Сальман аль-Фариси
Сальман стал исповедовать религию маджусов (огнепоклонников), настолько, что достиг должности хранителя огня, которому они поклонялись. Его обязанностью было следить за тем, чтобы пламя огня продолжало гореть и не гасло ни на час, ни днем, ни ночью.
У отца Сальмана было огромное поместье, которое давало обильный урожай. Он сам ухаживал за своим поместьем и собирал урожай. Однажды, будучи занятым своими обязанностями дихкана деревни, он сказал Сальману:
— «Сын мой! Как видишь, я слишком занят, чтобы идти в поместье. Пойди и присмотри за делами там сегодня за меня».
— «Эта религия лучше нашей. Я не покину их до самого заката».
Стремление Сальмана к христианству
— «Сын мой! В этой религии нет ничего хорошего. Твоя религия и религия твоих предков лучше».
— «Нет! Их религия лучше нашей», — настаивал он.
— «Я хочу стать христианином и хотел бы вступить к тебе на службу, учиться у тебя и молиться вместе с тобой».
— «Клянёмся Аллахом, мы не будем его хоронить».
Перед его кончиной Сальман сказал ему:
— «О священник! Пришло время, когда ты должен стать свидетелем решения Всевышнего Аллаха (имеется в виду смерть). Клянусь Аллахом, я никогда никого так не любил, как тебя! Так что же ты мне посоветуешь делать? И кого ты можешь посоветовать мне?»
— «О сын мой! Я не знаю никого, кроме одного человека, живущего в городе Мосул. Иди к нему, ибо ты обнаружишь, что он подобен мне».
Когда смерть этого священника была близка, Сальман рассказал ему свою историю и попросил совета, подобно тому, как он спрашивал у тех, кто был до него. Тот сказал:
— «Нет никого, кто следовал бы нашему образу жизни, и к кому я мог бы тебя послать.Тем не менее, время твоей жизни, похоже, совпадает с эпохой предопределенного Пророка, который выйдет из Харама. Он переселится в город, полный финиковых деревьев. Более того, у него обязательно будут некоторые отличительные черты — между его лопатками будет находиться печать пророчества. Он будет есть пищу, если это будет подарок, а не пожертвование. Если ты сможешь добраться до этого города, то сделай это, потому что ты очень близок к его эпохе».
Стремление Сальмана к арабам и Исламу
В то время Пророк ﷺ призывал свой народ в Мекке к Исламу, но Сальман не знал об этом из-за тяжёлого бремени обязанностей, которые налагало на него рабство.
— «Пусть Аллах объявит войну ауситам и хазраджитам (двум главным арабским племенам Ясриба). Клянусь Аллахом, они сейчас собираются в Куба’, чтобы встретиться с человеком, который только сегодня прибыл из Мекки и утверждает, что он Пророк».
— «Что ты сказал?! Повтори для меня эту новость».
— «Какое это имеет для тебя значение? Возвращайся к тому, что ты делал», — крикнул он.
— «Я вышел из дома на некоторое время, чтобы навести справки. Я спросил одну знакомую женщину из города, вся семья которой стала мусульманами. Она показала мне дорогу к Пророку ﷺ.Когда наступил вечер, я взял с собой немного еды и отправился к Пророку ﷺ. Пророк ﷺ в то время находился в Куба’. Я сказал:— «До меня дошли слухи, что ты очень благочестивый человек, и что у тебя в компании есть путники. У меня есть немного милостыни, и я подумал, что ты как никто другой заслуживаешь её. Вот же, ты можешь немного поесть».Пророк ﷺ отдёрнул свою руку и не стал есть эту еду, а сказал своим сподвижникам, чтобы поели они. Тогда я подумал:— «Это одна из особенностей, о которых мне говорил мой наставник».На обратном пути я увидел, что Пророк ﷺ направляется в Медину. Тогда я отнес ему еду, сказав:
— «Я видел, что ты не ешь из этой милостыни. На самом деле, я преподнес ее в качестве подарка, а не как милостыню».На этот раз Пророк ﷺ также ел вместе со своими сподвижниками.— «Получается два признака», — подумал я.Позже я подошел к Пророку ﷺ, когда он шёл за телом умершего на похоронах. Я помню, что в то время он был накрыт двумя простынями, и с ним были его сподвижники. Я пытался украдкой взглянуть на печать на его спине, и тогда Пророк ﷺ увидел мой взгляд. Поняв, что я хочу проверить то, о чём мне сказали, он немного приспустил свой плащ, и я смог увидеть, что печать между лопатками была именно такой, какой ее описал мой наставник. Я бросился на землю перед Пророком ﷺ, целуя [его благословенные руки и ноги], и начал плакать. Благородный Пророк ﷺ сказал:
— «О Сальман! Расскажи свою историю».И я сел перед ним, рассказал свою историю и надеялся, что его сподвижники тоже смогут её услышать. Когда я закончил, Пророк сказал:
— «О Сальман! Договорись со своим хозяином, чтобы он освободил тебя».В результате мой хозяин согласился освободить меня, но в обмен на триста финиковых деревьев, а также тысячу шестьсот серебряных монет.
Таким образом, сахабы (да будет доволен ими Аллах) помогли, предоставив примерно по двадцать-тридцать финиковых деревьев каждый и десятую часть земли каждого человека в зависимости от того, сколько у него было земли. Пророк ﷺ сказал мне:— «Выкопай яму для каждого финикового дерева. Когда закончишь, дай мне знать, чтобы я лично закрепил все финиковые деревья на месте своими руками».Таким образом, с помощью своих друзей я выкопал ямы там, где должны были быть посажены финиковые деревья.Позже пришёл Пророк ﷺ. Мы стояли рядом с ним и держали деревья, пока он закреплял их в земле. Клянусь Тем, Кто послал Пророка ﷺ с истиной, ни одно дерево не погибло!Тем не менее, я все ещё должен был заплатить серебром. К Пророку ﷺ пришел человек, принесший из шахт немного золота размером с голубиное яйцо. Пророк сказал:— «О Сальман! Возьми это и расплатись, чем должен».Я ответил:
— «О посланник Аллаха! Как этого хватит для погашения моего долга?».Он сказал:
— «Аллах обязательно сделает это достаточным для твоего долга».После этих слов, клянусь Аллахом, оно перевесило тысячу шестьсот монет. Я не только выплатил свой долг, но и то, что осталось у меня, было равнозначно тому, что я отдал им».
«Я — Сальман, сын Ислама из сынов Адама».
Роль Сальмана в Исламе
— «Такую хитрость арабы еще не применяли».
Сальман аль-Фариси стал известен как «Благой Сальман». Он был ученым, который вел суровую и аскетичную жизнь. У него был один плащ, который он носил и на котором спал. Он не искал укрытия под крышей, но располагался под деревом или у стены. Однажды один человек сказал ему:
— «Не построить ли мне тебе дом, в котором ты мог бы жить?»
— «Мне не нужен дом».
— «Я знаю, какой дом тебе подойдёт».
— «Опиши мне его», — сказал Сальман.
— «Я построю тебе такой дом, в котором, если ты встанешь, то крыша повредит тебе голову, а если ты вытянешь ноги, то их повредит стена».
— «Ты здесь лидер, тебе гарантировано пропитание, а ты делаешь эту работу?»
— «Я люблю есть то, на что заработал своими руками», — ответил он.
— «Что с тобой?»
— «Твой брат не нуждается ни в чём из этого мира», — ответила она.
— «Я пощусь».
— «Клянусь, я не буду есть, пока ты тоже не поешь».
— «О Абу Дарда! Твой Господь имеет право на тебя, твоя семья имеет право на тебя, и твое тело имеет право на тебя. Исполни право каждого».
Сальман аль-Фариси как ученый
— «Сальман полон знаний и мудрости. Он — океан, который не иссякает».
Согласно наиболее достоверным сведениям, он умер в 31 или 34 году по хиджре в возрасте 250 лет во время халифата Усмана (да будет доволен им Аллах) в Ктесифоне.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ﷺ совершал молитву, читая следующий аят:
«И, если вы откажетесь (от подчинения Ему), Он заменит вас другими людьми, и они уже не будут похожими на вас». (Сура «Мухаммад», 47:38)
— «О Посланник Аллаха ﷺ! Кто эти люди, о которых упомянул Аллах, чтобы Он выберет их вместо нас, и что они не будет поступать так, как мы?»
— «Это будет его народ. И даже если вера находится рядом с Сурьей (Плеядой), то достигнет её кто-то из персов».
Кем были люди из Куфы и Ирака? Кем был Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах)? Все они были персами. Избранные Богом жители Куфы были персами. Их духовными учителями были персы, как и те трое, о которых сказал Пророк ﷺ:
«Рай жаждет троих: Али; Аммара и Сальмана». (Ат-Тирмизи)
«А также к другим (народам), которые не застали их (будут жить позже)». (Сура «Аль-Джуму’а», 62:3).
— «О Посланник Аллаха ﷺ, кто эти люди?»
— «Если бы вера была рядом с Плеядами, то кто-то из их числа достиг бы её». (Бухари и Муслим)
Время засвидетельствовало истинность слов Пророка ﷺ. Потомство персов распространило свои знания и наполнило ими весь мир.
Заключение
Однажды Абу Суфьян приехал в Медину и проходил мимо Сальмана, Биляля и Сухайба (да будет доволен им всеми Аллах). Трое сподвижников сказали:
— «Неужели мечи Аллаха ещё не обезглавили этого проклятого?»
— «Не говорите так о предводителе курайшитов».
— «Неужели ты досадил этим троим? Если да, то ты досадил Аллаху».
— «О брат, да простит тебя Аллах».
В другом хадисе сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
«Аллах повелел мне любить четырех человек, ибо Он тоже любит их. Это Али, Абу Зарр, Микдад и Сальман».
«У каждого Пророка было семь помощников и защитников, а мне было дано четырнадцать: Али; Хасан и Хусейн; Хамза; Абу Бакр; Умар; Мусааб ибн Умейр; Биляль; Сальман; Аммар; Абдуллах ибн Мас’уд; Абу Зарр и Микдад».
Таков был Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах,)— перс, поиски истинной веры которого продолжались почти все 250 лет его жизни. Мы, мусульмане, ищущие знания, должны стремиться к тому, чтобы достичь хотя бы части той преданности Сальмана аль-Фариси вере и приобретению знаний.
azan.ru