В книге «аль-Баззазия» (произведение ханафитского правоведа аль-Баззази (ум. в 827/1424 г.) по вопросам фикха) сказано: «Адаб – это внутреннее и внешнее состояние и действия. Сунна – это путь, указанный Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), его поступки, решения и заключения».
В некоторых книгах сказано: «Те поступки, при совершении которых получают сауаб, а при оставлении – упрек и осуждение, но не требуют наказания, называют Сунной». Имам Хаберзаде говорил также. Как понятно из этих определений, сунной называют только те дела, которые совершал наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям). Такое же определение Сунны дается и в комментариях к книгам «Масабих» и «аль-Уикая». Это слова и поступки нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям).
Слово «хадис» используется относительно благословенных высказываний нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям). На необходимость следования Сунне нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) указано и в Куръане, и в хадис-шарифах. О, мой брат-мусульманин! Самым ясным доводом на эту тему является этот аят:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью». («Ан-Ниса / Женщины», 4:65)
В другом аяте об этом же сказано:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا
«Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам». («Аль-Хашр / Сбор», 59:7)
Отсюда мы также понимаем, что следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) является обязательным (фарз) и необходимым. Представленные здесь аяты повелевают подчиняться ему. Неподчинение же запрещено. Следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) означает действовать в полном соответствии с тем, что он нам проповедовал. В теории и на практике, в обязательных (фарз и уаджиб) и добровольных (суннат) видах поклонения мы должны действовать точно так же, как действовал он. Это называется фарзом ‘айн. Это значит, что если исполнение какого-то повеления является для каждого мусульманина обязательным, фарзом ‘айн, то в этом случае следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) также является для него фарзом ‘айн.
А в случаях, являющихся уаджибом, и следование является уаджибом. Следование в суннатах является сунной. Мусульманин должен опасаться оставлять сунну своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям). Неподчинение Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) означает отказ от блага Ислама. Те, кто исполняют Сунну, находясь у себя дома, в своей стране, не должны оставлять Сунну по возможности даже в поездке. Кто исполняет суннаты в состоянии безопасности, тот должен исполнять их и в минуты опасности. Кто исполняет суннаты, когда он здоров, тот должен стараться не оставлять их и во время болезни. Вот касающиеся этой темы хадисы:
«Кто оставит мою Сунну, тому мой шафа‘ат станет запретным». (Ибн Хаджар «ад-Дирая», 1/255)
«Кто возрождает мою Сунну, тот любит меня. А любящие меня в Судный день будут вместе со мною в Раю». (Ат-Тирмизи, 2678; ас-Суюти «Джами‘ ас-сагир», 8346)
«Каждому человеку, который защищает мою Сунну, Аллах дарует четыре особенности:
1. В сердцах хороших людей появится любовь к нему.
2. В сердцах плохих людей появится страх.
3. Он будет наделен богатым уделом.
4. Он будет тверд и крепок в вере».
В аяте же сказано:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи». («Алю ‘Имран / Род Имрана», 3:31)
Настоящие последователи Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) – это только его умма. А признаком следования ему является отрешение от бренного мира, поскольку Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) призывал людей к поклонению Аллаху и к ахирату, советовал держаться подальше от преходящих удовольствий этого мира. Посвятившие себя Аллаху, отдалившиеся от бренного мира и подготовившие себя к будущей жизни в ахирате – это и есть те, кто следует по его пути. До тех пор, пока ценишь этот мир, ты далек от его пути. А отдалившиеся от его пути так описаны в аяте:
فَأَمَّا مَنْ طَغَىٰ وَآثَرَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا فَإِنَّ الْجَحِيمَ هِيَ الْمَأْوَىٰ
«Для того, кто перешел все границы и предпочитал земную жизнь, поистине, пристанищем станет Ад». («Ан-Нази‘ат / Вырывающие», 79:37-39)
О, человек! Знай же, что не нужно быть одним из тех, кто с утра до вечера гонится за мирскими благами и тратит свою жизнь на преходящие удовольствия. Не думай, что поступая таким образом можно одновременно быть членом его уммы. Для тех, кто так думает и ведет такой образ жизни, божественное предупреждение таково:
أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ
«Неужели Мы мусульман приравним к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» («Аль-Калям / Письменная трость», 68:35-36)
Передается в известном хадисе, что наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Когда в моей умме наступят смутные времена, тому, кто будет крепко придерживаться моей Сунны, положено вознаграждение десяти шахидов. Держаться за мою Сунну в те опасные времена будет подобно тому, чтобы брать в руки искру. Он не сможет ни взять её в руки, ни удержать». (Аль-Мунзири «ат-Таргъиб уа-т-тархиб», 1/41; ат-Табарани «Аль-Маджма‘ аль-кабир», 1394; аль-Хайсами «Маджма‘ аз-зауаид», 7/282)
Также передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Наступят такие времена, когда моей Сунне перестанут придавать значение. Появятся вредные нововведения (бид‘аты), и станут обращать внимание на них. В такое время, придерживающиеся моей Сунны окажутся в одиночестве и будут казаться странными. Те же, кто будет придерживаться бид‘атов, заимеют по пятьдесят и даже более товарищей.
Сахабы спросили:
– О Посланник Аллаха! Будут ли после нас люди, более достойные, чем мы?
– Да, будут.
– О Посланник Аллаха! Увидят ли они вас?
– Нет.
– Тогда какими они будут?
– Как соль в воде. Как тает в воде соль, так растают их сердца.
– О Посланник Аллаха! Как они будут жить?
– Как червь посреди гниды.
– О Посланник Аллаха! Как они станут оберегать свою веру?
– Как горящий уголёк в ладони. Если бросит – потухнет, если не бросит – обожжется рука». (См.: «Раудатуль-‘Уляма»)
Сунна, которой нужно следовать, это та самая Сунна, за которую крепко держались мусульмане первого века. Люди той эпохи были людьми, ставшими свидетелями успехов, добра и справедливости. Это те, кто жил во времена нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов, и пришедшие после них таби‘ины. Но со временем были изобретены вещи, не соответствующие их пути, их именуют бид‘атом.
«Берегитесь тех дел, которые появятся позже! Поскольку все новшества – бид‘ат, а любой бид‘ат – заблуждение, и всякое заблуждение – в Аду». (Ат-Тирмизи, Знания, 16/2676; «Сунан» Абу Дауда, Сунна, 6/4607; «Сунан» Ибн Маджа, 43-44)
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) также сказал:
من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد
«Если кто-то выведет нечто такое, чего нет в нашей религии, то это будет отвергнуто». («Сахих» аль-Бухари, Сулх, 5; «Сахих» имама Муслима, 17; «Сунан» Ибн Маджа, Мукаддима, 2)
Отсюда становится понятным, что любой бид‘ат – это заблуждение. Бид‘ат в религии – это те вещи, которые противоречат её принципам и правилам. Наши ученые единого мнения о том, что заниматься религиозными науками, созданием научных трудов и их распространением является приемлемым и положительным новшеством, хорошим бид‘атом. А те вещи, которые не подходят Исламу, переходят границы дозволенного, являются отрицательным новшеством, плохим бид‘атом. ‘Алимы не воспримут подобные вещи, выступят против таких нововведений, станут возражать.
В соответствии с приводимым в шархе книги «Машарикуль-Ануар» разъяснением ученых, новшества в религии бывают пяти видов:
1. Сбор фактов и их упорядочение с целью дать ответ неверующим и заставить их замолчать. Такое новшество является необходимым (уаджиб).
2. Написание книги, создание учебных заведений (медресе и т.п.). Это – дозволенное нововведение (мандуб).
3. Готовить угощение, чтобы позвать в гости настоящих друзей. Такое новшество считается не возбраняемым и не поощряемым (мубах).
4. Новшество, которое является запретным, но допускаемым в случае крайней необходимости (макрух).
5. Бид‘ат, который является запретным (харам).
Раньше бывало так, что как только появлялось нечто такое, чего до этого не было в религии, будь то большое или малое, важное или неважное, тотчас же начинали возражать и возмущаться. Такое их поведение оставалось неизменным независимо от того, касались ли эти нововведения ритуалов поклонения (‘ибадат), или взаимоотношений людей (му‘амалят), или же способов поминания Аллаха (зикр). Если те вещи, которые появились со временем, отсутствовали во времена Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), то их с негодованием отвергали. Если Сунна опирается на достоверный текст с правильным иснадом, копаться в них будет неправильным.
Автор этой книги, давая определение Сунны, говорил, что иногда имеется в виду Сунна нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), иногда сунна ахлюс-Сунны валь-Джама‘а, иногда путь праведных предшественников (саляфу салихин), иногда сунна всех мусульман, а иногда – всей религии Ислам. Не так, как понимают люди с плохими намерениями, не одна только сунна Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям). Сунна, будь она хорошей или плохой, означает путь. (См.: «Раудат ан-Насихин»)
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:
مَنْ سَنَّ في الإسلامِ سنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أجْرُهَا، وَأجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا بَعْدَهُ، مِنْ غَيرِ أنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورهمْ شَيءٌ،وَمَنْ سَنَّ في الإسْلامِ سُنَّةً سَيِّئَةً كَانَ عَلَيهِ وِزْرُهَا، وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ، مِنْ غَيرِ أنْ يَنْقُصَ مِنْ أوْزَارِهمْ شَيءٌ
«Кто откроет новый хороший путь (сунну) в Исламе, тому будет дан сауаб этого пути, а также будет дано воздаяние тех, кто пойдет по этому пути. От их сауабов также ничего не убавится. Кто откроет плохой путь (сунну) в Исламе, тому будет возложен грех этого пути. Также будут возложены грехи тех, кто пойдет по этому пути. Однако от их грехов тоже ничего не убавится». («Сахих» имама Муслима, Закят, 69)
В Шари‘ате сунна означает путь истины, по которому нам велено идти, всегда оставаясь верными этому пути. Мы уже говорили о том, что негоже слишком копаться в достоверных текстах с надежным иснадом. Прошлые общины были погублены именно из-за чрезмерных споров, разногласий и сплетен. Наш Пророк запретил распространение таких сплетен и слухов, когда начинают говорить: «Тот сказал то-то и то-то».
Мы должны крепко держаться за Сунну Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям). Какими бы ни были условия, надо возрождать Сунну, жить по ней. Нам нужно хвататься за нее, цепляться коренными зубами. Мы должны действовать в соответствии с Сунной, никогда ее не оставлять. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) говорил по этому поводу:
فعليكُم بسُنَّتِي، و سُنَّةِ الخلفاءِ الرَّاشدين المهديِّين
«Придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём». («Сунан» Абу Дауда, 4607; «Сунан» Ибн Маджа, 42)
Мусульманин не должен обращать внимания на высказывания сторонников бид‘ата, не должен придавать значения их пустым ссорам и препирательствам. Ему не следует обращаться к ним, пусть держится подальше от них, избегает участия в их собраниях. Все подобные дела оставлены Шари‘атом вне закона. Проявлять внимание к словам и суждениям таких людей, интересоваться ими запрещено нашей религией.
Автор: Шейх Сайид ‘Ализадэ Якуб
Из книги: «Шир‘атуль Ислам», стр. 9-16
islamdinr.ru