Молочная сестра Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Аш-Шайма’ бинт аль-Харис ас-Са‘дия (да будет доволен ей Аллаh) — дочь кормилицы Пророка (cалляллаху аляйхи ва саллям) Халимы ас-Са‘дии. Таким образом, она — молочная сестра Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Именно она воспитывала его. Именно эта аш-Шайма’ играла с Пророком и просила Всевышнего Аллаха, говоря:
Господи наш, оставь у нас Мухаммада,
Пока я не увижу его безбородым юношей,
А после увижу его главой и господином!
Разгроми его врагов вместе с завистниками
И дай ему величие навсегда!
Мухаммад ибн аль-Му‘алля аль-Азди сказал: «Когда Абу ‘Урва аль-Азди читал эти стихи, он говорил: «Как прекрасно то, что Аллах ответил на её мольбу!» («Аль-исаба» (4/344), из-во «Дар Садир»).
Аш-Шайма’ и её семья оставались предметом его любви и уважения на протяжении всей его жизни, как об этом рассказал ибн Хаджар в «аль-Исабе». Когда была битва с племенем хавазин и мусульмане победили, они взяли аш-Шайму в числе других пленных. Когда она добралась до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), она сказала ему:
— О Посланник Аллаха, я твоя молочная сестра!
— Есть какая-нибудь примета? — спросил он.
— Укус, который ты оставил у меня на спине, когда я тебя несла сзади.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) узнал эту примету. Он расстелил для аш-Шаймы свой плащ и показал ей: «Вот здесь».
Он усадил её, а затем дал ей право выбора: «Если хочешь, живи у меня в любви и уважении. А если хочешь, я одарю тебя и верну к твоему народу». Она ответила: «Лучше, ты одаришь меня и вернёшь к моему народу». И он одарил её и вернул к её народу.
Уважение Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) к аш-Шайме этим не ограничилось, а распространилось на весь род бану са‘д. А бану са‘д входили в племя хавазин. История была такова: когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) одержал победу над племенем хавазин при Хунайне и взял как трофеи их имущество, женщин и детей, к нему пришла делегация из племени хавазин в аль-Джи‘ране. Они перед этим приняли Ислам. Они сказали: «О Посланник Аллаха, мы происходим из арабов, мы одно из их племён. Ты сам видишь, какое несчастье с нами случилось. Окажи нам милость — Аллах окажет милость тебе». Затем встал их оратор Зухайр ибн Сурад Абу Сурад и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, за оградами среди пленных есть твои тётки и воспитательницы, которые заботились о тебе. И если бы была связь между нами и ибн Абу Шимром или ан-Ну‘маном ибн аль-Мунзиром, и они бы с нами сделали то же, что и ты, мы бы надеялись на их милость и благосклонность. А ты — Посланник Аллаха, лучший из тех, о ком заботились».
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил:
— Что для вас лучше: ваши женщины и дети или имущество?
— О Посланник Аллаха, ты дал нам выбор между нашей роднёй и имуществом? Конечно, наши дети и женщины лучше для нас.
Тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— Всё, что у меня и рода бану ‘абдульмутталиб, — это всё ваше. А после того, как я совершу с людьми намаз, вы встаньте и скажите: «Мы просим, чтобы Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) попросил за нас мусульман, и просим мусульман, чтобы они попросили за нас Посланиика Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) о том, что касается наших детей и женщин». И тогда я вам всех отдам и попрошу за вас других.
Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил с людьми обеденную молитву, делегация встала и сказала то, что им велел Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Тогда он сказал: «То, что у меня и рода бану ‘абдульмутталиб, — это всё ваше». Тогда переселенцы сказали: «То, что у нас, — всё Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)». И ансары сказали: «То, что у нас, — всё Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)».
Ибн Касир сказал:
«И это стало причиной освобождения их всех до единого. И его благодеяния проявлялись вновь: всегда, для всех и для каждого» («Аль-бидая ван-нихая» (4/364).