занятие колдовством, бесправное лишение жизни человека, убийство которого запретил Аллах, ростовщичество, ожирание имущества сироты, дезертирство с поля боя, обвинение в прелюбодеянии ничего не подозревающей целомудренной женщины». (Бухари, «Васая», 23).
Как уже было сказано, в доисламский период люди беззастенчиво тратили на себя имущество сироты. Иногда для этого они женились на девочках-сиротах или женили на них своих сыновей.
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Сура «Ниса», 4:10).
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (Сура «Ангам», 6:152).
Когда были ниспосланы эти аяты, мусульмане перестали тратить имущество сирот. Более того, они стали внимательно относиться к тому, чтобы случайно не спутать его со своим. Они отдельно готовили еду для сирот, находящихся в их доме, или же предлагали им жить в отдельном доме. Но такое положение оказалось тяжелым и для сирот, которые не знали, как пустить в дело свое имущество, и самим покровителям этих сирот. Чтобы избавить людей от такого неправильного понимания, Всевышний Аллах благоволил:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья» (Сура «Бакара», 2:220).
Islam-Today