Халиф Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) находился у власти всего лишь два с половиной года, по демократическим лекалам это в два раза меньше президентского срока. Казалось бы, что за этот короткий срок можно сделать, к каким преобразованиям привести молодое и еще системно не окрепшее мусульманское государство? Но Абу Бакр был не из робкого десятка, он был не только ближайшим соратником Пророка ﷺ, обладавшим неизмеримыми достоинствами, но и тонким военным стратегом, мудрым политиком.
После перехода Пророка ﷺ в мир иной на долю Абу Бакра пришлось масса сложностей, с которыми исламское общество сталкивалось впервые. Это и массовое вероотступничество, и войны с вероотступниками, и открытие одновременно двух фронтов – на Востоке и Западе. Кроме внешней политики необходимо было проводить административную работу внутри государства, улучшить социально-экономическое положение граждан и обеспечивать надлежащее соблюдение шариатских норм.
Наряду с успехом в подавлении движения вероотступников, смелого шага по освобождению земель, оккупированных Византией и Персией, большой заслугой Абу Бакра считается сбор записей Корана, сохранение Слов Всевышнего от возможной утери.
В этом есть благо
Предпосылкой и непосредственной причиной сбора записей Корана стали войны с вероотступниками, в ходе которых погибало немалое количество сподвижников, в том числе и знатоков Корана. В одной только Ямаме в битве против лжепророка Мусайлимы погибло более 70 хафизов Корана. Люди, которые знали Коран наизусть тогда, как и сейчас, были в особом почете, на них был особый спрос. Кроме этого, запоминание Корана, запечатление его в своей памяти было одним из важнейших способов сохранить Коран. Таким образом, носители Корана выполняли особую миссию – сохранение Божьего Писания от искажений и передача его следующим поколениям.
Во времена Пророка ﷺ Коран также фиксировался письменно. Этим занимались писари Пророка ﷺ. Из-за редкости бумаги в то время Коран записывался на коже, плоских камнях, лопатке животного, древесине и т.п. Но всё перечисленное никак не могло относиться к числу надежных источников, хотя бы потому, что сохранять столетиями большое количество рукописей было бы крайне сложным делом. Но не это обстоятельство стало определяющим, а постепенное снижение количества людей, знающих Коран наизусть (хафизов).
Первым, кто начал задаваться этим вопросом, был Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), который предложил халифу Абу Бакру собрать Коран воедино, то есть переписать коранические аяты с других письменных носителей на бумагу. Халиф был не уверен в правильности этой инициативы, ведь Пророк ﷺ ничего не говорил о едином своде Корана, не давал соответствующих поручений. Но Умар привел достаточно аргументов в пользу этого, и Абу Бакр дал свое согласие.
Груз ответственности тяжелее гор
Миссию по сбору Корана было решено поручить Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах). Кандидатура Зайда была самой подходящей для выполнения этой задачи, ведь он был одним из хафизов и писарей Корана. Его отличала здравость рассудка и сообразительность. Не менее важным условием было наличие таких качеств, как правдивость и честность, которые в Зайде проявлялись в полной мере. Подтверждением этому служат слова самого Зайда, который, понимая груз ответственности, который был возложен на него, говорил: «Клянусь Аллахом, если мне поручили бы понести гору, то это не было бы сложнее, нежели сбор Корана».
Что касается самого процесса работы по сбору Корана, руководителем которого был назначен Зайд ибн Сабит, то его действия сводились к следующему:
1. анализ имеющихся письменных носителей, на которых были записаны коранические аяты под диктовку Пророка ﷺ;
2. анализ аятов, заученных сподвижниками наизусть. Кроме этого, Зайд проверял и записи Корана, произведенные сподвижниками, но для этого им требовалось предоставить двух свидетелей, которые видели, что эта запись была произведена перед Пророком ﷺ.
Другими словами, Зайд избрал идеальную методику, в корне исключающую искажение Корана или его утерю. Будучи сам хафизом Корана, он послушал и других хафизов и сверил прочие записи с теми записями, которые хранились у сподвижников. Таким образом, весь Коран был письменно зафиксирован и устно сохранен. Оставалось только создать из этого единый свод Корана, который будет храниться не вразброс, а в одной рукописи. Этой рукописью стали свитки, в последующем получившие название «Свитки Абу Бакра».
Величайшее дело, которое было рекомендовано Умаром, поддержано Абу Бакром и выполнено Зайдом (да будет доволен ими всеми Аллах), стало фактическим воплощением слов Всевышнего Аллаха, который взял на Себя сохранение Корана в его подлинном виде. И на сегодняшний день, спустя почти полторы тысячи лет после ниспослания Корана, мы являемся свидетелями этого чуда. Всевышний Аллах в Коране сказал:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
(смысл): «Поистине, Мы [Аллах] ниспослали Коран, и поистине, Мы его действительно охраняем (от любых изменений, добавлений и убавлений)» (сура «Аль-Хиджр»: 9 аят).
islamdag.ru