Бисмилляхир-Рахманир-Рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад.
Уважаемые братья и сёстры, 8 июля иншаАллах у нас день ‘Арафа, это день, который был выделен Всевышним Аллахом, который сказал:
وَالْيَوْمِ الْمَوْعُودِ وَشَاهِدٍ وَمَشْهُودٍ
«Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим (днём) и засвидетельствованным!». (Коран 85:2-3)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«“День обещанный” – это день Воскрешения, “засвидетельствованный день” – это день ‘Арафа, а “свидетельствующий день” – это пятница». (Ат-Тирмизи 3339, ат-Табарани 3458)
Анас (да будет доволен им Аллах) говорил:
«День ‘Арафа равен 10000 дням по своей значимости». (Ат-Таргиб, т. 2, стр. 200 и «Латаифуль маариф», стр. 460)
О причинах, по которым день ‘Арафа назван именно так
День ‘Арафа — это девятый день месяца Зуль-хиджа. Сказано, что он назван так, потому что в этот день встречаются люди со всех уголков земли и узнают друг друга.
Имам Абуль Фарадж ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал о причинах, по которым день ‘Арафа назван именно так:
«День ‘Арафа назван так, потому что когда ангел Джибриль (мир ему), показывал пророку Ибрахиму (мир ему), обряды совершения хаджа, Ибрахим (мир ему), говорил: «(Теперь) я узнал («’арафту»)».
И (также) потому что господин Адам (мир ему) и Хава узнали друг друга (та’арафа) именно там (после разлуки)». (Кашфу аль-Мушкиль», 2/156)
Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов в течении двух лет
Передают со слов Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что (однажды) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о соблюдении поста в день ‘Арафа, и он сказал:
يكفر السنة الماضية والسنة القابلة
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». (Муслим 1162)
В этот день Аллах Свят Он и Велик, освобождает рабов Своих от Ада и прощает им их грехи
Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار ، من يوم عرفة ، وإنه ليدنو ، ثم يباهي بهم الملائكة ، فيقول : ما أراد هؤلاء ؟
«Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день ‘Арафа. Поистине, Его милость приближается к ним, а затем Он хвалится ими пред ангелами, говоря: “Чего они желают?». (Муслим 1348)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто защищает свои уши, глаза и язык (от запретного) в этот день (День ‘Арафа), будет прощен». («Муснад» Ахмада, «Маджма уз-Зауаид», т. 3 стр. 251)
Таким образом, за один день поста в день ‘Арафа, Аллах прощает грехи человека за два года. Так давайте же не будем упускать такой возможности заслужить прощения Аллаха и усердствовать в поклонении в этот благословенный день.
Деяния, которые следует совершать в этот день:
1. Держать пост,
2. Часто произносить шахаду,
3. Многократное дуа,
4. Раздавать садаку.
В этот день запрещается:
1. Упорствовать в совершении грехов (следует покаяться во всех грехах),
2. Вести себя высокомерно.
Эти два типа людей будут лишены благословения в этот день. (Ибн Раджаб в «Латаифуль маариф», стр. 494)
Зикр в день ‘Арафа
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) многократно произносил в этот день следующий зикр:
لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ، وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيءٍ قَدِيرٌ
«Ла иляха илляЛЛах уахдаху ляшарика ляху ляхуль Мульку уаляхульхамд уахууа аля кулли шаин Къадир». («Муснад» Ахмада, Ат-Табарани. «Маджма уз-Зауаид», т. 3, стр. 252)
Самая лучшая мольба (ду’а) – это мольба в день ‘Арафа
Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
خير الدعاء دعاء يوم عرفة ، وخير ما قلت أنا والنبيّون من قبلي : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ، وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Лучшая мольба (дуа) – это мольба в день Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: “Ля иляха илля-Ллах, уахдаху ля шарика лях, ля-ху-ль-мульку уа ля-ху-ль-хамд, уа хууа ‘аля кулли шай-ин къадир / Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть, и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью властен!”» (Ат-Тирмизи 3585)
Такбир ат-ташрик
Каждый мусульманин обязан (уаджиб) произносить такбир ташрика после каждого фард-намаза, начиная с фаджр-намаза 9-го Зуль-Хиджи (8 июля) вплоть до аср-намаза 13-го Зуль-Хиджи (12 июля), слова такбира:
الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر، الله أكبر ولله الحمد
«Алла́ху акбар, Алла́ху акбар, ля́ иля́ха иллялла́ху, уалла́ху акбар, Алла́ху акбар уа лилля́хиль-хамд».
Перевод: «Аллах – величайший, Аллах – величайший. Нет бога кроме Аллаха. А Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала – Аллаху!» (Ибн Абидин, т.1, стр. 406)
Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи, пишет:
«Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины — громко, а женщины — тихо». (См.: «Исламские месяцы», стр. 89)
Такбиры ташрика и несколько правил, связанных с ними
1. Такбир ташрик обязателен (уаджиб) для мужчин и женщин (по другому мнению, для женщин желательно).
2. Уаджиб произнести его один раз после каждого обязательного намаза.
3. Такбир следует произносить после каждого намаза, начиная с фаджра 9-го Зуль-Хиджжа и заканчивая асром 13-го Зуль-Хиджжа, итого после 23-х намазов.
4. Женщины в состоянии менструации не обязаны читать такбир.
5. Следует читать такбир сразу после саляма. Если забыл прочитать его, а потом вспомнил, сидя после намаза, пока ни с кем не заговорил, то нужно его прочитать. Однако, если человек заговорил, или сделал что-то из мирских дел, или сошел с места после намаза, то уаджиб спадает.
6. Следует также читать такбир после пятничного намаза, и его можно прочитать после праздничного намаза.
7. После намаза уитр такбир не читается.
8. После желательных намазов такбир не читается.
9. Жители деревень, путники и те, кто совершает намаз в одиночку, тоже обязаны читать такбир.
10. Если пропустил намаз в дни ташрика и восполнил его в эти же дни этого года, то нужно прочитать после восполненного намаза такбир.
11. Если восполняешь этот намаз после дней ташрика, то такбир читать не надо.
12. Если в дни ташрика восполняешь намаз, пропущенный до этих дней, то после восполненного намаза такбир читать не надо.
13. Женщины читают такбир тихо, а мужчины – громко.
14. Человек, опоздавший на коллективный намаз и присоединившийся позже, читает такбир, завершив свой намаз. Он тоже читает такбир громко. (Даруль-ифта Махмудия, Дурбан, ЮАР)
Поэтому братья и сестры, будьте внимательны к этому великому дню, постарайтесь держать пост и увеличить благие дела, особенно будьте щепетильны в исполнении уаджибов и суннатов этого дня, также по больше просите прощения грехов (истигфар).
Как пишет муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи самым лучшим истигфаром является Сайидуль-Истигфар (господин всех форм покаяния), который выглядит следующим образом:
اللّهـمَّ أَنْتَ رَبِّـي لآ إِلـٰهَ إِلَّا أَنْتَ خَلَقْتَنِـي وَأَنَا عَبْـدُكَ وَأَنَا عَلىٰ عَهْـدِكَ وَوَعْـدِكَ مَا اسْتَـطَعْـتُ أَعـُوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ مَا صَنَـعْتُ أَبُـوءُ لَـكَ بِنِعْـمَتِـكَ عَلَـيَّ وَأَبـُوءُ بِذَنْـِبي فَاغْفـِرْ لِي فَإِنَّـهُ و لآ يَغْـفِرُ الذُّنُـوبَ إِلَّا أَنْتَ
«Аллахумма анта Рабби ля иляха илля анта халяктани уа ана ‘абдука уа ана ‘аля ‘ахдика уа уа‘дика ма-стата‘ту. А‘узу бика мин шарри ма сана‘ту абу’у ляка би-ни‘матика ‘аляййа уа абу’у би занби фагфир ли фа иннаху ля йагфиру з-зунуба илля анта».
«О Аллах! Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя. Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду верен договору, [заключённому] с Тобой, и обещанию, [данному] Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не простит грехов, кроме Тебя».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал об этой молитве:
وَمَنْ قَالَهَا مِنَ النَّهَارِ مُوقِنًا بِهَا، فَمَاتَ مِنْ يَوْمِهِ قَبْلَ أَنْ يُمْسِيَ، فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ، وَمَنْ قَالَهَا مِنَ اللَّيْلِ وَهُوَ مُوقِنٌ بِهَا، فَمَاتَ قَبْلَ أَنْ يُصْبِحَ، فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ
«Тот, кто произнесет эти слова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая, и тот, кто произнесет эти слова ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». (Аль-Бухари 6306; Ат-Тирмизи 3393)
В благородном хадисе сказано:
«День ‘Арафа это день, когда шайтан является наиболее униженным (из-за обширного прощения Аллаха)». («Мууатта» имама Малика, «Муснад» Ахмада, Ибн Маджа 3013)
СубханаЛлах! Проклятый шайтан целый год обманывал нас, призывал к греховные поступкам, мы к сожалению поддались искушениям, тем самым заслужив наказания Всевышнего в виде нахождения в аду, но хвала Аллаху в этот день мы можем много делать дуа, держать пост, совершать другие виды поклонения и тем самым заслужить прощения нашего Создателя, а это означает, что усилия шайтана станут тщетными, и из-за этого он и унижен. Хвала Аллаху Свят Он и Велик, что мы мусульмане, просите прощения, делайте ду’а за всю нашу умму и пусть они будут у нас приняты.
Пусть Аллах Свят Он и Велик, дарует нам тауфик (способность), чтобы воплотить на практике всё сказанное, и пусть Он благословит нас теми же дарами, как и паломников, находящихся на горе ‘Арафа. Аминь.
islamdinr.ru