Вопрос: Действительно ли шукр сажда является сунной Пророка?
Ответ: Шукр — это выражение благодарности Всевышнему за дарованные им те или иные блага и восхваление Его за это. Шукр сажда же совершается в момент, когда человек получает благую весть, о свершении того, к чему так стремился или об избавлении тех или иных проблем.
Для его совершения необходимо повернуться по направлению к кыйбле и произнести такбир, а затем совершить сажда, как обычно это происходит на намазе.
По преданию от Благословенного Абу Бакра (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал сажда, когда слышал благую весть.
Однако считается макрухом совершать саджда сразу после намаза, ибо люди могут подумать, что он продолжает свой намаз. Также нежелательно совершать это сажда в то время, когд а совершение намаза считается макрухом.
В хадисе, переданном от Укбы ибн Амира (радыйаллаху анху) говорится: «Существует три промежутка времени, в которые посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам совершать намаз, и хоронить покойных: с началом восхода солнца и до того как оно поднимется на высоту копья; с момента, когда солнце находится в самом зените и до того момента, как оно начнет склоняться к западу; с началом заката и до того момента, как солнце полностью сядет» (Муслим, Салятуль-Мусафирин, 294).
Из этого хадиса можно извлечь следующие хукмы:
1) С началом восхода солнца и на протяжении последующих 15-20 минут не совершается ни обязательные, ни дополнительные намазы.
2) Так же намазы не совершаются, когда солнце находится в самом зените, вплоть до наступления времени полуденного намаза. Этот промежуток времени может меняться в зависимости от времени года. Если летом этот промежуток времени составляет 15-20 минут, то зимой он равен 2-30 минутам.
3) Так же одним из отрезков времени считающихся макрухом для совершения намаза является время, когда солнце становится оранжевым, переставая слепить глаза и до его захода. Это время наступает приблизительно за 15-20 минут до наступления времени вечернего намаза. В это время можно совершать только фард послеполуденного намаза, кроме него не совершаются ни нафиль-намазы, ни ваджиб-намазы.
Причина, по которой нежелательно совершать намазы после утреннего намаза и после послеполуденного намаза, состоит в том, чтобы не уподобляться тем, кто поклоняется солнцу, так как они совершают свое поклонение именно в это время. Что же касается причины нежелательности совершения полуденного намаза в тот момент, когда солнце находится в зените, состоит в том, что в соответствии с некоторыми риваятами именно в это время разжигается огонь в Аду (Муслим, Салятуль-Мусафирин).
Islam-Today.ru