‘УМАР (да будет доволен им Аллаh) ПОХОЖ НА ПРОРОКА НУХА (мир ему) И ПРОРОКА МУСА (мир ему)
Абу Бакр ас-Сыддийк (да будет доволен им Аллаh) похож на пророка Ибрахима (мир ему) и на пророка Иса (мир ему).
(все эти пророки из числа улюль азм)
Хадис шариф
После события при Бадре мусульмане взяли в плен 70 человек.
Законы, касающиеся этого вопроса, еще не были ниспосланы.
Одним из вопросов было, что делать с пленными, как с ними поступить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал совет, чтобы решить, что с ними сделать.
Абу Бакр (ради Аллаху анху) сказал: «Это наши родственники, отцы, братья, близкие люди. Почему бы нам не выкупить их? Деньги, которые мы выручим, потратим на укрепление мусульман»
Умар (р.а) сказал:
«О, Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям)! Я не согласен с Абу Бакром (р.а) и предложил всех казнить»
Умар (р.а) хотел показать, что у него к ним нет жалости.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, сахабы стали обсуждать, чье мнение выбрать.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся и сказал:
إن الله ليلين قلوب رجال حتى تكون ألين من اللبن وإن الله ليشدد قلوب رجال فيه حتى تكون أشد من الحجارة
وإن مثلك يا أبا بكر كمثل إبراهيم عليه السلام قال فمن تبعني فإنه مني ومن عصاني فإنك غفور رحيم
وإن مثلك يا أبا بكر كمثل عيسى عليه السلام قال إن تعذبهم فهم عبادك وإن تغفر لهم فإنك أنت العزيز الحكيم وإن مثلك ياعمر كمثل موسى عليه السلام قال ربنا اطمس على أموالهم واشدد على قلوبهم فلا يؤمنوا حتى يروا العذاب الأليم
وإن مثلك ياعمر كمثل نوح عليه السلام قال رب لا تذر على الأرض من الكافرين ديارا
«Всевышний Аллах смягчает некоторые сердца и они становятся мягкими как молоко и ожесточает некоторые сердца, что они становятся жесткими подобно скале. Среди вас есть похожие на Ибрагима (а.с). Это Абу Бакр (р.а).
Потому что Ибрахим (а.с) сказал:
فَمَن تَبِعَنِي فَإِنَّهُ مِنِّي ۖ وَمَنْ عَصَانِي فَإِنَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Тот, кто последует за мной и тот, кто отвернется от меня, найдут меня милосердным».
Сура Ибрахим, 36.
Также есть среди вас похожие на Иса (а.с), который сказал:
إِن تُعَذِّبْهُمْ فَإِنَّهُمْ عِبَادُكَ ۖ وَإِن تَغْفِرْ لَهُمْ فَإِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ (118)
Если Ты накажешь их, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Величественный (и) Мудрый!
Сура Маида 118 аят.
А Умар (р.а) подобен Нуху (р.а), который сказал:
وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا (26) إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلَا يَلِدُوا إِلَّا فَاجِرًا كَفَّارًا (27)
«О, Аллах! Не оставь ни одного кафира на этой земле! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих»
Сура Нух, 26-27.
Также среди вас есть похожие на Мусу (а.с), который сказал:
رَبَّنَا اطْمِسْ عَلَى أَمْوَالِهِمْ وَاشْدُدْ عَلَى قُلُوبِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُوا حَتَّى يَرَوُا الْعَذَابَ الْأَلِيمَ
«О, Аллах! Запечатай их сердца, чтобы они не уверовали, пока не настигнет их наказание».
Сура Юнус, 88 аят.
Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял совет Абу Бакра (р.а).
Имам Ахмад.
Через некоторое время, однажды, Умар (р.а) увидел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра (р.а) сидящими рядом и плачущими.
Умар (р.а) подошел к ним и спросил их, почему они плачут.
Он сказал, что даже если это не расстроит его, он заставит себя плакать.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
“Мы плачем, потому что Аллах показал мне наказание, которое Он отвел от нас, за то, что мы приняли выкуп за пленных”.
И Всевышний Аллах, ниспосылает аяты суры аль-Анфаль, 67-68 аяты:
مَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَكُونَ لَهُ أَسْرَى حَتَّى يُثْخِنَ فِي الْأَرْضِ تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللَّهُ يُرِيدُ الْآخِرَةَ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
لَّوْلَا كِتَابٌ مِّنَ اللَّهِ سَبَقَ لَمَسَّكُمْ فِيمَا أَخَذْتُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Не подобало пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает последней жизни. Аллах Могущественный, Мудрый. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли».
Всевышний Аллах, говорит Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что это была первое столкновение и следовало их казнить.
Всевышний Аллах не одобрил взятия выкупа.
Но Всевышний Аллах, сказал, что наказание не постигнет их, т.к. это было предопределено.
То, что Ганимат — халяль для этой Уммы.
Итак, Священный Куран подтвердил правильность мнения Умара (р.а).
Тафсир Ибн Касир, 2 том, 326 стр.
У досточтимого ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллаh) была интересная особенность — его мнение не раз совпадало с решением Всевышнего Аллаха
ти события называются «Мувафакату Умар (р.а) лиль Кур’ан»
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мои желания совпали с волей моего Господа в трёх случаях.
Однажды я сказал:
«О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?», — после чего был ниспослан аят, в котором говорилось:
وَاتَّخِذُوا مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى
«Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы»
Сура «Корова», аят 125.
Что же касается аята о хиджабе, то однажды я сказал:
«О посланник Аллаха, не велишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!», — после чего был ниспослан аят о покрывале.
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ
Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. (Сура аль-Ахзаб, 53 аят)
Третий случай связан с тем, что однажды всех жён посланника Аллаха охватила ревность к нему, и я сказал им:
عَسَىٰ رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يبُْدِلَهُ أَزْوَٰجاً خَيْراً مِّنكُنَّ
«Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас, жён лучше вас…»
Сура «Запрещение», аят 5. Потом этот аят был ниспослан Всевышним».
хадис приводится в аль-Бухари в «Сахих», 402, и Муслим 2399
عن أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: قَالَ عُمَرُ بْنُ الخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ «وَافَقْتُ رَبِّي فِي ثَلاَثٍ: فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ! لَوِ اتَّخَذْنَا مِنْ مَقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى، فَنَزَلَتْ: (وَاتَّخِذُوا مِنْ مَقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى )، وَآيَةُ الحِجَابِ، قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ! لَوْ أَمَرْتَ نِسَاءَكَ أَنْ يَحْتَجِبْنَ، فَإِنَّهُ يُكَلِّمُهُنَّ البَرُّ وَالفَاجِرُ، فَنَزَلَتْ آيَةُ الحِجَابِ، وَاجْتَمَعَ نِسَاءُ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الغَيْرَةِ عَلَيْهِ، فَقُلْتُ لَهُنَّ: (عَسَى رَبُّهُ إِنْ طَلَّقَكُنَّ أَنْ يُبَدِّلَهُ أَزْوَاجًا خَيْرًا مِنْكُنَّ)، فَنَزَلَتْ هَذِهِ الآيَةُ رواه البخاري (402)
Умар (р.а) после принятия Ислама очень хотел чтобы всевышний Аллах запретил вино и спиртные напитки.
Но мы знаем что запрет был в несколько этапов.
После ниспослания первых аятов и до окончательного запрета вина и всех опьяняющих напитков Умар (р.а) часто просил дуа:
اللهمَّ بيِّنْ لنا في الخمر بياناً شافياً
«О, Аллах, изложи нам действо, разъясняюшее всё о вине».
И это одно из тех мест в котором желание Умара (р.а) совпало с приказом Всевышнего Аллаха.
Затем Всевышний Аллаха ниспослал 90-91 аяты суры «аль Маида».
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете.
Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? [5:90-91].
После этого аята, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) отправил одного из сподвижников, чтобы он прошёлся по улицам Медины и объявил всем, что Аллах категорически запретил спиртное. И услышав это все начали выносить на улицы сосуды с вином и выливали на землю. И на улицах Медины образовались лужи из вина и других опьяняющих напитков.
Когда эти последние аяты прочитали Умару ибн аль-Хаттабу, и достигли фразы в аяте:
فَهَلْ أَنْتُمْ مُّنتَهُونَ
Неужели вы не прекратите?
Тогда Умар (р.а) воскликнул:
انتَهَينا، انتهيْنا
«Мы уже прекратили!
Мы уже прекратили!»
Абу Дауд 3201.
Ученые говорят, что есть около 15 вопросов в которых Умар (р.а) опередил откровение.
То есть он приходил к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) и что то предлагал и через некоторое время касательно этого ниспосылался аят. И это посто удивительно.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы после меня пришел бы пророк, то им бы был’Умар ибн аль-Хаттаб» Тирмизи
«Не будьте помощниками шайтану»
Передал имам аль-Куртуби رحمه الله:
Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил об одном человеке из Сирии, который был физически сильный (Умар заметил его отсутствие). Ему ответили, что этот человек пил очень много спиртного.
Затем Умар попросил своего писца написать ему следющее:
«От Умара ибн аль-Хаттаба, такому-то. Ас-саляму алейкум, хвала Аллаху, кроме которого нет божества достойного поклонения.
حم * تَنزِيلُ الْكِتَابِ مِنَ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ * غَافِرِ الذَّنبِ وَقَابِلِ التَّوْبِ شَدِيدِ الْعِقَابِ ذِي الطَّوْلِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ إِلَيْهِ الْمَصِيرُ
Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие. (Сура Гафир, 1-3)
Затем он запечатал письмо и сказал гонцу: «Не отдавай ему это письмо, кроме как когда он будет трезв»
Затем он приказал всем присутствующим помолиться за его покаяние. когда этот человек получил письмо, он начал читать его и сказал:
«Мой Господь обещал мне прощение и предупредил меня о своём наказании».
И он продолжал повторять эти слова до тех пор пока не начал рыдать.
После этого он оставил вино и сторонился его.
Когда Умар (р.а) узнал об этом он сказал:
«Вот так вам следует поступать. Если вы увидите, что кто-то из вас поскользнулся, то поправьте его, делайте дуа за него и не помогайте Шайтану против него (т.е. оскорблениями, нападками, упрёками и т.д.)»
См. Тафсир аль-Куртуби.
وي عن عمر بن الخطاب — رضي الله عنه — أنه افتقد رجلا ذا بأس شديد من أهل الشام ، فقيل له : تتابع في هذا الشراب ، فقال عمر لكاتبه : اكتب من عمر إلى فلان ، سلام عليك ، وأنا أحمد الله إليك الذي لا إله إلا هو : » بسم الله الرحمن الرحيم » حم تنزيل الكتاب من الله العزيز العليم غافر الذنب وقابل التوب شديد العقاب ذي الطول لا إله إلا هو إليه المصير ثم ختم الكتاب وقال لرسوله : لا تدفعه إليه حتى تجده صاحيا ، ثم أمر من عنده بالدعاء له بالتوبة ، فلما أتته الصحيفة جعل يقرأها ويقول : قد وعدني الله أن يغفر لي ، وحذرني عقابه ، فلم يبرح يرددها حتى بكى ثم نزع فأحسن النزع وحسنت توبته . فلما بلغ عمر أمره قال : هكذا فاصنعوا ، إذا رأيتم أحدكم قد زل زلة فسددوه وادعوا الله له أن يتوب عليه ، ولا تكونوا أعوانا للشياطين عليه