После бытвы Абдуллах ибн Зубайр, да будет доволен им Аллах, решил навестить свою мать, Асму бинт Абу Бакр, да будет доволен ими Аллах. И очень редко, поистине очень редко история запечатлевает такого рода разговор, о котором мы сегодня расскажем.
Реальность такова, что ни один оратор и даже самый красноречивый человек не сможет описать эмоции и уровень имана, который был проявлен этими людьми в тот день. Так вот, он отправился к своей матери, которой на тот момент было выше ста лет. Она была слепой. Он вошел в комнату и поприветствовал маму словами саляма и она ответила на его салям. Затем Асма спросила сына: «Зачем ты здесь, если люди Хаджаджа (несправедливого правителя, против которого сражался Ибн Зубайр) наступают»? Он сказал: «В смерти я обрету мир и спокойствие». А затем добавил: «О мать моя, все мои сторонники покинули меня, даже мои дети и близкие бросили меня. Лишь горстка людей, преданных мне остались на моей стороне. И мне предлагают многое ценного из этого мира, любые блага и богатства, и я волен идти куда пожелаю. Что ты думаешь по этому поводу, о мать моя»? Она ответила: «Это твое дело Абдулла, так как ты лучше меня знаешь свои обстоятельства». Также она добавила: «Но вот что я скажу: если ты точно знаешь, что ты на пути истины, если ты уверен, что ты прав, тогда сражайся так же, как твои павшие товарищи».
Субханаллах! Как же прекрасны ее слова! Вы только подумайте, ведь это ее ребенок, ее сын, но она говорит ему: «если ты знаешь, что ты прав, тогда сражайся так же, как твои павшие товарищи».
Когда она говорила о своем сыне, то описывала его такими словами: «Он всегда был постоянен в молитве и соблюдении поста, и всегда повиновался своим родителям».
И вот она говорит усладе своих очей, своему сыну: «если ты знаешь, что ты прав, тогда сражайся так же как твои павшие товарищи». Также она добавила: «Если же ты стремился к мирским благам, тогда ты самый несчастный из людей. Ты самый несчастный из людей, потому что получится, что ты напрасно погубил себя и своих людей. Так как долго ты собираешься прожить в этом мире? Как долго ты собираешься прожить в этом мире? Если ты говоришь, что ты на пути истины, то как только твои товарищи покинули тебя, ты стал слабым? Так не поступают люди слова и люди с истинной верой. И как долго ты собираешься жить в этом мире»?
На это он ответил: «О мать моя, я боюсь, что когда они меня убьют, то подвесят мое тело и будут издеваться над ним».
И субханаллах! Ее ответ, ее слова – это пример истинного имана, пример истинно верующей. Она сказала: «Зарезанному барашку не больно, когда с него снимают шкуру»! И когда она произнесла эти слова, Абдулла ибн Зубайр встал, подошел к матери и поцеловал ее в лоб. Он сказал: «О мать моя. Клянусь Аллахом, я и сам так думал. Аллах Свидетель того, что я делал всё это не ради материальных благ этого мира. Всю свою жизнь я провел, защищая истину. Но все, что мне нужно было услышать – это твое мнение. И твое мнение совпало с моим».
Затем мама сказала ему: «Подойди ближе, сын мой». Когда он приблизился, она обняла сына. И когда она обняла его, то почувствовала метал его доспехов и тогда она спросила его: «О сын мой! Что это? Человек, который ищет смерть шахида, не надевает кольчугу»! Тогда он ответил: «О мать моя, я надел ее только чтобы успокоить тебя». И она сказала: «О сын мой, сними ее, надень длинные шаровары, с тем, чтобы когда ты погибнешь, не открылся бы твой аврат».
Субханаллах! Она отправляет своего сына на неминуемую гибель, но ни на секунду не забывает основ своей религии.
Затем она говорит: « О сын мой! Сражайся храбро. Ты – сын Зубайра, ты — внук Абу Бакра, а твоей бабушкой была Сафия, да будет доволен ими Аллах».
И передается, что в тот день Абдуллах ибн Зубайр вышел на поле битвы и сражался подобно тысяче воинов. Почему же он сражался подобно тысяче воинов? Он был сыном Зубайра, да будет доволен им Аллах. А Зубайр – это тот человек, которого однажды Умар, да будет доволен им Аллах, отправил воевать во главе отряда численностью тысячу человек. А Зубайр, да будет доволен им Аллах, был поставлен Умаром их военачальником. Он написал письмо правителю, говоря: «Я отправляю против тебя тысячу человек, во главе этой тысячи я поставил Зубайра. Он и сам равен тысяче человек».
И как передается, в тот день Абдуллах ибн Зубайр провел на поле битвы с утра до ночи. Один за другим вокруг него погибали его товарищи до тех пор, пока он не остался один. Неистово сражался он, пока несколько человек не скинуло на него камень, и лежа на земле, он продолжал сражаться. Затем ему отрезали ногу, и в итоге убили его. И передается, что когда он погиб, Мекку охватил горестный плач. В тот день, когда он родился, Медина сияла от счастья, а в тот день, когда он погиб, Мекку охватил плач.
Хаджадж ибн Юсуф [правитель против которого сражался Абдуллах ибн Зубайр] выступил перед людьми, говоря: «О люди, знайте, что Абдуллах был лучшим из вас, но он восстал против халифа и его изгнали из Мекки. Подобно тому, как Адам был лучшим из людей, но ослушался повелений Всевышнего Аллаха и был изгнан из Рая, а ведь Адам — лучше Абдуллахха ибн Зубайра, а Рай- лучше Мекки».
Такими изощренными речами ему удалось повлиять на людей. Это было в его характере, ему удавалось влиять на людей. И, пожалуй, не было в этом более успешного человека, чем Хаджадж ибн Юсуф, он обладал очень изворотливым умом. И как далее гласит предание, Хаджадж пришел к матери Абдуллахха ибн Зубайра, да будет доволен им Аллах. Он хотел поколебать ее решимость и спросил ее: «Как Аллах поступает со Своими врагами?». Но такие люди как Асма, да будет доволен ею Аллах, не боятся смерти и она ответила: «Возможно, ты испортил ему жизнь в этом мире, но он испортит тебе в мире следующем». И затем Хаджадж сказал ей: «Я знаю, что тебя называют обладательницей двух поясов». На это она ответила: «Да, меня называют обладательницей двух поясов, поскольку я сняла с себя пояс, разорвав его на две части, одну из них я отдала Посланнику Аллаха, саляллаху алейхи васаллям, а другую оставила себе». Затем она добавила: «Позволь сказать тебе кое-что. Я слышала как Посланник Аллаха, саляллаху алейхи васаллям, сказал: «Из племени сакафи выйдут двое: один из них будет тираном, а другой лжецом». Лжеца мы уже видели. А тиран, человек жадный до крови – это ты».
Посмотрите на уровень имана этих людей! Они были рядом с Посланником Аллаха, саляллаху алейхи васаллям, они сидели у его ног! Они не боялись смерти! Он полагал, что сможет поколебать решимость Асмы, а вместо этого получил пощечину в лицо, она дала ему пощечину. А что же произошло с телом Абдуллахха ибн Зубайра? Они подняли его тело, и человек Хаджаджа сказал: «Аллаху акбар! Такбир, Аллаху акбар».
Услышав их такбир, к ним подошел Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, который проходил мимо. Он склонился над телом Абдуллахха ибн Зубайра, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Я был рядом когда Абдуллах родился и сейчас я здесь в тот день, когда он погиб. Я слышал такбир в тот день, когда он родился и я тот — кто слышит такбир в день его гибели. И клянусь Аллахом, люди, говорившие такбир в тот день, когда он родился лучше, чем те, кто говорит его сегодня! Они намного лучше тех, кто произносил такбир сегодня». И затем, как передается, от тела Абдуллахха ибн Зубайра стал исходить невероятно приятный запах, и что же сделали люди Хаджаджа?
Они связали его в области пояса, привязав к нему труп кошки, но как упоминается в повествовании — аромат от тела Абдуллахха ибн Зубайра был таким приятным, что его не мог перебить даже запах мертвой кошки. Его аромат был сильнее и все его могли чувствовать.
Затем они пошли к Хаджаджу и сказали: «О Хаджадж, сними его тело, так как оно висит уже 4 дня»! Но он сказал: «Клянусь Аллахом! Клянусь Аллахом! Я не сниму его, пока Асма не придет и не будет умолять меня». Об этом сказали Асме, да будет доволен ею Аллах. Будучи слепой, она попросила, она сказала: «Отведите меня к телу моего сына». Ее отвели к телу сына и она сделала дуа за него, а затем произнесла слова, которые вошли в историю. Она сказала: «Неужели не пришло время для этого воина Аллаха сойти с лошади? Неужели не пришло время для этого воина Аллаха сойти с лошади?» Когда Хаджаджу передали ее слова, ему стало настолько не по себе, что он почувствовал себя ничтожным, он понял что проиграл и приказал спустить тело Абдуллы ибн Зубайра, да будет доволен им Аллах. Вот тот человек, который жил и умер ради Аллаха.
taalib.ru