Хасан и Хусайн очень любили играть вместе со своим дедушкой, и дедушка тоже любил играть с ними. Пророк-дедушка (салляллаху аляйхи ва саллям) развлекал своих внуков самыми разными способами.
Однажды внуки вместе с дедушкой принялись играть в игру «Конь и наездники». В это время пришел Умар (да будет доволен им Аллаh) и в изумлении воззрился на зрелище, представшее его глазам! Подчеркивая великолепие их друга по играм, он так выразил детям свое удивление: Какое замечательное у вас средство передвижения!
Мораль этой истории.
В большинстве случаев гордыня становится преградой между нами и нашими детьми. За словами: «У меня нет времени», которыми мы отказываемся от игр с нашими детьми, стоит наше нежелание заниматься вроде бы несерьезными делами. Это особенно относится к отцам. Большинство из нас не может понять, насколько велико положительное влияние на детей тех игр, в которые с ними играют их отцы.
Из-за того, что когда наши дети были маленькими, мы несмогли установить с ними искренних и близких отношений, у нас возникают с ними конфликты, когда они вырастают.
Однако мы виним в этом детей и жалуемся, что они мало общаются с нами.
Между тем сильнейший отпечаток, который наложило на маленького ребенка отсутствие общения с родителями, проявится только тогда, когда он вырастет… Поэтому наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не пренебрегал играми с детьми и советовал: «Пусть тот, у кого есть ребенок, резвится вместе с ним».
«НЕ ОБИЖАЙ МОЕГО РЕБЕНКА!»
Умм Фадл была женой ‘Аббаса, дяди нашего Пророка (cалляллаху аляйхи ва саллям). Ей приснился сон, который очень ее впечатлил, и она сразу же рассказала о нем Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям):
— О Посланник Аллаха! Я увидела во сне, что кусочек твоего благословенного тела пришел в мой дом.
Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) так истолковал сон Умм Фадл:
— Если у Фатимы появится сын, ты будешь кормить его грудью и приглядывать за ним.
Вскоре родился святой Хусайн.
Умм Фадл начала кормить его молоком. Иногда она оставляла его у себя.
Это был один из таких дней…
Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пришел навестить Умм Фадл и захотел взять внука на руки. Умм Фадл дала малыша Пророку. Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) приласкал его. В это время ребенок описался и промочил одежду Пророка. Умм Фадл сразу забрала ребенка и сказала ему разгневанным голосом:
— Посмотри, ты испачкал одежду Пророка!
Наш Пророк (салляллах аляйхи ва саллям), улыбаясь, сказал ей:
— Не обижай моего ребенка!
В другом варианте предания говорится, что Умм Фадл шлепнула ребенка по плечу, и наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не одобрил этого поведения, сказав женщине: «Пусть даст ему Аллах благополучия, ты причинила вред моему ребенку!»
Даже кажущийся нам несущественным или естественным поступок (гнев, окрик, шлепок) обижает ранимое сердце ребенка. Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), знавший об этой детской чувствительности, не хотел, чтобы его внука обижали.
Потому что если в нашем мире этот поступок был мал, в мире ребенка он велик. Очень велик. Строгие лица и разгневанные голоса любящих разрушают хрупкие детские чувства. Поступки, которые не обижают нас, обижают их.
Очень сильно обижают… Чтобы дети, когда вырастут, не обижали других, необходимо научить их не обижать…
Если внуки Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) в младенчестве мочились на него, он давал ребенку покой до того момента, когда он закончит. Он настаивал, чтобы до этого момента ребенка не трогали, не выбирали и не волновали.
Согласно тому, что сообщила Умм Салама, однажды один из внуков Пророка взобрался на его живот и описался. Желающим забрать ребенка Пророк велел: «Не прерывайте моего внука, не вносите спешки».
В другой же раз маленький Хасан взобрался на грудь Пророка. Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спал. Малыш описался.
Когда Анас подбежал, чтобы забрать ребенка, наш Пророк проснулся и сказал ему: «О, Анас! Оставь моего ребенка, плод моего сердца».
Во всех этих часто происходивших случаях Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выступал против тех, кто хотел вмешаться. В другой раз Пророк повелел Абу Лайла ибн Абд ар-Рахману, желающему забрать внука Пророка, мочившегося на его живот: «Оставь моего внука! Не пугай его до того момента, когда он закончит мочиться».
ПРОРОК, ПЛАЧУЩИЙ ВМЕСТЕ С МАЛЕНЬКОЙ ДЕВОЧКОЙ
Зайд ибн Хариса, воспитанник нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), стал шахидом в битве при Муте. Когда новость о смерти Зайда достигла Медины, Пророк пришел в его дом. Зрелище, представшее его глазам, было печальным… Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) очень расчувствовался.
Маленькая дочка Зайда заливалась слезами. Как только девочка увидела Пророка, она тут же бросилась к нему и, обхватив его колени, начала плакать еще горше. Пророк взял девочку на руки. Слезы сострадания полились из его глаз, а плач стал громче и перешел в рыдания. Окружающие в удивлении спросили Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):
— О, Посланник Аллаха, что такое?
Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил им:
-Это любящий оплакивает любимого.
Мораль этой истории.
Отцы всегда учат сыновей:
«Мужчины не плачут». Мы показываем детям, что плакать стыдно, и ребенок никогда не видит, как плачет его отец.
Отцы льют слезы тайком от детей, чтобы научить их никогда не плакать.
А потом мы удивляемся, не видя проявлений нежности и сострадания у наших детей. Интересно, чему мы удивляемся?
Мы не думаем, что сами научили ребенка, когда он был маленьким, скрывать свои чувства и быть жестокосердным.
Это мы научили его в случаях, когда необходимы сострадание и жалость, подавлять свои чувства, выглядеть спокойным и не плакать. Мы мгновенно забываем, что наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) плакал навзрыд вместе с маленькой девочкой…
ВОСПИТАНИЕ ВЗГЛЯДОМ
Начался сезон сбора фиников. Финики, преподнесенные в качестве пожертвований (садака или закат), лежали рядом с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям).
Маленькие внуки Пророка, Хасан и Хусайн, играли рядом с собранными финиками. Во время игры Хасан взял один из фиников и почти что положил его в рот, когда его взгляд встретился со взглядом возлюбленного дедушки. Он сразу выпустил финик из рук.
Дедушка только смотрел на своего внука, но этот взгляд
отличался от обычного его взгляда. Ребенок, разгадав значение этого взгляда и осознав, что он едва не совершил поступок, который нельзя было coвершать, выпустил финик из рук. Вот несравненный пример воспитания взглядом!
Мораль этой истории.
Воспитание взглядом гораздо более действенно, чем воспитание словом. Чтобы успешно воспитывать взглядом, необходимо всегда смотреть на ребенка с любовью, чтобы ребенок смог сразу уловить выражение упрека или неодобрения.
Ребенка нельзя воспитать взглядом, если на него всегда смотрят недоброжелательно или он привык к упрекам и крикам. Сама личность такого ребенка повреждена, ведь с ней грубо обращались, и поэтому с трудом откликается на правильное воспитание. Для ребенка, личность которого уважаема взрослыми, воспитание взглядом окажется достаточным.
Наше неправильное поведение блокирует здоровые инстинкты ребенка. Ребенок, на которого злятся, непроизвольно защищается от гнева и сопротивляется воспитанию. Естественное понимание происходящего также блокируется при неподходящем методе воспитания. Даже правильные методы воспитания уже становятся неактуальными для подобной забитой личности.
Правильное воспитание — это моменты проявления в нас отблесков качеств Аллаха. Как только метод воспитания не соответствует Божественным качествам Аллах, личность ребенка закрывается перед ним.
Из-за того, что наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) всегда любовно обращался со своим внуком, ребенок понял намек и смог им воспользоваться. Ребенок при первом непривычном для себя взгляде осознал ошибку и мгновенно взял свое поведение под контроль. Возлюбленный дедушка сразу же объяснил ребенку смысл своего взгляда: «Разве ты не знаешь, что люди из семьи Мухаммада не едят милостыню?»