В этой статье мы постараемся рассказать как и почему асхаб сохранил Коран в самом лучшем виде и передал его следующим поколениям в точности, ни словом больше и не меньше.
-
Большинство асхаба не умели писать и читать. Эта особенность поощряла их учить наизусть важные вещи. Конечно же, были среди них и грамотные. Пророк выбирал среди них писцов вахйа. Особое внимание уделялось тому, чтобы сохранить Коран каким он есть,
- поэтому наряду с теми, кто учил его наизусть, эти писцы записывали Коран. В одно время, даже, Пророк, обеспокоенный тем, что люди могут смешать его слова с Кораном запретил запись хадисов с целью сосредоточить все старания на записи Корана; и, может быть, нехватка письменных принадлежностей в то время стала основой его решения. Его следующие слова указывают на это: «Не пишите ничего из моих слов. Если кто напишет от меня то, что не принадлежит Корану, пусть стерет. Для вас не будет греха в том, чтобы передавать мои слова другим. Но, если кто намеренно припишет мне ложь, пусть готовит свое место в огне.» Значит, заучивание наизусть и запись Корана начались с самых первых дней и дошли до нас без малейшей путаницы.
- Ум и память, наивность и сметливость были отличительными особенностями асхаба. Эти люди, которые в то время жили в пустынях, имели способность сразу запоминать все услышанное, каким бы длинным оно не было. Они даже держали в памяти исторические события и родословную своих семей. С приходом, Ислам направил эту их особенность на то, чтобы сохранить Коран- лучшую из слов, и единственный истинный путь- веру Пророка Мухаммада.
- Они вели очень скромную жизнь. Кроме насущных потребностей не занимались ничем, так как довольствовались малым. Это давало им много свободного времени. Таким образом, их мысли оставались чистыми, умы- ясными и острыми. Все это они направляли на то, чтобы учить Коран и хадисы.
- Любовь асхаба к Пророку была искренней. Можно сказать, что эта любовь перешла в веру. Психологически, когда любовь человека истинна, эта любовь приводит к тому, что любящий начинает следовать примеру любимого, постоянно поминает его, слушает и передает его слова, повторяет его малейшие движения. Так вот, любовь асхаба к Аллаху и Его Пророку, была главным фактором в сохранении Корана и сунны. С другой стороны, образ действия асхаба в вопросах Корана и сунны не подлежит проверке и доказательству. По словам Пророка, они были самыми благословенными. «Самые благословенные из людей те, среди которых я живу. Потом те, кто следуют за ними, а затем те, кто следует за предыдущими.» Их любовь словно переросла в соревнование по заучиванию Корана и сунны. Они выучили наизусть Коран, последовали за словами, действиями и изложениями Пророка, даже сохранили некоторые физические особенности Пророка.
- Коран, посланный человечеству Всевышним, был очень красноречив. Он заставил молчать всех упрямых и высокомерных, оставил немощными всех тех, кто был против. Потому что, пока будет стоять свет, он останется чудом Посланника Аллаха. А после Корана, самые лучшие, самые содержательные и самые сладкие слова исходили из уст Пророка Аллаха. Потому что он был самый изящно выражающийся и самый красноречивый. Арабы были словно влюблены в красивые слова и соревновались друг с другом в заучивании наизусть самых лучших отрывков поэзии и прозы. Поэтому, все вместе они начали учить, стараться понять и уделять все время Корану- лучшему из всех слов. Те же старания были действительны и для сунны. Существуют большие поощрения в знании, претворении в жизнь, обучении и записи Корана и сунны; а также устрашения за нерадивость, небрежность и невнимательность по отношению к ним. Все это побуждало сахабов действовать более внимательно как в вопросах Корана, так и в вопросах сунны. «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз по-существу и тайно и явно жертвуют на богоугодные дела из того, чем Мы их наделили, уповают на верную и надежную сделку. Потому что Аллах уплатит им сполна и даже увеличит их мзду по щедрости Своей, ибо Он— прощающий, принимающий благодарность. (простит их ошибки, примет деяния и благодарность рабов своих и воздаст им большим.)».Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных знамений прямого руководства после того, как Мы разъяснили это людям в писании, — этих проклянет Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые обратились и сотворили благое и разъяснили. К этим и Я обращусь: ведь Я — обращающийся, милостивый!» «Если какая-нибудь община соберется в в одном из домов Аллаха, прочтет Писание Аллаха и сделает его темой для своих бесед, без сомнения на них снизойдет спокойствие и ясность, благоденствие охватит их, ангелы окружат их и Аллах помянет их среди тех общин, которые считаются благословенными при нем.» (Здесь имеются ввиду поощрения в заучивании Корана. ) «Все, что Пророк принес вам (во имя фарда, ваджиба, сунны, мустхаба и адаба) берите их; опасайтесь того, от чего он запретил вам.», «Тот, кто повинуется Пророку, повинуется самому Аллаху.» (Здесь имеются ввиду поощрения связанные с сунной.)
- Одна из причин особого подхода асхаба к Книге и сунне заключалaсь в роли Корана и сунны в религии. Да, Коран- это единственная книга, которая обеспечивает блаженство в двух мирах, регулирует отношения человека с Аллахом и отношения человека с окружающим миром. А сунна-это второй источник, который разъясняет Коран, подробно излагает его суть, оговаривает его абсолютность, разобщает его всеобщность, разъясняет его неопределенности и тонкости. Данный айат из Корана указывает на обязнность Пророка: «… а тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежним посланникам, — быть может, они одумаются.» Нет сомнений, что асхаб очень хорошо знал место Корана и сунны в религии и делал все возможное для этого.
- В то же время, многие возникшие проблемы и вопросы были близко связаны со Священным Кораном и словами Пророка. Все это поддерживало старания, помогало оставаться начеку, обращало внимание на решения Аллаха и выводы Пророка по этим вопросам и способствовало сосредоточению всего внимания на эти темы. Таким образом, и слова вахйа и слова Пророка прочно оседали в памяти.
- Другое обстоятельство, которое позволяло хорошо запомнить Коран и сунну, были мудрый подход Священного Корана и Пророка Аллаха в воспитании и обучении людей и совершенный метод в призывании и приобщению людей к Исламу. Коран, удерживая людей от зла и призывая их к добру, действовал не сразу, а постепенно, чтобы не идти против человеческой натуры и люди могли без трудностей принять сказанное. И вот поэтому, Коран ниспослан не целиком, а отрывок за отрывком в длинном сроке за 23 года. И это было милостью Аллаха для них: «Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, — может быть, вы будете благодарны!» «Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя, и твой Господь не обидчик для рабов.«
- Асхаб был живым свидетелем того, как айаты сошли с небес, то же самое было действительно и для сунны. Пророк, своей проницательностью, довел их до состояния совершенного общества, которая позже даже стала называться Асры Саадат (Счастливой Эпохой). Он предостерегал их от зла, указывал на верный путь, задавал вопросы, чтобы они хорошо усвоили темы, давал на них ответы. Словом, Пророк делал все возможное. Вот пример того, как он задавал вопросы и сам же отвечал. Как передает Абу Хурайра: Пророк спросил:»Знаете ли вы, кто есть разоренный?» Асхаб ответил: «У нас разоренным считается тот, кто не имеет ни гроша ни вещей, ничего.»В ответ на это Пророк сказал:» Поистине из моей уммы разоренный- это тот, кто в Судный день придет с намазом, постом и закятом. Но, оскорбив того, наговорив на этого; истратив добро того, пролив кровь другого, избив третьего. И начнет он раздавать из своего накопленного саваба. Если его савабов не хватит до конца суда, грехи обиженных перейдут к нему и будет отправлен он в ад.»
- Другой метод Корана и Пророка — это поощрение и устрашение. То есть обещая хорошее, запугивать худым. Существуют много айатов и хадисов, связаных с этим. Эти поощрения и устрашения прочно оседали в памяти асхаба.
- Асхаб находил верную дорогу посредством Корана и сунны; обращался к ним и решал что дозволенное, а что харам; прислушивался к их советам и напутствиям; и все свои принципы и нормы брал из Корана и сунны Пророка. Нет сомнений, что когда знания претворяются в жизнь, они хорошо сохраняются в памяти. Их трудно будет забыть. В результате, асхабу, который с особой тщательностью и вниманием претворял в жизнь все новые знания, не доставляло особого труда учить наизусть и Коран и хадисы, а также сохранить их как есть.
- Другим важным фактором было то, что Пророк находился среди них. Пророк с большим терпением и сдержанностью учил их наизусть Корану и сунне, учил их тому, чего они не знали, отвечал на все их вопросы, развеивал сомнения, если те возникали. Пророк был весьма скромен, улыбчив; очень мягкого характера, далек от суровости и грубости; порой отец, порой мать. Он сближался с асхабом, проводил с ними вместе время и жил как один из них. Таким образом, о притягивал к себе всех своим добрым нравом, учил Корану и сунне — толкованию Корана. Разве может выйти из памяти то, что было научено таким вот учителем?
- Коран обладал таким свойством, что его читали все и везде: во время намаза, в пятничных проповедях, асхабы читали его между собой, от мала до велика, мужчины и женщины, старики и дети. Таким образом, учить Коран становилось легче. Вот так, по вышеперечисленным и другим схожим причинам, асхаб сохранил Коран и сунну в самом лучшем виде, претворил их в свою жизнь и с той же тщательностью передал их следующим поколениям.
posledniyprorok.info