Одно из крупных событий десятого года – прощальный хадж. Султан обоих миров (мир ему и благословение), решив поехать в хадж, известил об этом принявшие Ислам племена. Со всех сторон собралось очень много народу, поскольку люди хотели научиться у Посланника (мир ему) предписаниям хаджа. Пророк (мир ему) выехал из Медины в понедельник, двадцать пятого числа месяца Зуль-ка᾿да.
Говорят, что Пророк (мир ему) совершил полное омовение, расчесал волосы, намаслил тело благовониями. Сняв всю одежду, он оставил только риду и изар. Выйдя из комнаты, он совершил в мечети четыре ракаата полуденного намаза. После этого он прибыл в Зуль-Халифу и совершил там послеполуденный намаз.
Пророк (мир ему) выделил до ста верблюдов для пожертвований и курбана. Каждому верблюду он сделал отметину на ухо и повесил на шею кольцо. Охранять этих верблюдов было поручено Наджи ибн Джундубу Аслами.
В этой поездке приняли участие досточтимая Фатима и матери правоверных (да будет доволен ими всеми Аллах).
Совершив в Зуль-Халифе послеполуденный намаз, Пророк (мир ему) вошел в ихрам и сел верхом на своего верблюда по кличке Кусва. Согласно преданию, в этом походе участвовали сто четырнадцать тысяч человек.
Когда Пророк (мир ему) вошел в Заповедную мечеть, он прикоснулся рукой и лицом к хаджар аль-асваду. Между Йеменским углом и Черным камнем Каабы он произнес: “Раббана атина фиддунья хасанатан ва фил ахирати хасанатан ва кына азабаннар” (О наш Господь! Дай нам благополучие в земной жизни и будущей вечной жизни и спаси нас от огня ада!).
После тавафа, он подошел к макаму Ибрахима (мир ему) и прочел аят: «Сделайте же место Ибрахима местом моления».
Там же он совершил намаз в два ракаата. В первом ракаате после суры «Фатиха» прочел суру «Кафирун», во втором ‒ в качестве дополнительной суры прочел суру «Ихлас». Снова подойдя к хаджар аль-асваду, он вновь прикоснулся к нему лицом и руками, затем вышел через дверь Сафа.
Встав лицом к холму, он прочел аят: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха». Потом он сказал: «Начнем с того холма, на который Всевышний указал первым».
Пророк (мир ему) совершил семикратное хождение между холмами Сафа и Марва. Поднявшись на холм Сафа, он произнес, глядя на Каабу: “Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарикалях. Ляхуль хукму ва ляхуль хамду йухъи ва йумиту ва хува аля кулли шейʼин кадир. Ля иляха илляллаху вахдаху анджаза вадаху ва насара абдаху ва хазамаль ахзабе вахдаху”.
То же самое он повторил еще три раза на холме Сафа и три раза на холме Марва.
После этого Пророк (мир ему и благословение) объявил: «У кого нет животных для курбана, пусть выйдет из ихрама. В день тарвия, придя в Мину, пусть снова оденет ихрам. Тот же, кто привел жертвенных животных, пусть остается в ихраме».
А еще он сказал: «Если бы я знал раньше, что мне стало известно теперь, то я не стал бы метить жертвенных животных, и так же вышел бы из ихрама, как и вы. Однако сейчас мне нельзя выйти из ихрама, пока не принесу в жертву помеченных животных».
Посланник (мир ему) оставался на этом месте с понедельника до четверга, а затем двинулся к Мине. Эту ночь они провели там. После утреннего намаза, с восходом солнца, они пошли к Арафату. В Намре остановились на привал, установили шатер и там же переночевали. На следующий день после полудня Пророк (мир ему) произнес проповедь, сидя верхом на верблюде.
Он говорил:
«Поистине, ваша жизнь, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретным является этот день в этом месяце в этом городе! Разве не отменил я все установления джахилии?
И, среди прочего, отменяются доисламские счёты кровной мести, что прежде всего касается Рабиа ибн аль-Хариса, и запрещается ростовщичество, получившее распространение во времена джахилии, и прежде всего я полностью освобождаю должников Аббаса ибн Абдул-Мутталиба от выплаты ему процентов!».
После этого он завещал женщинам быть милостивыми и милосердными. А затем сказал:
«Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете крепко держаться этого, – Книгу Аллаха. А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?»
Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас» .
И тогда Пророк (мир ему) трижды воскликнул: «О Аллах, призываю Тебя засвидетельствовать это!»
Завершив хутбу, он велел Билялу произнести азан. После совершения намаза, он пришел к месту вакфы. Обратив лицо в сторону киблы, он приступил к дуа и молился до заката солнца.
В некоторых жизнеописаниях Пророка (мир ему и благословение) говорится, что среди ученых не было единого мнения относительно того, постился Расулюллах в этот день или же нет. Но сохранились такие воспоминания: мать Абдуллаха ибн Аббаса Умм Фадл (да будет доволен ими Аллах) принесла Посланнику (мир ему) чашу молока, и он выпил это молока, стоя перед народом, показывая таким образом, что он не постится.
Повествуется, что в тот день был ниспослан третий аят суры «Трапеза»: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам».
Придя в Муздалифу, Пророк, мир ему, прочел там ясту-намаз, и вслед за этим, еще затемно, прочел и утренний намаз. Совершив вакфу, он занялся такбиром. До восхода солнца Посланник (мир ему) покинул Муздалифу. Когда наступило утро, курайшиты тоже встали и ушли.
Передают, что Пророк (мир ему) к концу дня Арафы произнес дуа за свою умму. И послышался глас: «Я простил все грехи твоей уммы, остались только грехи, затрагивающие права людей. Беззаконники должны расплатиться за страдания невинных».
Посланник (мир ему) снова обратился с мольбой: «Если пожелаешь, тем невинным воздашь в раю столько благ, которые станут платой тем невинным за их страдания, и они простят несправедливых. Так пусть же простятся грехи беззаконников».
Сколько он ни умолял, ответа не поступило. С наступлением утра он снова начал умолять. Явился Джибриль, мир ему, и сообщил, что молитва была принята. Расулюллах улыбнулся.
Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были рядом с ним. «Почему Вы улыбнулись?» — спросили они. Он ответил: «Всевышний принял мою молитву о моей умме. Шайтан узнал об этом и посыпал голову прахом. Я улыбнулся, увидев, как он взывает с воплями, стоном и криками».
Покинув Муздалифу, Посланник (мир ему и благословение) взял своим сопровождающим красивого и пригожего Фадла ибн Аббаса. Когда они вошли в Махсар, Пророк (мир ему) стал погонять своего верблюда побыстрее. Доехав до Акабы, где совершается обряд забрасывания шайтана камнями, он кинул семь камушков. После каждого броска он произносил такбир.
В тот день Пророк (мир ему) прочел хутбу в Мине, включающую в себя проповедь, прочитанную в Арафате. Он говорил о неприкосновенности жизни, имущества и человеческого достоинства, поведал о появлении Даджаля, о его внешности и отличительных чертах, приводил много наставлений.
Завершив проповедь, Пророк (мир ему) пришел к месту жертвоприношений. Всего набралось до ста жертвенных верблюдов, включая приведенных почтенным Али (да будет доволен им Аллах) из Йемена. Он зарезал своими руками шестьдесят три курбана, столько же, сколько ему было лет. После этого он побрил себе голову и раздал волосы сахабам. Каждому досталось по одному волоску.
Повествуется, что Пророк, мир ему, принес в жертву от имени женщин одну корову и двух овец. Затем выйдя их ихрама, вернулись в Мекку. Здесь Пророк, мир ему, совершил таваф и прочел полуденный намаз. Оттуда он пошел к колодцу Замзам и там объявил: «Эй, сыновья Абдул-Мутталиба! Берите воду из этого колодца. Я тоже брал бы воду вместе с вами, если бы не знал, что народ соберется толпой вокруг нас».
Посланнику, мир ему, принесли одно ведро воды замзам, и он немного попил. Исполнив все предписания хаджа, он прожил там еще несколько дней. После этого отправились на обратный путь и заночевали в Гадир Хуме. Совершив полуденный намаз, Пророк (мир ему и благословение) обратился к сахабам:
«Разве я не дороже муʼминам их собственных жизней!? Меня как будто зовут в мир вечности. Я опережу вас у источника Каусар и спрошу у вас о двух великих ценностях, которые оставляю вам, и когда вы встретитесь со мной в будущей жизни, я увижу, как вы обращались с ними после меня.
Первая драгоценность – Книга Аллаха, Священный Коран. Один конец её у Аллаха, а другой – у вас. Держитесь же её, чтобы не сбиться с прямого пути. Другая же драгоценность – это моё семейство (ахли-бейт) и мои потомки.
Всемилостивый, Милосердный сообщил мне, что одна из них никогда не отделится от другой, пока они не присоединятся ко мне возле райского источника Каусар. Не забегайте вперёд их, ибо тогда вы погибнете, и не отставайте от них, ибо и это приведёт вас к гибели».
Затем он добавил: «Всевышний Аллах ‒ мой Мауля, я же ‒ мауля для всех му᾿минов ‒ мужчин и женщин».
Потом он взял хазрати Али за руку и произнес: «Те, кто любит меня, любят Али. Йа Рабби! Полюби тех, кто любит Али, и враждуй с теми, кто враждует с Али. Кто хочет навредить ему, тому Ты нанеси урон. Кто поможет ему, тому Ты помоги». Многие сахабы и даже матери муʼминов приходили к достопочтенному Али и поздравляли его.
Достопочтенный Умар сказал ему: «Эй, Али, для тебя наступило такое утро, когда ты для меня и для всех му᾿минов стал маулей». Говорят, что после хаджа Пророк (мир ему и благословение) с остановками доехал до Зуль-Халифы, там переночевал, а утром доехал до Медины.
Из книги «Истории пророков»
islam-today.ru