1. Совершенство врожденных качеств
Совершенство Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проявляется в четырех врожденных качествах.
Первое качество
Уравновешенность – качество, вызывающее почтение, уважение, повиновение и подчинение. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) внушал благоговейный страх людским сердцам. Даже когда к нему пришли послы персидских царей, они задрожали от страха, хотя он совсем не проявлял надменности и гордой власти. И это несмотря на то, что они привыкли к поведению своих царей и встречали разных королей и тиранов. Скромность была неотъемлемым качеством Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и он был известен своим легким характером.
Второе качество
Жизнерадостность – качество, внушающее преданность и любовь, а также усиливающее искренность и доброжелательность. Сподвижники очень любили это качество в Пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часто бывает так, что последователям того или иного человека через некоторое время начинают не нравиться определенные качества их лидера, но ни с одним из сподвижников Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) такого не произошло. Никто из сопровождавших его людей никогда не испытывал к нему нелюбви; никто из тех, кто приблизился к нему, не отдалялся впоследствии от Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сподвижники любили его больше, чем своих родителей и детей. Они любили его больше, чем испытывающий жажду любит воду.
Третье качество
Приятие со стороны других людей: сердца людей склонялись в его пользу, и они стремились к повиновению ему. Чувство товарищества по отношению к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) столь прочно входило в разум, что даже самые упрямые и далекие от него никогда не чувствовали себя отчужденными. Конечно, были и исключения, когда люди из злобы стремились досадить ему или противостояли ему из-за того, что их души были лишены света истины.
Четвертое качество
Люди также чувствовали расположение к тому, чтобы следовать Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), с готовностью принимать его решения, несмотря на все трудности и мучения, которым их подвергали гонители. Ни один искренний человек не обособлялся от него.
Данные четыре качества необходимы для успеха и являются основами для исполнения пророческой миссии. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в совершенстве обладал ими.
2. Совершенство характера
В превосходный нрав Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) входило шесть качеств.
Первое качество
Интеллект, разумность и дальновидность проходили красной нитью через жизнь Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Об их наличии можно судить по его здравым решениям, точному планированию, прекрасной организации, а также по тому факту, что ему всегда сопутствовал успех перед лицом трудностей и вражеских замыслов. Он уже вначале мог определить, чем все закончится, способен был оценить достоинства и недостатки, разрешить возникающие трудности. Такого можно добиться лишь при превосходной дальновидности.
Второе качество
Твердость и решимость, даже когда враги искали его; терпение во времена трудностей, тревог и войн. В таких ситуациях он сохранял спокойствие. Он никогда не трусил и не сдавался. Страшные гонения со стороны мекканских курайшитов могли сломить других людей, но только не его. Несмотря на все угнетения, его терпение и твердость всегда приносили ему успех.
Третье качество
Воздержанное отношение к мирскому и умение довольствоваться минимумом. Он не поддавался красотам этого мира. Хотя он прошел от Йемена до Омана, от Мекки и Медины до границ Ирака, он оставался совершенно незаинтересованным в богатствах и добыче, которой овладевали другие. После себя он не оставил никакого имущества и никаких долгов. Он не строил себе никаких замков и дворцов, не копил имущество для передачи его в качестве наследства детям и семье. Он поступал так для отвращения их от мирских страстей, чтобы они, как и он, могли вести воздержанную жизнь.
Невозможно обвинить в стремлении к мирскому того, чей аскетизм был столь высокого уровня, что он даже поощрял своих сподвижников к тому же. Такой человек просто не мог солгать о Всевышнем Аллахе ради мирских благ. Он просто не мог променять будущую, вечную жизнь на этот временный и тленный мир.
Четвертое качество
Скромность перед сподвижниками, несмотря на их полное повиновение. Он, как и все, ходил по рынкам, сидел на земле и просто был одним из людей. Он не чуждался их и не превозносился над ними. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был очень скромным, и его голова была постоянно опущена. Люди знали его как очень кроткого человека. Однажды к ним пришел бедуин и задрожал от страха. Но Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) успокоил его и сказал:
– Не надо волноваться: в конце концов, я – сын женщины, которая ела вяленое мясо в Мекке.
В Посланнике Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не было ни высокомерия, ни надменности. Он сказал: «…я – сын женщины…», – а не «сын мужчины», поскольку женщины известны слабостью. Тем самым он стремился понизить себя в глазах собеседника и уменьшить его страх. Он описал свою маму как употреблявшую вяленое мясо, которое считалось едой бедняков. Высокомерные и надменные люди ели свежее мясо. Так Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пытался успокоить бедуина, сообщая ему, что он – сын бедной женщины, которая ела непритязательную пищу, и бояться его не надо. (Зуркани. Комментарий к «Аль-мавахиб-уль-лядунъя» Касталляни. – Том 4, стр. 319–320)
Это показывает, сколь благородным характером он обладал. Его возвышенные привычки были естественными. И речь шла не просто о двух-трех достоинствах, а об огромном числе качеств, которые придавали его нраву благородство.
Пятое качество
Терпение при встрече с провокационной дерзостью. Во время спора он сохранял полное спокойствие и был очень терпелив. Несмотря на крайне грубое поведение бедуинов, он не высказывал в их адрес ни единого оскорбительного слова. Все терпеливые люди впадают в нерешительность, а те, кто обладает чувством собственного достоинства, обязательно ошибутся, но ни то, ни другое не случалось с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Всевышний Аллах уберег его от опрометчивых желаний, которые могли привести к ошибкам, поэтому он любящим образом относился к своим последователям и был очень внимателен к людям.
Курайшиты устраивали самые различные нападки на него, использовали все возможности для причинения ему вреда, но Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), несмотря на это, проявлял терпение и не обращал внимания на их проделки. Дерзкие выходки предпринимались отнюдь не только глупцами из числа курайшитов, но и интеллигентными людьми, а также старейшинами. Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) противостояли все: от низших слоев до высших. Но чем настойчивее они были, тем с бо́льшим терпением он игнорировал их выходки. А когда в его руках оказалась власть над ними, он просто простил их. Во время завоевания Мекки (8 г. х.) все они собрались вокруг него, и он сказал:
– Что вы думаете обо мне?
– Ты – воспитанник благородного дяди (т.е Абу Талиба). Если простишь нас, это то, что мы думаем о тебе. А если отомстишь, то есть за что.
– Я скажу вам то, что сказал Юсуф своим братьям:
لَا تَثْرِيبَ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ ۖ يَغْفِرُ اللَّهُ لَكُمْ ۖ وَهُوَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ
«Сегодня нет упреков в ваш адрес. Да простит вас Аллах! И Он – Милосерднейший из милосердных». (Коран, 12:92)
К нему подошла Хинд бинт Утба, которая в свое время разрезала живот Хамзы (да будет доволен им Аллах), дяди Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и жевала его печень (она поступила так для большего удовлетворения от его смерти). Несмотря на ее поступок, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) простил ее и принял ее присягу.
Шестое качество
Исполнение договоров и обещаний. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда следовал договоренностям и выполнял обещанное. Предательство было для него большим грехом, а отказ от своих слов – пороком. Поэтому ради выполнения договоров и обязательств он готов был сносить даже самые тяжкие обстоятельства и испытания. Но когда другая сторона нарушала договор, Всевышний Аллах давал ему возможность действовать вопреки уже нарушенной договоренности: так произошло с еврейскими племенами Курайза и Надыр, а также с курайшитами во время действия Худайбийского соглашения. Всевышний Аллах обернул предательство с их стороны в пользу Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в совершенстве обладал этими шестью качествами. Всевышний Аллах возвысил его в данном отношении над всеми творениями.
Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 35-40
islamdinr.ru