У Посланника (мир ему и благословение) очень много превосходных человеческих качеств, ставших причиной восхваления Всевышним Аллахом. Вот некоторые из них: при встрече с людьми, он с каждым здоровался первым, любил угощать гостей, навещал больных, участвовал на похоронах. Он всегда соблюдал права соседей, будь то верующие или неверующие.
Пророк (мир ему и благословение) не отказывался принимать подарки, а в ответ дарил многократно больше. Когда его звали в гости, он принимал приглашения, никогда не отказывал. Он говорил: “Я пойду, даже если меня пригласят поесть обгоревшую баранью ножку”. Иногда Посланника (мир ему) приглашали к столу, на котором не было ничего, кроме ячменного хлеба, и он принимал приглашение. Он прощал провинившихся, примирял поссорившихся.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) поведал: “Мы с сахабами сидели в мечети. Смотрим: пришел Посланник (мир ему), надев что-то из одежды, доставшейся после сражения при Бадре. За ним вошел один селянин, схватил его сзади за воротник и так притянул его к себе, что Расулюллах уперся спиной ему в грудь, а воротник сильно придавил ему шею, оставив глубокий след. С трудом освободившись от его хватки, Посланник (мир ему) лишь улыбнулся и промолвил: “Чего ты хочешь, эй, селянин?” “Отдай мне что-нибудь из недавно приивезенных вещей”, — сказал незнакомец. Посланник (мир ему и благословение) велел отдать ему что-нибудь. И в нем не было заметно никаких перемен.
Он щедро отдавал другим все, что имел. Ему вовсе не были присущи такие отрицательные качества, как злоба, коварство, зависть, злопамятство, распущенность, гордыня, враждебность, ненависть. В своем доме он не оставлял серебра даже на одну ночь. Он не отпускал просителей с пустыми руками. Он был настолько скромен и стыдлив, что не смотрел людям в лицо. От голода он привязывал камушки к животу. Не было такого, чтобы он три дня подряд ел хлеб.
Бывало и так, что в доме Посланника (мир ему и благословение) целый месяц не разжигали очаг, ограничивались только финиками и водой. Это происходило не из-за того, что они не имели доходов, а из-за того, что они тратили на пути Аллаха все, что есть.
Передают, что однажды к нему явился Джибриль и сообщил: «О, Мухаммад, Всевышний приветствует тебя и соизволит сказать: «Если мой любимец пожелает, то Я превращу мекканские холмы в золото и серебро, и они будут сопровождать его повсюду, куда он поедет». Посланник (мир ему) ответил: «Весь мир является домом для бездомного и богатством для нищего». Джибриль, мир ему, сказал на это: «Всевышний Аллах сделал тебя способным твердо стоять на прямом пути».
На собраниях он старался не причинять неудобства другим. К своим сподвижникам он относился почтительно, обращался к ним теми именами, которые им нравились. Он никогда не прерывал, когда кто-то говорил, часто молчал. При разговоре он говорил более кратко, чем другие.
Он носил любую одежду, будь то старая или новая. Своей одеждой и внешностью он ничем не отличался от своих слуг. Мог ездить верхом и на верблюде, и на лошади, не стыдился ездить и на муле. Иногда ходил по улицам с босыми ногами и без головного убора.
Он любил общаться с народом, изредка шутил, но никогда не говорил ничего, кроме правды. Он часто улыбался, наблюдал за безвинными играми. Он всегда был чем-то занят, ни мгновения не проводил без дела. Он не унижал бедных из-за их бедности и не относился с уважением к богатым из-за их богатства.
Говорят, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) обратился с просьбой один сельский житель, и он подарил ему столько овец, что ими наполнилась вся долина. Тот селянин пошел к своему племени и объявил: «Мухаммад (мир ему) дарует без счета».
После возвращения из Хунайна, он раздал столько добра, что арабы были изумлены его щедростью, и благодаря этому многие знатные курайшиты стали мусульманами. Говорят, что однажды Пророку (мир ему и благословение) принесли сто тысяч дирхемов и положили на верблюжью шкуру. Он все раздал людям, не оставив себе ни одного дирхема.
Он никогда и никому не мстил за себя. Что ему постелют на землю, на то он и садился. А если не постелют, то садился на голую землю. Делам каждого он уделял столько же внимания, сколько и своим делам. Во время рукопожатия он первым протягивал руку. Если во время намаза кто-то подходил к нему и ждал окончания, он старался завершить намаз поскорее.
Чаще всего он садился лицом в сторону Киблы. Если кто-нибудь приходил его навещать, он выходил встречать этого человека. Иногда стелил свою риду и сажал на нее гостя. Даже когда сердился, он не говорил ничего, кроме правды.
Самой любимой едой для него была та, к которой протягивалось много рук. Он не гнушался есть вместе с больными, у которых были нарывы на теле. Он кушал, сидя на коленях, и говорил: «Я — раб, ем как рабы». Он не ел слишком горячую пищу, еду брал тремя пальцами, иногда четырьмя и говорил: «Двумя пальцами ест шайтан».
Пророк (мир ему и благословение) любил есть мясо, очень любил кабачки ( возм. тыква). Он говорил: «Кабачки (тыква) — это растение моего брата Йунуса, мир ему». Когда готовили пищу, он брал побольше кабачков (тыквы), говоря, что беспокойному сердцу они придают силу. Также ему нравились уксус и финики. Он никогда не хулил еду. Если еда нравилась – кушал, если нет, то убирал руку.
После еды он долго облизывал свои благословенные пальцы и потом мыл руки. Пророк (мир ему) пил воду в три приема. В начале произносил «Бисмилляh», а в конце восхвалял Всевышнего…
Однажды ему принесли молоко, перемешанное с медом в одном сосуде. Посланник (мир ему и благословение) не стал пить это молоко. Он сказал: «Я не считаю уместным в одну чашу наливать два шербета, в одно блюдо добавлять две приправы, хотя и не скажу, что это запретно. Однако я не хочу в Судный день, во время расчета, быть спрошенным за лишнюю еду».
islam-today.ru