Разбирающаяся в исламском праве, много знающая наизусть.
Умм ‘Атыя аль-Ансария (да будет доволен ей Аллаh) одна из достойных сподвижниц, одна из тех, кто осветил историю женщин хорошими делами на священной войне, в исламском праве, в передаче сообщений.
Её имя Нусайба бинт аль-Харис аль-Ансария.
Она приняла Ислам вместе с первыми женщинами из числа ансаров. И на полях сражений под тенью мечей она шла вместе с караванами воюющей армии, утоляя жажду воинам, перевязывая раненых, останавливая кровотечение, готовя еду.
Передано, что она сказала:
«Я участвовала вместе с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) в семи военных походах. Я оставалась охранять вещи, готовила пищу, лечила раненых, ухаживала за больными».
В битве при Хайбаре Умм ‘Атыя была в числе двадцати женщин, вышедших вместе с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), желая награды за священную войну. («Ат-табакат аль-кубра» (8/455)).
Умм ‘Атыя обмывала дочь Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Зайнаб. Передано, что Умм ‘Атыя сказала:
«Когда умерла дочь Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) Зайнаб, он сказал: «Мойте её нечётное количество раз: три или пять, а в последний раз — с камфарой (кафуром) или добавьте немного камфары. А когда помоете, скажите мне». Когда мы её помыли, он дал нам снятую с себя материю, которым он закрывал низ пояса и сказал: «Оденьте её в это». ( Привёл ибн Са‘д (8/34), аль-Бухари (167, 1255, 1256), Муслим (939), Абу Давуд (3142), ат-Тирмизи (990) и др.)
Во время Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) Умм ‘Атыя обмывала умерших женщин в надежде на воздаяние и награду от Всевышнего Аллаха.
Умм ‘Атыя также разбиралась в исламском праве, много знала наизусть. Она передала сорок сообщений, из них 6 приведены в обоих «Сахихах», ещё один — только у аль-Бухари и ещё один — только у Муслима.
Её хадисы привели составители четырёх «Сунанов» .
Из сподвижников её сообщения передавал Анас ибн Малик . Из последователей её хадисы передавали Мухаммад ибн Сирин, его сестра Хафса бинт Сирин, Умм Шарахиль, ‘Али ибн аль-Акмар, ‘Абдульмалик ибн ‘Умайр, Исма‘иль ибн ‘Абдуррахман.
А её сообщение о мытье посуды Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) известен в «Сахихе», как об этом сказал ибн Хаджар.
Многие последователи брали постановление из этого сообщения.
В конце жизни Умм ‘Атыя переехала в Басру, и люди получили там много пользы от её знаний и понимания религии. А как же иначе? Ведь она, передавая от Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), сказала: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) приказал, чтобы на оба праздника выходили молоденькие и сидящие за занавесками девушки». (Привёл аль-Бухари (1/123) и Муслим (2/605)).
Ещё одно сообщение: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял с нас присягу о том, чтобы мы не причитали над покойниками». (Привёл Муслим (2/645)).
А также сообщение: «Черноватую и желтоватую воду мы не принимали во внимание (Т.е. при определении, есть ли у женщины менструация)». ( Привёл аль-Бухари (1/124)). И сообщение: «Следовать за похоронными носилками нам было запрещено, но не категорически». (Привёл аль-Бухари (1/429) и Муслим (2/646)).
Умм ‘Атыя аль-Ансария (да будет доволен ей Аллаh) дожила почти до 70 лет. («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/318)).
Пусть будет доволен ей Аллах и сделает её довольной!