Эта история произошла с одним из сахабов, Рафи бин Амром, когда тот был совсем маленьким. Однажды в Медине он зашел в финиковый сад и стал бросать камни, чтобы сбить плоды с деревьев. За этим неблаговидным поступком ребенка застал владелец сада и отвел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Разозленный хозяин хотел, чтобы тот наказал сорванца. Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) выслушал их и спросил:
— Дитя мое, почему ты закидывал сад камнями?
— Я был голоден и бросал камни, чтобы сбить финики, а затем их съесть.
— Никогда так больше не поступай и в следующий раз кушай те плоды, которые уже упали на землю.
Затем он погладил Рафи по голове и обратился ко Всевышнему с молитвой:
«О, мой Аллах, насыть этого ребенка!» (Тирмизи, «Буйю», 54; Ибн Маджа, «Тиджарат», 67).
Этот хадис содержит пять основных принципов воспитания детей:
Обращение к ребенку с любовью и заботой
Эти чувства являются основой воспитания и дополняют друг друга. Воспитание должно проходить в атмосфере любви, так как она нужна детям гораздо больше, чем взрослым. Ребенок привязывается, прислушивается к мнению и старается подражать тому, кто относится к нему с симпатией. Любовь взрослого является источником развития подобного чувства в нем самом, поэтому основная цель воспитания – это научить детей любить.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обладал любящим сердцем, и его тепла хватало всем людям. Особую заботу он проявлял по отношению к детям. На примере истории Рафи, когда многие взрослые готовы наказать ребенка, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отнесся к мальчику с пониманием и не стал на него сердиться. Более того, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) по-отцовски обратился к нему «дитя мое», погладил по голове и прочитал за него дуа.
Безусловно, наказание тоже имеет огромное значение для воспитания. Однако для этого нужно правильно выбрать место и время, чтобы скорректировать поведение ребенка и указать на его оплошность. Необходимо с пониманием и любовью отнестись к маленькому человеку, простить и постараться смягчить ситуацию. Потому что дети в большинстве своем могут даже не заметить и не осознать, что они сделали что-то плохое. Если в подобной ситуации рассердиться и наказать вместо того, чтобы понять и дать наставление, это лишь ранит. Только любовь и понимание научит ребенка и поможет не допустить ошибок впредь.
Умение понимать детей и входить в их мир
У детей иное восприятие окружающей действительности, иные чувства, физиологически их мозг еще не готов видеть этот мир в единстве. Родители должны учитывать эти особенности, постоянно объяснять ребенку новое и отвечать на его вопросы. И самое главное — внимательно слушать их. В истории с Рафи бин Амром Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего ему не сказал, а спросил о причине его поступка и получил из уст ребенка объяснение. Мальчик признался, что кидал камни только потому, что хотел кушать. Так становится понятным, что голодный малыш действовал сообразно со своими потребностями, но при этом он может не осознавать, что он поступил неправильно.
Поэтому всегда важно знать намерения ребенка и его мысли. Что бы тот ни сделал, прежде всего необходимо его выслушать, то есть войти в мир его восприятия и понять мотивы его поступков. Но ошибка взрослых заключается в том, что они подходят к детям как к равным, и уровень их ожиданий столь же высок. Спонтанная реакция родителей на провинность ребенка – рассерженность и желание быстро наказать. О том, что необходимо выслушать его, и вовсе забывается. При воспитании нужно учесть,если взрослый не понял мир ребенка, то малыш тем более не способен сразу осознать, почему на него сердятся и будет думать, что его не любят. Поэтому еще раз подчеркнем, прежде чем обвинять и наказывать, необходимо выслушать.
Нужно показать альтернативу
Нет сомнения в том, что ребенку надо объяснить, почему его поступок был неправильным. Реагировать молчанием или запретами на проступки детей неверно. Этим родители органичивают до минимума мир своего ребенка. Взрослым нужно обязательно знать, что одновременно с запретом они должны показать детям альтернативу. Без этого ребенок так и будет продолжать совершать ошибки.
Познавательные потребности детей нужно удовлетворить, показав разрешенные варианты в зависимости от возраста. Если запретами закрывать им доступ к миру вещей, то это отрицательно скажется на их развитии. Например, ребенку говорят не рисовать на стене, а предлагают для этого бумагу, или посмотреть один фильм вместо другого. Можно не разрешать бегать в маленькой комнате, а предложить играть в просторном коридоре.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выслушал Рафи бин Амра, указал ему на ошибку, но тут же представил альтернативу: не закидывать дерево камнями, а кушать уже опавшие финики. Запрет не может накормить голодного ребенка, поэтому Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал лучший вариант насытиться.
Молиться за него
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) помолился за Рафи и тем самым сформировал в его душе понимание, что необходимо все просить только у Создателя. Знание об этом должно прочно закрепиться в сердце ребенка: заручиться поддержкой Всевышнего, чтобы задуманное получилось. Когда человек сделает все возможное для достижения результата, он обращается к Господу о помощи. Родители должны просить Всевышнего, чтобы он позволил им воспитать своего ребенка самым лучшим образом, чтобы их слова имели влияние на юную душу. Очень важно, чтобы матери и отцы молились за своих детей, потому что такое дуа считается принятым.
Физическое прикосновение
Прикосновение с намерением поддержать ребенок воспринимает как вознаграждение со стороны взрослого. Можно погладить по голове, по щекам, провести рукой по спине, поднять на плечи, поцеловать, взять его ладошки в свои. Так ребенок чувствует любовь и душевную теплоту и одновременно с этим ощущает себя в безопасности. Тот взрослый является его защитником и покровителем, а ребенок понимает, что он не одинок в этом мире. Тактильный контакт отражает все чувства и сильно влияет на развитие детей.
Исследования подтверждают: малыши, которых много ласкают, вырастают эмоционально и психологически более здоровыми. Ведь прикосновение словно говорит маленькому человеку: «Ты для меня очень важен, я рядом и не оставлю тебя». Ни одна произнесенная речь по силе воздействия не сравнится с прикосновением. Если отец, или мать, или учитель погладят с любовью ребенка, то это повлияет на него больше многих часов наставлений.
Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) погладил голову Рафи, и в этом действии заключено многое. Потому что ребенок был пойман при совершении неблаговидного поступка и догадывается об этом, и напряжен в страхе перед наказанием. Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) гладит его по голове и произносит слова утешения «не бойся, я рядом с тобой и буду тебя защищать», мальчик чувствует, что его любят. Ребенок перестает бояться и чувствует себя уверенне, поэтому наставления оказываются гораздо более эффективны. Подобное поведение взрослого важно и с той точки зрения, что оно может стать препятствием к другим провинностям. Потому что малыш, к которому отнеслись с любовью и пониманием, не сможет ответить подобным человеку, который выказал ему такое доверие. Такой взрослый станет для него особенным, и он будет стараться не расстраивать его.
Многие психологи при указании на оплошности ребенка и для исправления его ошибок советуют делать следующее:
1) выяснить причину произошедшего;
2) обязательно озвучить не только ошибку, оставляя ребенка с проблемой, но и сказать, как нужно действовать правильно;
3) телесный контакт (объятие и поглаживание) для успокоения, закрепления доверия;
Этими же принципами руководствовался Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), наставляя Рафи. Он выяснил, почему мальчик ведет себя подобным образом, предложил альтернативу и самое важное — прикоснулся и помолился за него! Какой ребенок не усвоит такой урок?
Сама молитва также направлена на то, чтоб помочь Рафи справиться с его проблемой: не «сделай его послушным», не «пусть мальчик не кидает камни» — коротко, ясно, по сути — «насыть его». Ведь ребенок хотел кушать и срывал финики, чтоб утолить голод.
quran-sunna.ru