В связи с тем, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был послан с пророческой миссией, он был занят многими важными делами. Он получал откровения от Аллаха и доводил его до сподвижников и на собственном примере показывал, как применять это на практике. В то же время он управлял обществом и устанавливал принципы, на которых строится государственная система. В качестве судьи и муфтия решал судебные вопросы и в то же время установил судебную систему. В качестве главнокомандующего выходил в военные походы во главе армии и командовал в войне. Помимо всего прочего он был впереди всех в поклонении Аллаху. Он был путеводителем уммы в религиозных и мирских вопросах. Вся его жизнь была посвящена миссии обучения. В сочетании с важными делами он не упускал из виду и вопросы, кажущиеся второстепенными. В этом контексте он был заинтересован своими сподвижниками и их личными проблемами.
Лица, занимающиеся очень важными делами, как правило, не интересуются второстепенными вопросами. Например, руководитель большого предприятия не знает и не интересуется частной жизнью подчиненных. Здесь мы хотим обратить ваше внимание, что посланник Аллаха наряду с наиболее важными делами, близко знал жизнь своих сподвижников и интересовался ею. В этом отношении Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) — представитель горизонта совершенности в человеке: в одно и то же время он мог сочетать в себе особенности, кажущиеся противоположными друг другу. Например, такие особенности как совершенство кротости и мужества. То есть если человек является примером кротости, то он не может показать в себе крайнюю степень мужества. И наоборот, если человек чрезвычайно мужественен, он не может быть в достаточной степени кротким. При изучении качеств пророка, мы видим, что все его прекрасные качества были на вершине совершенства.
Он знал своих сподвижников, как глава семьи знает членов своей семьи, и сразу замечал имеющиеся недостатки. Хотим привести следующий пример на эту тему.
Джулейбиб, которого Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) упоминал в своих частных дуа и который женился при посредничестве Посланника Аллаха, принял участие в военном походе, где присутствовал и сам пророк. Была тяжелая битва. Мусульмане понесли значительные потери. После войны Посланник Аллаха повелел: «Есть ли потери? Посмотрите!». И сподвижники разбежались, чтобы найти мучеников. Затем вернулись и доложили: «Такой-то и такой-то из сахабов пали мученической смертью». Посланник повторил свое повеление несколько раз, и сахабы каждый раз перечисляли новые имена мучеников. Затем Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) открыто спросил: «Я не вижу среди вас Джулейбиба. Поищите еще!». Тогда сподвижники снова разбежались и среди семерых поваленных многобожников нашли тело мученика Джулейбиба. Они мигом доложили Посланнику Аллаха о ситуации. Пророк сразу же пошел в это место. Протягивая свои руки к рукам погибшего Джулейбиба Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Он убил семерых человек, а потом убили и его. Этот человек от меня, а я от него!». Для Джулейбиба вырыли могилу. Своими благословенными руками Пророк поместил его тело в могилу.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) любил своих сподвижников и защищал их. Слова пророка: «Будьте осторожны, не говорите о моих сподвижниках неуместных и неприличных слов. Любящие любят их, потому что любят меня. Ненавидящие ненавидят их, потому что ненавидят меня. Причиняющие им страдания, причиняют страдания мне. Тот, кто причиняет страдания мне, причиняет страдания Аллаху. Того, кто причиняет страдания Аллаху, Аллах наказывает немедленно», — показывают, насколько сильно он их любит и с каким трепетом беспокоится о них.
В день смерти, в последние часы своей жизни, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) поднял завесу из комнаты Айшы, чтобы в последний раз посмотреть на своих сподвижников. Когда он увидел их собранными для коллективного намаза, на его лице появилась улыбка.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) интересовался проблемами сподвижников. Приведем еще один пример. Передает Джабир ибн Абдулла: «Мы вместе с посланником Аллаха вышли в поход Затур-Рика’. У меня был очень худой верблюд. Как только армия двинулась, мои товарищи ушли вперед, я остался позади. Меня догнал Посланник Аллаха. “Что случилось, о Джабир”, — спросил он меня. “О Посланник Аллаха, с этим верблюдом я медленно передвигаюсь”, — ответил я. Он велел мне посадить верблюда. Я посадил верблюда. Затем он взял у меня палку и несколько раз ткнул верблюда. “Садись”, — сказал он мне. Я сел, и мы поехали дальше. Клянусь Аллахом, мой верблюд начал соревноваться с верблюдом Посланника Аллаха. По пути мы разговаривали. “Продай мне этого верблюда”, — сказал мне Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). “О Посланник Аллаха, я подарю тебе его”, — сказал я». Посланник Аллаха дал отрицательный ответ, и в результате они договорились на унцию золота. Затем Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) поменял тему разговора и спросил Джабира: «Джабир, ты женился уже?». Он дал положительный ответ. «Вдова или девушка?», — спросил посланник Аллаха. Услышав в ответ, что вдова, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) заметил: «О если бы это была девушка, которая бы радовалась тобой и которой радовался ты». Джабир сказал: «О Посланник Аллаха, ты знаешь, что мой отец пал мученической смертью в битве при Ухуде. У него осталось семеро дочерей. Я посчитал нужным взять в жены женщину, которая бы заботилась о них». Посланник Аллаха ответил: «Инша Аллах, ты сделал правильный выбор».
Из этого диалога мы видим, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) всей тонкостью души и элегантным остроумием настолько глубоко интересовался положением сподвижников. Этот хадис служит примером высокой человеческой морали, тонкого взаимоотношения и глубокой любви Посланника Аллаха по отношению к своим сподвижникам.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сильно любил и был сильно любим своими сподвижниками. Различными путями он выражал свою любовь к ним. К тому же он и сам велел делать так: «Если один из вас любит своего брата по религии, пусть скажет ему об этом». Однажды Посланник Аллаха взял Муаза ибн Джабаля за руку и сказал:
«О Муаз, клянусь Аллахом, я действительно тебя люблю. Я советую тебе Муаз, чтобы ты после каждого намаза произносил эти слова: “О Аллах! Помоги мне поминать и благодарить Тебя, и быть покорным рабом Тебе”».
В своих отношениях с людьми Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не делал никакого различия. Однажды старейшины курайшитов собрались вокруг пророка и сказали: «Если ты хочешь, чтобы мы уверовали в тебя, то прогони этих нищих. Пусть духу их не будет, когда мы придем. Выдели для них отдельное время». В связи с этим был ниспослан аят: «Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово молят о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира, не повинуйся тем, чьи сердца по Нашей воле в небрежении [своем] не поминают Нас, кто следует своим низменным страстям и далеко преступает [границы дозволенного]» (Кахф: 28). Среди тех людей, с кем не хотели находиться рядом многобожники, были хазрат Али, Салман и Аммар (да будет доволен ими Аллах). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не мог оставить их только потому, что они бедные. Об этом не может быть и речи, когда статус таких сахабов как Салман, Билал и Сухайб еще во время их рабства в глазах Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был наравне со статусом самых великих вождей курайшитов. Он относился к ним с таким же уважением и почтением.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) придавал большое значение посещению больных. Он интересовался всеми своими сподвижниками независимо от возраста и пола, спрашивал об их состоянии и навещал заболевших. Умму А’ля из числа ансаров сообщила, что посланник Аллаха навестил её, когда она болела: «О Уммуль-А’ля, тебе радостная весть. Подобно тому, как огонь очищает от ржавчины золото и серебро, так же болезнь очищает мусульманина от грехов».
В заключении хотим сказать, что человек — это создание, у которого в сочетании с физическими потребностями имеются социальные и эмоциональные потребности. Среди основных потребностей людей имеют место и другие потребности: любовь, забота, сострадание и др. В связи с этим мы должны брать пример с достопочтимого Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и, несмотря на жизненные проблемы, интересоваться и заботиться в первую очередь о самых близких нам людях, таких как семья, родственники и друзья. Ведь они как никто иной нуждаются в нашей поддержке.
islam-today.ru