Женщина-мусульманка расходовала своё имущество, не скупясь, после того как начала трудиться на пути Аллаhа. Она посвятила себя служению Всевышнему, воспитывая своих детей в духе покорности Ему и употребляя свои способности ради Него.
Женщина-мусульманка не пожелала задерживать свой взор на украшениях мира дольнего. Её не обманул блеск богатства и мирских благ, ею не овладела страсть к накоплению золота и серебра. Напротив, она спешила расходовать свои средства на пути Аллаhа, со спокойным сердцем, довольная ожидающей её наградой, которую Аллаh приготовил для подающих милостыню и расходующих на благое.
Никто не может отрицать, что человеку присуща любовь к имуществу, и он любит копить богатство, и что если бы владел потомок Адама целой долиной золота, он всё равно желал бы иметь ещё одну такую долину, и так далее… Словом, «не наполнит чрево потомка Адама ничего, кроме земли».
Многие люди погрязли в омуте мирских благ и вычерпали этот омут до самой глины, и у них вошло в привычку кичиться и хвастаться друг перед другом мирскими благами, которыми они владеют. И последнее слово стало оставаться за тем, кто сумел завладеть наибольшим количеством мирских благ. Можно смело говорить о грубом материализме и рабах богатства.
Это искушение страшнее войн и блеска мечей!
Поэтому имам Ахмад предпочёл отвернуться от мира этого, который раскрыл перед ним свои блага, после того как закончилось тяжкое испытание, которому он подвергался в течение определённого времени.
Первые мусульманки понимали ничтожность мирских благ, и их вера побудила их предпочесть мир вечный миру этому и щедро расходовать своё имущество на разнообразные благие дела.
Женщина расходовала на мужа и детей, а также на тех, кто находился у неё в подчинении, например, слуг, а также на других мусульман. Первые мусульманки показали миру примеры щедрого расходования средств на благое. И эти примеры сохранила для нас история.
Ибн Абу Муляйка (да будет доволен им Аллаh) передаёт от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллаh ими обоими): «Я прислуживала аз-Зубайру в доме, и ещё у него был конь, и я присматривала за ним, и не было для меня дела тяжелее, чем уход за конём. Я заготавливала для него траву и ухаживала за ним». Он передаёт: «А потом у неё появилась прислуга. К Пророку ﷺ привели пленников, и он дал ей служанку. Она рассказывала: “И она избавила меня от ухода за конём и его кормления. А однажды ко мне пришёл какой-то человек и сказал: «О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома». Она ответила: «Если я разрешу тебе, то аз-Зубайру это не понравится… Приходи снова и обратись ко мне с этой просьбой в присутствии аз-Зубайра». И он пришёл позже и сказал: «О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома». Она ответила: «Да неужели нет для тебя во всей Медине дома, кроме моего?» Аз-Зубайр сказал ей: «Что с тобой, почему ты не позволяешь этому бедному человеку торговать здесь?»” И он торговал, пока не разбогател. А потом я продала ему рабыню, и когда аз-Зубайр вошёл, вырученные за неё деньги лежали у меня на коленях. Он сказал: “Подари это мне”. Она же сказала: “Поистине, я уже отдала это в качестве милостыни”» (Муслим).
Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллаh ими обоими) сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаhа ﷺ, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаhа ﷺ сама”. И я отправилась к Пророку ﷺ, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаhа и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаhа ﷺ и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы”. После этого он вошёл к Посланнику Аллаhа ﷺ и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаhа ﷺ спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаhа ﷺ спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» (Аль-Бухари; Муслим).
‘Урва ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллаh ими обоими) передаёт: «‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (племянник ‘Аиши, сын её сестры Асмы) был для ‘Аиши самым любимым человеком после Пророка ﷺ и Абу Бакра, и он относился к ней с большим почтением и уважением, чем кто бы то ни было другой, и она не удерживала у себя ничего из того, что появлялось у неё, раздавая это в качестве милостыни».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллаh) сказала: «…Я никогда не видела женщины, которая соблюдала бы религию лучше, чем Зейнаб (бинт Джахш). Я не видела более богобоязненной и правдивой женщины. Никто не поддерживал родственные связи так, как она, никто не подавал столько милостыни и не проявлял такого усердия в делах, приближающих к Всевышнему Аллаhу» [Аль-Бухари; Муслим].
Асма (да будет доволен ею Аллаh) также передаёт: «Я как-то сказала: “О Посланник Аллаhа! У меня нет имущества, если не считать того, что приносит аз-Зубайр, и я подаю милостыню…” Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Подавай, что можешь, и не завязывай сосуд свой, чтобы Аллаh не завязал его от тебя”» (Аль-Бухари; Муслим).
Ан-Навави сказал: «Это побуждение расходовать в покорности Аллаhу и запрет удерживать имущество и скупиться».
Смысл этого веления можно понять из других хадисов, которые приводятся в обоих «Сахихах» и в других сборниках. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Подавай милостыню и не подсчитывай, а иначе и Аллаh будет подсчитывать [Своё даяние] тебе».
Были среди первых мусульманок женщины, у которых не было никакого имущества, за исключением того, что приносили домой их мужья, и, тем не менее, они спешили спросить Посланника Аллаhа ﷺ о том, можно ли им подавать милостыню из имущества мужа. И Пророк ﷺ разрешил женщине подавать милостыню в подобных случаях и велел не подсчитывать расходуемое, предупредив, что в противном случае и Аллаh будет подсчитывать удел, который дарует ей.
Отсутствие возможности не означает, что человек лишается награды. До нас дошло множество сообщений о людях, которые получат свою награду сполна за дела, которых они не совершали: они не смогли осуществить своё намерение и совершить эти дела по уважительной причине, в силу каких-то обстоятельств. При этом Всевышний Аллаh знал об искренности намерений этих людей и о том, что они действительно собирались совершить это благое дело и совершили бы его, если бы им представилась такая возможность.
Посланник Аллаhа ﷺ раскрыл перед Асмой и другими женщинами дверь, через которую они могли выйти на путь подающих милостыню. А в наше время женщина стремится копить своё имущество и имущество своего мужа, чтобы потом использовать его для приобретения мирских благ и расходовать на пустые развлечения и преходящие удовольствия…
Никто не отрицает, что и сегодня можно увидеть достойных женщин, которые предпочли мир вечный удовольствиям мира этого и следуют путём искренне верующих и праведных женщин (да будет доволен Аллаh ими всеми). Однако большинство современных женщин настолько привязаны к мирским благам и пустым развлечениям, что нельзя проводить никаких параллелей между ними и теми женщинами, которым посвящена эта книга.
Пророк ﷺ обращался к женщинам с проповедью и велел им подавать милостыню, и женщины начинали бросать свои серьги и перстни, а Биляль собирал их в край своей одежды.
Пророк ﷺ не успевал закончить свою речь, а женщины уже бросали что-нибудь из своих украшений, стремясь к награде, обещанной Всевышним. А сколько современных женщин поскупились бы в подобной ситуации!
Знаете ли вы историю о замечательном поступке одной женщины из числа ансаров и её мужа?
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) передаёт, что однажды к Пророку ﷺ пришёл какой-то человек, и Пророк ﷺ послал к своим жёнам, но все они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один из ансаров откликнулся: «Я». После этого он отвёл его к своей жене и сказал: «Прими как следует гостя Посланника Аллаhа ﷺ». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаhа ﷺ, и тот сказал: «Аллаhу понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью!» А потом Аллаh ниспослал: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспели те, кто убереглись от собственной скупости» (Сура 59 «Сбор», аят 9).
Салях ибн Фатхи Халяль, из книги: «Истории из жизни сподвижниц»
muslim.kz