Жена аль-‘Аббаса, дяди Пророка (cалляллаху аляйхи ва саллям), мать благородных.
Умм аль-Фадль Любаба бинт аль-Харис (да будет доволен ей Аллаh) — жена дяди Пророка
(салляллаху аляйхи ва саллям) аль-‘Аббаса ибн ‘Абдульмутталиба, сестра матери верующих Маймуны бинт аль-Харис аль-Хилялии и мать шестерых благородных мужчин. Это аль-Фадль, самый старший сын аль-‘Аббаса, по имени которого аль-‘Аббаса называли. Он был красив.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) его посадил верхом сзади себя во время хаджжа. Он умер в Шаме во время ‘амвасской чумы ( ‘Амвас — город в Палестине, откуда началась эпидемия чумы), не оставив потомства. ‘Абдуллах — известный учёный этой общины. ‘Убайдуллах — щедрый и великодушный. Он умер в Медине, оставив потомство. ‘Абдуррахман — умерший в Шаме (Шам — общее название стран, расположенных к северу от Медины (Палестина, Иордания, Сирия и Ливан)), не оставив потомства.
Кусам — походивший на пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Он выезжал на священную войну в Хорасан (Хорасан — историческая область в Средней Азии, занимает нынешние Северо-Восточный Иран, части Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Афганистана) и умер в Самарканде, не оставив потомства. И Ма‘бад — он пал за веру в Африке, оставив потомство.
Умм аль-Фадль приняла Ислам до переселения.
Она первая женщина, принявшая Ислам, после матери верующих Хадиджи . Её сын ‘Абдуллах говорил: «Мы с матерью были в числе слабых и притесняемых женщин и детей».
Умм аль-Фадль была смелой в том, что касалось истины, она не боялась ничьих порицаний. Следующий случай показывает нам это.
Абу Рафи‘, вольноотпущенник посланника Аллаха (саллялаху аляхйи ва саллям) рассказывал:
«Я был рабом аль-‘Аббаса. Когда пришёл Ислам, аль-‘Аббас принял религию тайно. Также приняли Ислам Умм аль-Фадль и я. Аль-‘Аббас опасался своего народа.
Абу Ляхаб не участвовал в битве при Бадре. Вместо себя он послал аль-‘Аса ибн Хишама ибн аль-Мугиру. Они так делали: если кто-нибудь из них не участвовал, он посылал какого-нибудь человека вместо себя.
Когда пришло известие о жертвах Бадра из числа курайшитов, Аллах подавил и унизил Абу Ляхаба. А мы почувствовали силу и гордость. Я был человеком слабым, я делал кубки, высекая их под навесом, где был Замзам. Клянусь Аллахом, когда я сидел и у меня сидела Умм аль-Фадль, нас обрадовала эта хорошая новость. Тогда Абу Ляхаб приплёлся злой и уселся. Когда он сидел, люди сказали:
— Вот пришёл Абу Суфьян ибн аль-Харис.
Абу Ляхаб сказал:
— Иди ко мне! У тебя, клянусь, есть новости.
Абу Суфьян сел возле него, а люди в это время стояли.
Абу Ляхаб сказал:
— Сын моего брата, расскажи мне, как дела у людей.
Абу Суфьян отвечал:
— Клянусь Аллахом, когда мы встретили людей, мы просто-напросто подставили им свои плечи, и они нас убивали, как хотели, и брали в плен, как хотели. Клянусь Аллахом, вместе с этим, я не порицал людей. Мы встречали белых мужчин на пегих лошадях, они были между небом и землёй. Клянусь Аллахом, никто не мог устоять против них».
Абу Рафи‘ продолжал:
«Я поднял верёвку шатра рукой и сказал:
— Это, клянусь Аллахом, ангелы.
Тогда Абу Ляхаб поднял руку и сильно ударил меня по лицу. Я двинулся против него, а он поднял меня и ударил о землю. Затем он надавил на меня коленями и принялся избивать. А я был слабым человеком. Умм аль-Фадль тогда встала у одного из столбов шатра, схватила его и один раз ударила им Абу Ляхаба, сделав ему опасную рану. Она сказала:
— Когда нет его хозяина, ты нападаешь на него!
Тогда Абу Ляхаб поднялся и, униженный, ушёл. И, клянусь Аллахом, он прожил только семь дней, а потом Аллах его наказал болячкой, которая стала причиной его смерти».
Так поступила верующая женщина с врагом Аллаха: усмирила его высокомерие и запятнала грязью его достоинство.
Один из рассказов об Умм аль-Фадль передал ибн Са‘д в «Табакат». Однажды Умм аль-Фадль увидела странный сон и сразу же пошла к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказала:
— О посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), я видела во сне, как будто у меня дома лежит часть твоего тела.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— Хороший сон ты видела. Фатыма родит сына, а ты будешь его кормить грудью вместе с твоим сыном Кусамом.
Умм аль-Фадль пошла, обрадованная этой драгоценной новостью. И через короткое время Фатыма родила аль-Хусайна ибн ‘Али . Выкармливать его взяла Умм аль-Фадль.
Умм аль-Фадль рассказывала:
«Я принесла его к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Он стал качать и целовать его. И вдруг он помочился на Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— Умм аль-Фадль, держи моего сына, он на меня написал.
Я его взяла и ущипнула, так что он заплакал. Я сказала:
— Ты что наделал Посланнику Аллаха ?! Ты написал на него!
Когда мальчик заплакал, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— Умм Фадль, ты меня обидела из-за моего сыночка: ты его заставила плакать.
Потом он попросил принести воды и полил на испачканное место. Затем он сказал:
— Если будет мальчик, то полейте водой, а если девочка, то постирайте».
Вот один из рассказов об Умм аль-Фадль (да будет доволен ей Аллаh), который указывает на её мудрость. В день ‘Арафата сподвижники стали спорить между собой, постится ли Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Одни сказали: «Он постится». Другие сказали: «Не постится».
Тогда Умм аль-Фадль послала ему чашу с молоком, а он в это время сидел верхом на верблюде. И Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выпил молоко.
Своим поступком она устранила неясность, которая появилась у людей.
Она умерла во время правления ‘Усмана ибн ‘Аффана ( См. «Аль-исаба» (8/276)).
Пусть Всевышний Аллах помилует Умм аль-Фадль!
Пусть Аллах будет доволен матерью шестерых благородных мужчин, храброй верующей, опередившей других в Исламе!