Очень важно, что именно окружает ребенка в первые дни его жизни в этом мире. Это отражается на его физическом и духовном облике, подобно тем прививкам, которые делают младенцам в положенные дни и месяцы. В воспитании ребенка также существуют такие «прививки».
Одна из них, которой наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) придавал особое значение, — это вознесение молитвы за ребенка. Очень важно встретить малыша в начале жизни молитвами, молиться Аллаhу, пославшему его, и просить добра для обеих жизней ребенка… Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), кладя руку на голову новорожденного, молился за него. Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Он подолгу молился за детей».
Сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) стремились устраивать пиршества в честь новорожденных, потому что во время таких празднеств проводились совместные молитвы. Первая молитва, которая должна была положить начало остальным, совершаемым в течение жизни ребенка, проводилась в момент совершения обряда тахник.
Если наше нерадение о здоровье ребенка ведет к различным болезням, то нерадивое выполнение тех предписаний, о которых мы узнали от Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), приводит к еще более серьезным проблемам в жизни ребенка. Впервые мы встречаемся с этими проблемами в острой форме, когда дети вступают в так называемый переходный возраст. И в этот период то, что мы упустили или забыли сделать, пока дети были еще маленькими, заставляет нас испытывать чувство безысходности и задавать себе мучительный вопрос: «Что же делать?»
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Невозможно не усмотреть во Вселенной и в нашей жизни отражение различных математических закономерностей. Подобно тому, как каждая клетка человеческого тела содержит только 46 хромосом и мы не можем превысить этого числа, получив сорок седьмую…
Хотя наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и сообщил нам о ложности суеверия, связанного с определенными числами и днями, он желал, чтобы целый ряд важных для ребенка событий совершался в определенные дни. Первым таким днем он считал седьмой день от дня появления ребенка в этом мире.
Знаменательно то, насколько часто встречается число «семь» в ом и сании процесса создания Вселенной. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) советовал совершать над ребенком семь действий на седьмой день его жизни:
• Дать ему имя.
• Провести обряд обрезания.
• Освободить ребенка от мучений (очищение от нечистоты, которую он получил в момент рождения).
• Если это девочка, следует проколоть ей уши.
• Заколоть жертвенное животное.
• Побрить ребенку голову.
• Раздать милостыню золотом и серебром по весу остриженных полос.
Еще один важный день в жизни ребенка — день, когда необходимо приступить к его воспитанию. Это четвертый день четвертого месяца четвертого года жизни ребенка.
Этот день для ребенка является днем воспитания, возможно, даже разгадки его умственного шифра. В этот день следует дать ребенку урок в качестве первой ступени обучения, совершенно необходимо научить его чему-нибудь.
Возможно то, что совершается в дни, отмеченные этими числами, имеет целью установление равновесия в численном измерении между нашим моральным и материальным состояниями…
СОВЕРШЕНИЕ НАД РЕБЕНКОМ ОБРЯДА НАТИРАНИЯ НЕБА (ТАХНИК)
И вот мусульмане, во главе с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), переселились в Медину.
Иудеи Медины измышляли различные способы, пытаясь испортить нравственность мусульман. Они даже использовали колдовство, так как хотели, чтобы у мусульман совсем не рождалось детей. Однако, спустя короткое время, у дочери Абу Бакра (радыйаллаху анх) Асмы родился сын Абд Аллаh,. Все усилия иудеев пропали впустую.
Рождение маленького Абд Аллаhа принесло мусульманам огромную радость. Едва получив новость о рождении мальчика, они стали читать молитву о величии Аллаhа. Этот маленький внук святого Абу Бакра (радыйаллаху анх) принес счастье всем…
В ночь рождения ребенка наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Айше (радыйаллаху анха):
— Я вижу в доме Зубайра зажженный светильник. О Айша! Думаю, Асма рожает. Смотрите, не давайте без меня имени ребенку! Я сам нареку его.
Все случилось так, как предполагал наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), — в ту ночь Асма родила. Ребенка сразу же принесли к Посланнику Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям). Посланник Аллаhа взял финик, разжевал его, а затем помазал кашицей нёбо ребенка. Итак, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил обряд тахник, а затем нарек ребенка Абд Аллаhом.
Натирание нёба ребенка фиником — обряд, который проводился еще до того, как ребенку давали молоко. Финик разжевывали, а затем кашицей натирали нёбо ребенка. Таким образом, первым попавшим в желудок ребенка веществом становился сок финика.
О ЧЕМ ОН СПРАШИВАЛ?
Когда мы узнаем о рождении ребенка, какие вопросы мы задаем? «Мальчик или девочка?», «Сколько килограммов весит малыш?», «На кого похож ребенок?»
Интересно, а о чем спрашивал наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), когда слышал о рождении ребенка? Чем именно он интересовался?
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), получив новость о рождении ребенка, никогда не задавал тех вопросов, которые обычно задаем мы. Он не встречал младенца, только что пришедшего в этот мир, вопросами о материальном.
Как рассказывала Айша (радыйаллаху анха), наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), когда ему приносили весть о рождении ребенка, задавал вопрос, совершенно не похожий на задаваемые нами: «Его природа цельная?»
Этот вопрос всегда остается за рамками нашего интереса, ведь мы считаем, что иначе и быть не может. Мы полагаем, что природа ребенка всегда цельная, и это совершенно естественно. А между тем, самое важное — чтобы Аллах, посылающий ребенка в наш мир, отправил его цельным, без изъянов в органах и частях тела…
Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), получив ответ: «Цельная!», изливал благодарность Пославшему ребенка за то, что он послал его без недостатка: «Слава Создателю миров!»
Когда мы смотрим на новорожденного, в большинстве случаев нам в нашей слепоте и в голову не приходит воздать благодарность Тому, кто послал его совершенным… Возможно также, что именно из-за этой забытой нами благодарности мы не получаем благодарности от наших детей. Наша покорность, не достигающая истинной полноты, проявляется и в неправильном воспитании наших детей.