СПОДВИЖНИЦА УМАМА БИНТ АБУ АЛЬ-‘АС
Благородная, дочь благородной
Умама бинт Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘ аль-Кураши (да будет доволен ею Аллаh) — внучка Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), которая росла сиротой, но была удостоена чести быть вблизи Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и получать его любовь и благосклонность.
Её мать — Зайнаб, дочь посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), а её бабушка по матери — Хадиджа бинт Хувайлид, мать верующих, госпожа женщин миров в своё время и первая, кто уверовал в Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и поверил ему раньше всех (См. «Аль-исаба» (3/30) и «Ат-табакат аль-кубра» (8/40)).
Её отец — Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘, зять благородного Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и муж его дочери Зайнаб. Он также приходился племянником матери верующих Хадидже. Его взяли в плен при Бадре, но отпустили без всякого выкупа из уважения к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) по причине Зайнаб. Незадолго до открытия Мекки он принял Ислам и был хорошим мусульманином. Он умер, когда халифом был ас-Сыддик (да будет доволен им Аллаh) (См. «Аль-бидая ван-нихая» (7/1)).
Умама родилась при жизни своего дедушки Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Она впитала в себя веру от своей матери Зайнаб. Она стала как мать, ведь Зайнаб воспитала ее богобоязненной и сделала благочестивой. Таким образом, Умама имела благородное воспитание и основу. Поэтому Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) полюбил её, был с ней ласков и в своём благородном сердце выделил для неё широкое место, а в своей милости — нежные чувства, которые наполняют души и насыщают сердца.
Жизнь Зайнаб не была долгой: она умерла в 8 году по и.л., оставив дочь Умаму, которая ещё не достигла зрелости. Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) было больно расставаться с Зайнаб, так же, как и её маленькой дочке. Когда женщины обмывали Зайнаб (да будет доволен ею Аллаh), Пророк (cалляллаху аляйхи ва саллям) зашёл к ним и сказал: «Мойте её три раза или пять, или больше, если посчитаете нужным, — водой с лотосом, а в последний раз — с камфарой или добавьте камфары. А когда закончите, сообщите мне». Когда они закончили, они сообщили Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Он дал им снятую с себя материю, которым он закрывал низ пояса и сказал: «Оденьте её в это».
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил над ней намаз, и её похоронили на кладбище аль-Бакы‘.
Умама получала от Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) заботу, он был добр к ней и благосклонен. Он даже поднимал её в намазе. Пердано от сподвижника Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) Абу Катады, что он сказал:
«Мы ждали Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) во время полуденной молитвы или послеполуденная молитва. Биляль уже сделал призыв к намазу. И вдруг пришёл Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), а у него на шее сидит Умама бинт Абу аль-‘Ас, дочь его дочери. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) встал на своё место, а мы встали сзади. А она оставалась на том же месте. Он произнес слова возвеличивания Аллаха, и мы произнесли слова возвеличивания Аллаха. А когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) хотел сделать поясной и земной поклон, он снимал её и ставил на землю. А когда заканчивал земной поклон, он вставал и возвращал её на прежнее место. И посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) так делал в каждой части молитвы, пока не закончил намаз» (Привёл аль-Бухари (516 и 5996), Муслим (543), Абу Давуд (917, 918, 919, 920). См. также «Ахбар Макка» (3/280), «Аль-исаба» (7/502), «Ат-табакат ль-кубра» (8/233), «Тазкират аль-хуффаз» (1/173) и «Сияр а‘лям ан-нубаля’», часть 7).
В 12 году и.л. умер Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘. Он завещал заботиться о своей дочери Умаме своему двоюродному брату аз-Зубайру ибн аль-‘Ауваму. Аз-Зубайр выдал её замуж за ‘Али ибн Абу Талибе после смерти её тёти Фатымы (да будет доволен ими Аллаh). Это было в то время, когда халифом был ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Она родила ‘Али ребёнка. А когда убили ‘Али, Умама тяжело переживала его смерть.
Умм аль-Хайсам аль-Нах‘ия так описывала печаль Умамы:
Сделала седыми мне волосы и опустила колени
Умама, когда рассталась с другом.
Была вокруг него и нуждалась в нём,
Когда же отчаялась, подняла плач (См. «Аль-исаба» (7/503)).
Прожив какое-то время после смерти ‘Али в одиночестве, Умама вышла замуж за аль-Мугиру ибн Науфаля ибн аль-Хариса ибн ‘Абдульмутталиба аль-Хашими. Она умерла при нём, после того как родила ему Яхью ибн аль- Мугиру. Это было во время правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна (Там же, «Ат-табакат аль-кубра» (8/233) и «Сияр а‘лям ан-нубаля’» (1/335)).