Сколько раз нам посчастливилось совершить хадж? Кому то более 10 раз, кому то может быть трижды, кто-то совершил паломничество лишь однажды, а кому то ещё не представился шанс это сделать. Но вне зависимости от этого, каждый год, когда начинается период хаджа, помыслы большинства мусульман бывают связаны со священными местами Мекки и Медины, где совершаются обряды паломничества. А сколько раз хадж совершил Посланник Божий ﷺ?
Имам ат-Тирмизи сообщает, что Пророк ﷺ до переселения совершил хадж три раза. Согласно другим источникам, до переселения он ежегодно совершал паломничество. («Фикх-ус-сират», с. 479).
После переселения из Мекки в Медину Пророк ﷺ совершил хадж один раз и четыре раза совершил малое паломничество (умра). («Фикх-уль-манхаджи», т. 2, с. 117).
Первый раз малое паломничество (умра) Пророк ﷺ совершил в шестом году хиджры. Эта умра получило название «Худайбийской», по причине того, что при её совершении было заключено Худайбийское соглашение.
В конце шавваля (начале марта 628 г.) Пророк ﷺ объявил, что совершит малый хадж в Мекку. Сборы были окончены к 1-зуль-каада (13 марта), и огромный караван выступил из Медины.
Однако мекканские язычники решили воспрепятствовать мусульманам в совершении умры, выступив против них с оружием. Дабы избежать кровопролития Пророк ﷺ со сподвижниками остановились в аль-Худайбийи – долине, расположенной западнее Мекки на расстоянии 24 км. Здесь и было подписано знаменитое Худайбийское перемирие между мусульманами и мекканскими язычниками.
Ближайший соратник Пророка ﷺ Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом ﷺ и Господином его». Отметим, что за два года после худайбийского соглашения Ислам приняло больше людей, чем за весь период с 610 года.
После подписания договора Посланник Всевышнего ﷺ сбрил голову, как после совершения паломничества и приказал резать жертвенных животных.
Второй малый хадж, названный «Восполняющей умрой» был совершён на следующий год по хиджре. Его совершение было обговорено в Худайбийском соглашении. Согласно ему, мусульмане без оружия вошли в Мекку после того, как язычники покинули её, и провели в городе три дня, совершая обряды малого хаджа.
Следующую умру – «Умра из аль-Джи’раны» – Пророк ﷺ совершил в восьмом году хиджры после возвращения с битвы Хунайн.
До 8 года хиджры власть в Мекка принадлежала мекканским язычникам из племени курайш, которые не позволяли мусульманам совершать хадж, ограничивая их только обрядами малого хаджа – умры. Но в этом году последователям религии Единобожия была дарована возможность освободить Мекку от власти язычества, и уже со следующего года мусульмане смогли совершить обряды хаджа. В 9 году хиджры Посланник Божий ﷺ поручил Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) руководить процессом совершения паломничества.
А в 10 году хиджры мусульмане совершили хадж под руководством самого Пророка ﷺ. Вместе с хаджем Посланник Господа ﷺ совершил и свою четвёртую умру. Этот хадж носит название «Прощального».
В совершении Пророком ﷺ прощального хаджа заключено очень много мудрости и значения, касающиеся распространения Ислама, жизни самого Посланника ﷺ и совершенства религии Ислам.
До этого паломничества Посланник Господа ﷺ обучил мусульман порядку совершения намаза, поста, выплаты закята и другим шариатским решениям, связанным с жизнедеятельностью верующих. Не изученным оставался только пятый столп Ислама – хадж.
После того, как Кааба была очищено от идолопоклонства, когда был запрещён обход Каабы (таваф) без одежды, свист во время тавафа и т.п., людям было необходимо знать чистый, исходящий от пророка Ибрахима (мир ему) порядок совершения этого вида поклонения. Для обучения этому мусульман Пророк ﷺ объявил, что собирается совершить хадж.
С разных мест стали стекаться потоки мусульман. Цель у всех была одна – изучение порядка исполнения ритуалов хаджа, дабы не впасть в доисламские (джахилийские) традиции.
После того, как Пророк Мухаммад ﷺ посадил деревья Единобожия и украсил этим Аравийский полуостров, Всевышний довёл до Своего Посланника ﷺ, что приближается время перейти в вечную загробную жизнь – Ахират. После взятия Мекки, люди целыми общинами принимали Ислам, и с каждым разом увеличивалось их число. Все страстно желали увидеть Любимца Аллаха ﷺ в лицо, успокоить сердца, увидев его, и услышать его проповеди. Сам Пророк ﷺ тоже очень хотел посмотреть на лица мусульман и увидеть своими глазами плоды своего 23-летнего труда перед тем, как покинуть бренный мир. Для этого лучшими местами хаджа были Мина, Арафа, Муздалифа – места, где можно встретить мусульман, прочитать им проповедь в прощальной встрече, сделать им завещание, что и было исполнено Посланником Божьим ﷺ.
islam.ru