Хазрати Зейд успел выучить весь Коран еще при жизни Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и стал Коран-хафизом.   Хазрати Зейд успел выучить весь Коран еще при жизни Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и стал Коран-хафизом.

«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель  Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников  Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана  в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.

Предлагаем вниманию читателей продолжение глав из этой книги

Зейд ибн Са́бит ибн аль-Ансари (араб. زيد بن ثابت الأنصاري‎‎;) один из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) был его личным секретарём и писцом, записывающим откровения  Священного Корана. После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был в числе тех, кто занимался составлением полного письменного текста Книги.

Зейд ибн Сабит (радыйаАллаху анху)

Из числа великих сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), выдающийся улем и муфтий. Родился в Медине в десятом году по хиджре. Когда ему было шесть лет, Зейд остался без матери. В возрасте 8-9 лет начал изучать Благородный Коран. В то время, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) переехал в Медину, хазрати Зейду было 11 и он уже знал десять сур Священного Корана. Чтение этих сур Зейда слушал сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и похвалил его. После чего юноша с еще большим рвением и прилежанием стал изучать Благородный Коран и заучивать суры наизусть. Он успел выучить весь Коран еще при жизни Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и стал Коран-хафизом.

Хазрати Зейд был готов принять участие наряду со всеми в сражении при Бадре, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) постчитал, что он слишком молод и пожелал отправить его домой, подальше от боевых действий. Но Зейд все равно остался на поле сражения и вместе с остальными сахаба трудился не покладая рук в строительстве оборонительных сооружений. Увидев его во время работы, Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) похвалил его и  сказал, что это замечательный поступок. Однажды от переутомления он стал засыпать во время работы, и кто-то из сподвижников, работавших рядом с ним, решил подшутить над Зейдом и припрятал его рабочий инструмент. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что так поступать нельзя, так как человек может испугаться.(Аль Исаба)

Во время сражения при Табуке Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) забрал знамя из рук одного своего сподвижника по имени Умар и вручил его Зейду ибн Сабиту. После этого Умар спросил его: «Я что-то сделал не так?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Зейд ибн Сабит  имеет более основательные знания, он в совершенстве изучил Коран и потому я предпочел передать знамя Ислама именно ему».

Известно, что Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) приходилось вести переговоры и переписку со многими местными племенами и народами. В его адрес приходило особенно много писем на древнееврейском языке. Для того чтобы вступать в переговоры и переписываться с иудеями требовалось хорошо знать их язык. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) дал поручение хазрати Зейду ибн Сабиту изучить этот язык в совершенстве и жаждущий знаний, прилежный и исполнительный Зейд за короткий срок изучил древнееврейский язык и стал помогать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в его деятельности.

С помощью хазрати Зейда ибн Сабита Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) наладил взаимоотношения с иудеями, вел переписку, читал их послания и отвечал на них. Это обстоятельство показало, что Зейд имеет хорошие способности в изучении языков. Известно также что он успешно освоил языки многих народов, которые стремились наладить отношения с арабами, в том числе, персидский, греческий, эфиопский и коптский. (Альгакду алькарийя)

Хазрати Зейд ибн Сабит среди сахаба-сподвижников считался муфтием. Он был великолепным знатоком Благородного Коран, знал каноны Шариата, обладал глубокими познаниями, был умен, обладал достоинством, был очень серьезным и деловым человеком. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) исполнял должность писаря и успел записать аяты, ниспосылаемые свыше Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), помимо этого вел все его записи и переписку. И именно поэтому его еще называли «катиб вахи» — «записывающий откровения».

Хазрати Зейд (да будет доволен им Аллаh) продолжал исполнять должность писаря и после кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) при великих халифах хазрати Абу Бакре и хазрати Умаре. Известно также что последний, отправляясь два раза в хадж, а также в поездку по Сирии оставлял вместо себя на посту халифа Зейда ибн Сабита. Пребывая в Сирии Умар, адресовал хазрати Зейду специальное послание с благодарностью за то, что он весьма добросовестно исполняет свои обязанности, а по возвращении из поездки Умар даровал Зейду ибн Сабиту за заслуги огромный сад с плодоносящими финиковыми деревьями. Впоследствии халиф назначил хазрати Зейда ибн Сабита кадием и специально для него определил жалование. Во времена халифа Умара Зейд ибн Сабит занимал должность главного казначея.

И все же самым великим вкладом и главной заслугой хазрати Зейда ибн Сабита (радыйАллаху анху) для всей мусульманской уммы явилось то, что он впервые совершил великий и беспримерный подвиг, который будет глубоко почитаться до самого Судного Дня посвящен Благородному Корану. Хазрати Зейд впервые собрал воедино все имеющиеся записи откровений Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сохраненных благодаря  стараниям хазрати Абу Бакра и Усмана (радыйАллаху анху).  В своей работе он исходил на имеющиеся записи и последовательно страница за страницей привел в надлежащий порядок весь текст Священного Корана и изложил все на бумаге. Впоследствии хазрати Усман, опираясь на этот образец, повелел переписать и сделать копии текста Книги, для этого он выделил под руководство хазрати Зейда ибн Сабита нескольких хаттатов-каллиграфов, после чего экземпляры Корана были распространены в крупных центрах  и городах.

Зейд ибн Сабит (радыйАллаху анху) принял участие не только в первом списывании Священного Корана, но участвовал и во втором списывании. Он нес ответственность за все тонкости этого чрезвычайно важного и серьезного дела. Он придавал особое значение правилам кыйраата, вложил много труда и личной энергии в это дело. И этот его вклад глубоко почитается до сегодняшнего дня всеми улемами.Текст Благородного Корана дошел до наших дней и попал к нам в руки именно в том виде, в котором его записал хазрати Зейд ибн Сабит.

Хазрати Зейд является выдающимся муфтием. Он также является крупным ученым-педагогом. Его шакирды в народе почтительно именовались «асхаб Зейд» — «сподвижники Зейда». Во времена таби’инов некоторые из них получили большую известность и пользовались славой как «фугахаи сабга» — «семь ученых по исламскому праву».

Вот имена троих учеников великого Зейда ибн Сабита: Сагиб ибн аль-Мусиб, Касим ибн Мухаммад Абу Бакр, Сулейман ибн Басир, кроме них был еще один по имени Харжат ибн Зейд – сын самого улема.

Хазрати Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллаh) будучи весьма серьезным и деловым человеком, говорил очень кратко и весомо, предпочитал вести в первую очередь важные дела, а все второстепенное оставлял. Он объяснял это так: «Необходимо в первую очередь выполнять самое главное и заботиться о важном и насущном».

Хазрати Зейд обладал большим состоянием. У него в Медине были большие дворцы, прекрасные дома. В пригородах Медины имелись обширные финиковые плантации. Причем за насаждениями он ухаживал лично, а когда созревали плоды, он вез их на базар и любил лично продавать.

Зейд ибн Сабит (радыйАллаху анху) скончался в Медине на 45 году по хиджре в возрасте 56 лет.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале darul-kutub.com
Islam-Today

от admin

Добавить комментарий