ЗАВОЕВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ‘УМАРА (да будет доволен им Аллаh)
‘Умар (р.а) уделял большое внимание продолжению усердия на пути Всевышнего Аллаха, распространению ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Ирана и Византии, начало которому было положено Абу Бакром (р.а).
ЗАВОЕВАНИЕ ИРАНА И ИРАКА
Убедившись в том, что мусульманские войска на территории Шама находятся в безопасности, ‘Умар (р.а) сосредоточил все свои усилия на завоевании Ирана и Ирака.
Он счёл это дело настолько важным, что хотел даже сам повести туда войска, однако на совете мусульман было решено, что ему следует остаться и поручить возглавить войска кому-либо из виднейших сподвижников. ‘Умар (р.а)согласился с этим мнением и назначил командующим Са’да ибн Абу Ваккаса (р.а).
СРАЖЕНИЕ ПРИ КАДИСИИ (15 г. х.)
Са’д ибн Абу Ваккас (р.а) двинулся на Ирак, который в те времена являлся частью Ирана, и показал пример правильного руководства и верной политики, осуществлявшейся на основе исламских принципов. Когда персы почувствовали надвигающуюся опасность, их царь Йездигерд собрал хорошо обученную и снаряженную армию, численность которой историки определяют в 80 000 человек. Эту армию, с которой шли 33 боевых слона, возглавлял опытный полководец Рустам. Когда два войска сошлись, Рустам попросил Са’да (р.а), чтобы тот направил к нему умного и знающего человека, которому он мог бы задать несколько вопросов.
Его интересовала причина удивительной перемены в арабах, которые всегда были покорны Ирану и удовлетворялись получением съестных припасов в случае голода или при совершении набегов.
Са’д (р.а) направил к нему нескольких сподвижников, среди которых был и Раб’и ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах.
Раб’и (р.а)вошёл в украшенный расшитыми золотом подушками и шёлковыми покрывалами шатёр Рустама, где ему показали драгоценные яхонты и жемчуга. На голове Рустама была сияющая корона, а сам он восседал на золотом троне, Раб’и (р.а) же был одет в поношенную одежду, имел при себе только щит и меч и сидел верхом на маленькой лошади. Увидев все эти украшения и кичливость персов, Раб’и (р.а) решил выказать своё презрение по отношению к этому мнимому блеску и въехал в шатёр, не слезая с лошади, которая остановилась на краю ковра. После этого Раб’и (р.а)спешился и твёрдой поступью направился в сторону персов, высоко подняв голову и не сняв оружия, доспехов и шлема. В ответ на требование снять оружие он с достоинством сказал: «Я пришёл к вам не по своей воле! Это вы позвали меня, и если вы оставите всё как есть, я останусь, а иначе — вернусь обратно». Рустам сказал: «Позвольте ему оставить оружие», после чего Раб’и (р.а)подошёл к нему, опираясь на своё копьё и ступая по подушкам, большинство из которых он порвал. Рустам спросил: «Что привело вас сюда?» Раб’и (р.а) ответил: «Аллах послал нас, чтобы мы привели тех, кого Он пожелает, от поклонения рабам к поклонению Аллаху, от узости этого мира к необъятности загробного, и от произвола разных религий — к справедливости ислама. Он послал нас к людям со Своей религией, чтобы мы призвали их к Нему, и мы отступимся от того, кто примет это, а с тем, кто откажется, мы станем сражаться, пока не будем приведены к обещанному Аллахом». Рустам спросил: «Что же обещал вам Аллах?» Раб’и (р.а) ответил: «Рай для тех, кто погибнет в бою с отказавшимися, и победу для тех, кто останется в живых». После этого Рустам попросил отсрочку, но мусульмане отказались дать ему на размышление более трёх дней, по истечении которых армии сошлись в жестоком бою, который продолжался весь день, большую часть ночи и ещё два дня.
Во время этого сражения много трудностей мусульманам доставили боевые слоны, которые пугали не привыкших к их виду арабских коней. Однако герои ислама выстояли и сражались, пока Аллах не помог им одержать победу. На четвёртый день боя Аллах послал сильный ветер, который разметал лагерь огнепоклонников, после чего они обратились в бегство, а их предводитель погиб. Всего же погибло 10 000 персов и около 2 500 мусульман.
Послав мусульманам победу в этом решающем бою, Аллах поддержал Свою религию и возвысил Своё слово, в результате чего мусульман стали бояться и арабы, и неарабы, руководство и справедливость ислама распространились, а неверия и многобожия стало меньше.
ЗАВОЕВАНИЕ ШАМА
Узнав о вступлении мусульманских войск на их землю, византийцы написали об этом Ираклию, который в то время находился в Иерусалиме.
Ираклий сказал: «Я думаю, что вам следует заключить мир с мусульманами, ибо, если вы договоритесь с ними о том, чтобы вам осталась половина Шама вместе с Византией, это будет для вас лучше, чем потерпеть от них поражение и потерять весь Шам и половину Византии».
Такой совет разъярил представителей византийской знати, которые подумали, что ослабевший император решил отдать страну побеждающим захватчикам. Ираклий действительно проявил слабость, поскольку, испугавшись гнева собственной знати, он решил сразиться с мусульманами, хотя и был убеждён в неизбежности своего поражения. Собрав возмущённую знать, Ираклий направился в Химс, где собрал огромную и хорошо снаряженную армию для сражения с мусульманами.
БИТВА ПРИ ЯРМУКЕ (15 г. х.)
Увидев, что мусульмане одерживают победы одну за другой, император Византии Ираклий собрал все свои силы, во главе которых поставил своего брата. Византийцы сосредоточились у реки Ярмук, одного из притоков Иордана, а на другом берегу заняла позиции мусульманская армия под командованием Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха (р.а) . Он поручил Халиду ибн аль-Валиду (р.а) построить войска, и тот выстроил их в прекрасный боевой порядок, который прежде был незнаком арабам.
Мусульманские конники храбро атаковали византийцев, благодаря чему им удалось отсечь византийскую кавалерию от пехоты. После гибели тысяч византийских всадников кавалерия бежала под ударами доблестной мусульманской конницы, а затем мусульмане обрушились на пехотинцев, которые гибли в бою или тонули в реке. В битве при Ярмуке погибло более ста тысяч византийцев и около трёх тысяч мусульман.
Египет тоже был завоёван во время Умара (р.а)
Он назначил наместником Амр ибн аль-Аса (р.а).
СКРОМНОСТЬ НАШЕГО ГОСПОДИНА УМАРА (да будет доволен им Аллаh).
Когда халиф Умар (р.а) вознамерился продолжить свой путь в Иерусалим, мусульмане предложили ему пересесть с верблюда на коня и надеть белую одежду. Они понимали всю важность предстоящей встречи с патриархом и не хотели, чтобы внешний вид халифа вызывал отторжение, ведь он приехал в Шам на верблюде и на нём была одежда, на которой было 14 латок.
В понимании того времени, да и сейчас, пословица «Встречают по одёжке…» была к месту.
Умар (р.а) прислушался к совету мусульман, и ему подготовили византийского коня серого цвета. Но верхом на этом коне халиф оставался недолго. Сойдя с него, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Простите меня за эту ошибку, и тогда Всевышний простит и вас в Судный день. Ваш Амир был на грани гибели из-за самолюбия и высокомерия, вошедших в его сердце. Я слышал, как Посланник Аллаха говорил, что не войдет в Рай тот, у кого в сердце окажется хотя бы малая часть высокомерия – и этому способствовала белая одежда, предложенная вами и этот конь».
Благодаря такому ревностному отношению к религии сподвижники Пророка ﷺ стали великими представителями человеческой расы, ничто из мирского не заботило их, а загробное счастье и довольствие Всевышнего было несменным приоритетом.
Там же, в Шаме Умар (да будет доволен им Аллах) произнёс слова, ставшие в последующем крылатыми и напомнившие мусульманам, что в действительности сделало их передовой и прогрессивной нацией: «В прошлом вы были самым униженным, презренным и малочисленным народом, но Ислам возвеличил вас. Если вы будете добиваться величия в чём-то другом, помимо него (Ислама), Аллах унизит вас».
Встреча с патриархом
Наконец, халиф, преодолев колоссальное расстояние, доехал до окраин Иерусалима.
Увидев воочию священный город, халиф воскликнул: «Аллах Велик!». Ликования мусульман по случаю приезда халифа были настолько громогласными, что их могли слышать жители Иерусалима. На следующий день, совершив утреннюю молитву, халиф поручил Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) сообщить о его приезде. Подойдя к стенам Иерусалима, Абу Убайда (р.а) вскрикнул: «Воистину, правитель правоверных прибыл».
Патриарх в сопровождении своей свиты выглянул из крепостных стен и попросил, чтобы халиф подошел к ним поближе. Когда халиф встал со своего места и вознамерился направиться к ним, мусульмане стали предостерегать его от этого. В этом и вправду был риск, поскольку это могло быть ловушкой, организованной с целью совершения на него покушения. Но халиф продекламировал им слова Всевышнего, которые отображали глубину его веры:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
(смысл): «Скажи (о, Пророк): «Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали). Он – наш покровитель (помощник и хранитель). И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах)»». (Сура «ат-Тавба»: 51)
Затем халиф в сопровождении Абу Убайды (р.а) направился к городским стенам Иерусалима, он был верхом на верблюде, на котором приехал из Медины, и на нём была та же самая одежда со множеством зашитых мест. Умар (р.а) остался верен своим словам, и ключевая аудиенция с патриархом никак не изменила его внутренний мир. Истинная красота Ислама не проявляется во внешней атрибутике, она заложена глубоко в сердце. Увидев халифа, патриарх распознал в нем того самого сподвижника Пророка ﷺ, о котором он говорил, и истощённые затяжной осадой иерусалимцы получили одобрение на заключение мирного соглашения с мусульманами.
В Иерусалиме
А на следующий день произошло долгожданное событие: мусульмане во главе со своим халифом вступили на священную землю Иерусалима. Патриарх лично был гидом Умара (р.а) , показывая ему достопримечательности города трёх религий. Патриарх повёл Умара (р.а) даже в Храм гроба Господня, при посещении которого прозвучал азан. Патриарх любезно предложил халифу помолиться внутри церковного помещения, но Умар (р.а) отказался, объясняя это тем, что на месте совершения им намаза мусульмане в последующем могут соорудить мечеть, а для этого им потребуется частично или полностью разрушить этот христианский храм.
Этот отказ – яркое свидетельство гуманности Ислама, который, в отличие от различных террористических группировок, не воюет с культурным наследием других конфессий и не видит блага в подобной деятельности.
Далее произошло эмоциональное событие. Мусульмане оказались у скалы, с которой Пророк Мухаммад ﷺ совершил знаменитое путешествие в небеса (Ми’радж). Но это место нуждалось в капитальной уборке, скала была засыпана землёй и мусором. Халиф лично принял участие в очистке этой территории, после чего на этом месте была воздвигнута мечеть, которую принято называть «Кубба ас-Сахра».
Кульминационной частью всего этого рассказа и в тоже время развязкой стала гарантия безопасности, под которой подписался сам халиф Умар ибн Аль-Хаттаб (да буде доволен им Аллах):
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, Это гарантия безопасности раба Аллаха Умара, повелителя правоверных, жителям Иерусалима. Гарантия безопасности им самим, их имуществу, их храмам и крестам, больным, исцелившимся и остальным людям. Их храмы не будут заняты и не будут разрушены, и не будет отнято ничего ни из их владений, ни из крестов, ни из имущества (храмов), христиан не станут презирать за их религию, и ни одному из них не будет причинен вред, и ни один из иудеев не будет жить с ними в Иерусалиме».
По материалам книги «аль-Фарук Умар ибн аль-Хаттаб»
КАРАМАТ (ЧУДО) , КОТОРОЕ ПОКАЗАЛ ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ УМАР (да будет доволен им Аллаh)
Во время своего правления халиф Умар (радыяллаху ‘анху) назначил Сарию (радыяллаху ‘анху) командовать войском и отправил на войну.
На поле боя исламское войско расположилось у подножия горы. В это время неверные готовились атаковать их с противоположной стороны горы. А халиф Умар (радыяллаху ‘анху) в это же время в Медине читал пятничную хутбу.
Аллах Всевышний из милосердия к воинам ислама и по Своей милости убрал завесу из глаз достопочтенного Умара (радыяллаху ‘анху).
Несмотря на расстояние в один месяц пути, он вдруг увидел картину далекого сражения и поняв, что воины не подозревают о вражеском нападении, три раза громко крикнул: «Эй, Сария, к горе, к горе!»
Аллах Всевышний донес до Сарии (радыяллаху ‘анху) голос Умара (р.а). Благодаря этому, они встали спиной к горе и повергли врагов.
Достопочтенный Али (радыяллаху ‘анху) запомнил тот день и тот час. После того, как Сария (радыяллаху ‘анху) с исламским войском вернулись живыми и невредимыми, у командира стали расспрашивать, что происходило на поле боя.
Сария (радыяллаху ‘анху) поведал: «В пятничный день мы сидели у подножия горы, когда неверные задумали скрытно напасть на нас. И вдруг я услышал голос, который говорил мне: «Эй, Сария, к горе, к горе!» Мы тотчас встали спиной к горе и смогли одолеть неверных».
В некоторых риваятах поясняется, что данное событие произошло в сражении при Нихавенде. Около деревни Кандсихан волости Нихавенд находится невысокая гора, с куполообразной вершиной, влюбленные посещают эти места.
Из книги Шамседдина Сиваси «Предания о четырех халифах»