В 10-й год по Хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) в сопровождении 14 тысяч мусульман покинул Медину, чтобы отправиться в Хадж в Мекку. В тот год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) исполнил все ритуалы Хаджа. Это стало частью его Сунны. Информация о последнем Хадже достоверно передана нам с того времени. До сегодняшнего дня мусульмане следуют правилам Хаджа, установленным Пророком в 10-й год Хиджры: он облачился в одеяние паломника (ихрам), семь раз совершил обход вокруг Каабы и выполнил «сай» (бег между Сафой и Марвой 7 раз).
«Сай» выполняется в память о Хаджарь (матери Исмаила — мир ему). Согласно традиции, она несколько раз пробежала между двумя вершинами в поисках воды для своего младенца. И, по воле Аллаха, забил источник Зам-Зам, утоливший их жажду.
На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Пророк Ислама (да благословит его Аллах и приветствует!) пригласил всех мусульман, которые прибыли в Мекку для совершения Хаджа, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Увидев столь великое скопление мусульман, он понял, что его голос не будет услышан всеми собравшимися. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) назначил нескольких человек с громкими голосами, которые, стоя в разных местах, повторяли слова его проповеди, чтобы все мусульмане могли их слышать.
Эта проповедь получила название Хутбат-уль-Вида или, в переводе с арабского, «прощальная проповедь». Среди тех, кто повторял слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) были Биляль (да будет доволен им Аллах!) и Рабия бин Умайя. Оба они имели очень громкие и ясные голоса.
Прежде, чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) начал свою проповедь, он спросил людей: «Знаете ли вы, какой сейчас месяц»? И они ответили: «Сейчас месяц Зуль-Хиджа, один из священных месяцев». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил еще: «Известно ли вам, что за земля, на которой вы стоите?» «Это священная земля Арафат, о Посланник Аллаха!» — ответили они единодушно.
После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произнес свою речь.
Он начал с имени Аллаха и после восхваления Всевышнего и слов шахады, сказал: «Всю хвалу воздаем Аллаху! Мы славим Его, взыскуем Его помощи и прощения и обращаемся к Нему [во всех делах]. Мы ищем защиты Аллаха от собственного зла и от дурных последствий наших дел. И никто не сведет с пути того, кого Аллах наставляет на Путь истинный. И никто не наставит того на Путь истинный, кого Аллах сведет с него. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, не имеющего сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) — Его раб и Посланник. Я призываю вас, о, рабы Всевышнего, убояться Аллаха. Я призываю вас подчиниться Его Воле, и я открываю свою речь тем, что благо для вас.
О, люди! Внимайте моим словам, ибо не знаю, буду ли среди вас здесь снова после этого года.
О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех лор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки. Не передал ли я вам это послание? Да будет Аллах моим Свидетелем! Тот, на кого возложена надежда, должен оправдать ее перед человеком, положившимся на вас. И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.
О люди! Внимайте же моим словам и вникните в их суть! Знайте, что мусульманин мусульманину -брат, и вместе они образуют братство- Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.
О Аллах! Не передал ли я этого послания? И еще говорю я вам, все язычество и заблуждения — под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии. Первое требование крови, которое я отменил — это требование крови Ибн Рабия Харита, который воспитывался в племени Саад и которого убил Хузайл. Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости — и несправедливость минует вас. Аллах запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю процент, который должен получить мой дядя Аббас бин Абдул Муталиб (да будет им доволен Аллах!). Воистину, отменяю полностью.
О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха!
Истинно говорю вам — у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, — есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам — одевайте и кормите их по возможности. Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму.
О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.
О люди, воистину Аллах повелел каждому человеку долю наследства. Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями. А тот, кто утверждает, что род его идет от кого-либо иного, кроме его родителей — на том лежит проклятие Аллаха и ангелов и людей.
И не примет от него Аллах ни покаяния, ни благих дел.
О люди! Воистину, сатана не смог заставить вас поклоняться ему на этой земле, однако же может случиться и так, что вы станете подчиняться ему в другом, не поклоняясь. Он будет доволен, если совратит вас в малом. Так храните же от него вашу веру. Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути. И если будете вы спрошены обо мне, что скажете вы?» И ответили они: «Мы свидетельствуем, что ты передал нам послание и выполнил свою миссию».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к собранию людей вновь, и было это в пятницу, в месяц Зуль-Хиджа, в 10-й год по Хиджре. Повторив опять важные моменты предыдущей проповеди, он пролил свет на некоторые другие вопросы.
И вновь, как обычно, он начал речь с восхваления Аллаха и выражения благодарности Ему.
«О люди! Перенос запретных месяцев на другое время усиливает безверие. Этим поступком неверных подталкивают к совершению недоброго. Ибо они провозглашают законным число месяцев, которое Аллах сделал незаконным в один год, и запрещают это в другой год — этим они нарушают то, что Аллах объявил нерушимым. И они объявляют нерушимым то, что Аллах объявил преходящим. Воистину, время течет известным образом с того самого дня, когда были сотворены Небеса и Земля. Число месяцев для Аллаха -двенадцать — четыре из которых священны. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб, который находится между месяцами Джумад аль-ахира и Шаабан.
О люди! Известно ли вам, какой сегодня день, на какой земле вы стоите и какой сегодня месяц? И отвечали на это люди:
«Это День жертвоприношения — на Священной Земле — в Священный Месяц». И на каждый ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) восклицал: Я молюсь за то, чтобы ваши жизни и ваше имущество, и ваша честь были бы столь же священны друг для друга, как этот Священный день в этот Священный месяц в этом Священном городе. И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, — тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха — и не вам исправлять их пути. И вот, внимайте мне. Поклоняйтесь Господу! Возносите молитву пять раз в день, соблюдайте пост в месяц Рамадан, совершайте паломничество к Священной Каабе, спешите выплачивать закят с вашего имущества и следуйте тому, к чему я призываю вас, и только тогда попадете вы на небеса.
И пусть те, кто стоят здесь сегодня, передадут все, что слышали, тому, кого здесь нет. И, может, многие из тех, кому будет передано это послание, станут соблюдать его с большим старанием, чем те, кто слушали здесь сегодня».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) продолжил речь свою перед паломниками на другой день. Тогда он сказал:
«О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего — перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.
Передайте же слово это, о вы, стоящие близко, — тем, кто стоит далеко. Я передал вам послание Аллаха. И затем, посмотрев в небеса, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Господи! Я передал послание и выполнил миссию».»Истинно так!», — воскликнули люди, собравшиеся вокруг него. «Господи! Я молю Тебя, будь свидетелем этого». И этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) завершил свое обращение. В конце же своей проповеди он сказал: «Ассаляму алейкум! Мир вам!».
Эта проповедь оставила глубокий след в сердцах людей, слушавших Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Передают, что в тот день сто сорок тысяч мусульман собрались у Джабаль аль-Рахмана и слушали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И когда он обращался к ним — они повторяли его слова.
И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вопрошал их, выполнил ли он полностью свою миссию, — они отвечали хором. И когда сто сорок тысяч мусульман отвечали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) единым голосом, казалось, что содрогались горы пустыни. Люди, слушавшие прощальную проповедь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), не могли забыть ее до последнего дня своей жизни, как будто впитали ее всем своим существом. И даже сегодня, когда читаешь эту проповедь, она не оставляет равнодушным никого. Некоторые называют ее манифестом прав человека в Исламе. Эту проповедь называют также Хадж аль Билаг, поскольку в дополнение к наставлениям Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил «балагат», т.е. спрашивал людей о том, исполнил ли он свою обязанность до конца.
madrasah2.ru