Произносить благословения (салаваты) всегда, везде и часто является сунной и особо вознаграждаемым деянием. У того, кто постоянно призывает благословения на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), снимаются проблемы и заботы обоих миров и смываются грехи. Хадисы, повествующие об этом, мы упомянули и выше. В хадисах также говорится, что ближе всех к Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) в Судный день будет тот, кто больше всех благословляет его.
Говорят, что был некий человек, который, совершая хадж, и во время обхода Каабы, и во время хождения (са‘ю) между холмами Сафа и Марва, и во время пребывания в местности Мина, и на Арафе – всегда благословлял нашего любимого Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Его спросили: «Почему ты все время произносишь благословения, когда есть специальные ценные мольбы (дуа), которые следует произносить в каждом месте?». Он ответил: «Мы отправились в хадж вместе с отцом. По пути мой отец заболел и умер. Вдруг его лицо превратилось в морду свиньи. Я очень опечалился и заплакал. Вдруг меня охватило сонное состояние, и во сне я увидел, что к нам подошел очень красивый человек. Он провел рукой по лицу моего отца, и оно обрело прежний вид. Я спросил его: «Кто ты?» Он мне ответил: «Я Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Твой отец занимался ростовщичеством (риба).
Лицо такого человека, который занимается ростовщичеством, Всевышний Аллах обязательно превращает в свиную морду. Однако твой отец часто благословлял меня, поэтому я заступился за него». Когда я проснулся, то обнаружил, что лицо отца превратилось в человеческое. И тогда я дал обет везде благословлять Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)».
Много есть святых угодников Аллаха, которые в день десять тысяч раз благословляют Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Есть и такие, которые благословляют его 30 тысяч раз. Некоторые праведники благословляют Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) столь много, что они достигают такой степени, при которой наяву видят Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Так может свершиться карамат (чудо), и с любимым Пророком (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) можно встретиться в этом мире.
О том, что Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) можно видеть, свидетельствуют и благородные хадисы. Поэтому, если, выходя из дому, направляясь на работу и возвращаясь оттуда, находясь в ожидании кого или чего-либо, при одевании и раздевании, во всех ситуациях не молчать, а благословлять Избранника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), то какое же великое благое воздаяние можно получить за это! А если мы будем хранить молчание, то, соответственно, не получим ничего.
Но все же есть определенные места, указанные Шариатом, где лучше всего произносить благословения, посему считаем целесообразным упомянуть их.
1. В каждом намазе при чтении последнего «Ташаххуда» («Ат-Тахиййату») является обязательным благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Согласно богословско-правовой школе (мазхаб) имама аш-Шафии, намаз, совершенный без чтения этого благословения, является недействительным.
2. Произнести благословение перед азаном (призывом на намаз) и после него, а также при произнесении икамы (призыв к непосредственному совершению намаза) является сунной. В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сказано, что тому, кто, ответив на призыв муэдзина, а затем благословив Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), попросит аль-Василат для него, непременно достанется заступничество Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
3. Также сунной является произнести благословение в начале, в середине и в конце мольбы, дабы Аллах воспринял нашу мольбу. Али-асхаб, да будет доволен им Аллах, отмечал: «Между каждой мольбой и небесами бывает завеса, пока не благословят Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). После того, как благословят Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), это покрывало поднимается и мольба принимается Всевышним, в противном случае мольба отклоняется».
Имам аль-Газали также пишет: «Всевышний Аллах обязательно принимает прочитанное Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) благословение. Аллах слишком милостив, чтобы, приняв благословение, прочитанное в начале, середине и в конце мольбы, отвергнуть саму мольбу раба».
4. Где бы ни сидели (кроме туалета) следует произносить благословение, это сунна. В достоверном хадисе сказано, что если народ, собравшись в каком-либо собрании встанут и разойдутся, не упомянув Аллаха и не благословив Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), то в Судный день это собрание
обернется им горем и печалью. (Ахмад, Хаким).
5. Считается сунной произнести благословение после рукопожатия с мусульманином. В хадисе говорится:
«Если встретятся два мусульманина, которые любят друг друга, и они оба благословят Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), то не расстанутся они, пока им не простят предыдущие и последующие грехи». (Абу Я‘ла).
6. Считается сунной произносить благословение Посланнику Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) в начале и конце проповеди, при написании книги – в ее начале и в конце, а также начиная урок. Хадис гласит: «Всякое важное дело, начатое без упоминания имени Аллаха и чтения мне благословения, бывает лишено благодати». (Ибн Мунбах).
7. Читать благословение во время пятничной проповеди (хутбы) является обязательным.
8. Каждый раз, когда произносишь святое имя Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) или когда услышишь, что его произносит кто-то другой, считается сунной произнести благословение
Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). В хадисе говорится, что тот, кто не произносит благословение в подобных случаях, является самым жадным и несчастным человеком, который затерялся на пути в Рай. Поэтому некоторые ученые-богословы говорят, что благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) всякий раз, когда произносишь его имя, является даже обязательным.
9. Считается сунной писать благословение каждый раз, когда пишете имя Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) в книге. (Некоторые, к примеру, пишут сокращенно «с.а.в.с.», хотя это не одобряется). В хадисе, переданном Табарани, говорится: «Кто бы ни написал в своей книге благословение мне, то, пока мое имя будет находиться в этой книге, ангелы будут просить прощения его грехов».
10. Человеку, который попал в трудное положение, в беду, и тому, кому не удается решить какое-либо дело, тоже является сунной чаще произносить благословение.
Убайй бин Кааб сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), я буду всегда благословлять тебя!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил ему: «Тогда ты избавишься от забот, и тебе простят грехи».
11. Каждую ночь и каждый день пятницы следует как можно чаще произносить благословение. Это сунна.
В хадисе говорится, что тот, кто в пятницу тысячу раз благословит Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), не умрет, пока не увидит свое место в Раю.
Ученые-богословы пишут, что в ночь и в день пятницы следует произносить как минимум по 300 благословений. Да сделает Всевышний Аллах нас и нашу общину из тех, кто постоянно и без устали благословляет нашего любимого Пророка (саллялаху аляйхи ва саллям). Аминь!
12. При входе в мечеть и выходе из нее также является сунной благословлять Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). В четырех хадисах сказано, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) читал благословение перед мольбами, читаемыми при входе в мечеть и выходе из нее.
13. В любом собрании людей является сунной благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). «Вы украшайте свои собрания чтением мне благословения, ибо прочитанное вами благословение в Судный день будет для вас светом (нур)», — гласит хадис Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), переданный Дайлами. («Аль-Джами‘ ас-сагир»).
О тех людях, которые покидают собрание, не прочитав благословение Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), в хадисе сказано так:
«Если люди, собравшись где-либо, разойдутся, не упомянув там Аллаха и не благословив меня, то их сопровождает такое сильное зловоние, которое не выделяется даже от падали». (Насаи). Также в достоверном хадисе, рассказанном имамом Ахмадом, Ибн Хаббаном и Хакимом, говорится: «Любое собрание, с которого люди разошлись, не упомянув Всевышнего и не благословив Его Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), в Судный день окажется для них печалью».14. Сунной является также благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) утром и вечером каждого дня. «Тому, кто утром и вечером по десять раз благословляет меня, в Судный день я буду заступником», — говорится в хадисе любимого Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). («Аль-Джами‘ ас-сагир»).
15. Желательно благословлять Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и перед сном. Об этом свидетельствует хадис, переданный Дайлами. Также подобает благословлять его, когда одолевает бессонница.
16. Рекомендуется благословлять любимого Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) при пробуждении от сна ночью. Хадис гласит, что Всевышний Аллах доволен Своим рабом, который, проснувшись ночью, выполнив омовение в совершенстве, восхвалив Аллаха и благословив Пророка 9салляллаху аляйхи ва саллям), приступил к чтению священного Корана.
17. Когда в ухе слышен звон или шум, также желательно благословлять Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). В хадисе отмечается: «Когда у кого-либо из вас в ухе слышен звон, пусть он упомянет меня (т. е. скажет: «Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) – Посланник Аллаха»), затем благословит меня и потом скажет: «Да упомянет Аллах добром того, кто упоминает меня!». (Тирмизи, Табарани).
18. Когда вы забыли и не можете вспомнить что-либо, является сунной благословить Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Абу Муса аль-Мадани передал хадис Пророка (‘алайхи-сса- ляту ва-ссалям) со слов сподвижника Анаса: «Когда вы забыли о чем-либо, благословите меня, и вы вспомните это, если на то есть воля Аллаха».
19. Желательно благословлять Избранника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и после намазов. Как-то раз Абу Бакр ибн Муджахид увидел во сне Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), целующего в лоб аш-Шибли и говорящего при этом: «Он после намаза читает «Лякъадджаакум…» и благословляет меня». (См. «Ас-Салят ‘аля ан-Набиййи». С. 82).
20. Рекомендуется благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) после чтения Корана. Всевышний принимает мольбу, совершенную после чтения священного Корана, поэтому здесь лучше еще и благословить Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), дабы она была принята Им скорее.
21. При чтении мольбы после совершения намаза для исполнения желаний также является сунной благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Об этом сказал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) в хадисе, переданном Тирмизи, Табарани и другими.
22. Желательно читать благословение Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) при помолвке и бракосочетании. Так поступал и Абдуллах, сын Умара, да будет доволен ими обоими Аллах.
23. Совершая хадж, рекомендуется часто благословлять Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) везде, особенно в местах, где Всевышний принимает мольбу, а также будучи в Медине.
24. Люди, познавшие Аллаха (‘арифуны), наставляют благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и при переходе через мост.
Если в таких случаях человек всегда будет благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), то, по воле Аллаха, ему будет легче перейти мост Сират.
Хотя эти места и ситуации следует особо выделить чтением благословений Пророку (салляллаху аляйхи ва салям), желательно благословлять своего любимого Пророка ( постоянно и многократно.
Да поможет нам в этом Всевышний Аллах. Аминь!