Как яркая реальность и неотъемлемая часть жизни отдельных людей и общества в целом, многоженство представляет собой своеобразный образ жизни, культуру мусульманских народов, служит сохранению народов и национальностей. Как видим, этот институт основан на множестве причин и своими корнями уходит в древнюю историю народов.
Результаты многочисленных исследований показывают, что данное социальное явление присуще многим народам, населяющим нашу планету и исповедующим самые различные религии и верования. Например, многоженство разрешено религиозными законами Брахманизма и положениями Заратустры. В то же время хотелось бы отметить, что иудейские и христианские законы также не запрещают многоженство. Всем известно, что в Библии четко и в ясной форме сообщается о том, что Ибрахим (Авраам), Якуб (Яков), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и многие другие пророки (мир им) имели по несколько жен. Однако в последующие времена некоторые недобросовестные религиозные служители, неправильно толкуя религиозные тексты, запретили многоженство, что стало причиной нарушения социального равновесия в обществе. В наши дни можно встретить многих людей, которые сурово осуждают законы Ислама, разрешающие создание семьи с несколькими женщинами одновременно.
И эти «культурные люди» даже не замечают, что они пребывают в глубоком заблуждении и отрицают очевидное из лишнего упрямства. Часто индивиды, на людях кричащие об аморальном характере многоженства, имеют всего лишь одну законную супругу, но практически сами часто вступают во внебрачные связи, имеют по несколько любовниц. А незаконные связи, как известно, наносят огромный вред как отдельному человеку, так и обществу в целом. В обществе начинают аспространяться множественные заболевания, причиной которых являются случайные связи. Но еще большую опасность таит в себе разрушение нравственных устоев и законов, сохраняющих нормальное, человеческое общество.
Законы Ислама, с одной стороны, позволяют полигамный брака, а с другой стороны, поощряют брак с одной женщиной. Что касается полигамного брака, то для этого существуют определенные условия. А также введено ограничение, запрещено иметь более четыреx супруг.
В Коране Всемогущий Аллах повелевает: (смысл)
«А если есть в вас страх, что справедливости вы к ним (сиротам-девушкам) не соблюдете, возьмите в жены тех, которые любимы вами, (будь то одна, иль) две, иль три, или четыре. Но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну иль ту, которою владеют ваши правы руки. Сие есть ближний путь, чтобы от справедливости не уклониться». «Ниса», 4/3.
После ниспослания данного аята Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал всем своим сподвижникам, имеющим много жен, выбрать четырех, а остальным предоставить свободу. (Тирмизи,Никах, 33; Ибн Маджа, Никах, 40)
Вопрос о многоженстве в Коране затронут по той причине, что здесь речь идет о призыве мусульман спешить на помощь людям, о том, чтобы они были готовы к самопожертвованию в решении социально-общественных проблем. Порой многоженство — это необходимость, требование сложившейся ситуации, одно из действенных средств для решения проблемы.
В результате ряда причин, одной из которых являются военные действия, значительно уменьшается число мужчин, многие женщины остаются вдовами, а дети сиротами. Под влиянием различных обстоятельств это может происходить в каждом государстве и обществе. Правительственными мерами невозможно решить данную проблему, вследствие чего для сохранения общественного благосостояния и порядка многоженство становится одной из важных обязанностей мужчин.
Последние научные исследования свидетельствуют о том, что девочек рождается гораздо больше, чем мальчиков. Это происходит согласно Божественному определению, ибо для продолжения человеческого рода женщинам отводится очень важная роль. Поэтому, если принять во внимание все вышесказанное, вполне естественно, что религия Ислам, представившая человечеству такую мировоззренческую систему, принципы и правила которой останутся актуальными до конца Света, разрешила многоженство.
Это есть проявление всеохватности и всеобъемлющего характера Ислама.
С другой стороны, не стоит забывать, что многоженство вовсе не является предписанием для каждого верующего. Отнюдь, в некоторых случаях это носит позволительный характер. Например, чтобы женщина не попала в затруднительное положение, поощряется многоженство во время военных действий, болезни, инвалидности, расставания на длительный срок. Иногда бывает, что по некоторым причинам женщина не может забеременеть и родить ребенка. Поэтому чем развестись с ней и оставить ее в одиночестве, предпочтительнее взять вторую жену. Если же таких причи ннесколько, то можно заключить еще несколько браков, однако количество жен строго ограничено четырьмя. Таким образом, морально-психологический ущерб, наносимый женщине в результате подобных ситуаций, сводится к минимуму.
Брак заключается для продолжения рода человеческого, для построения здорового во всех отношениях общества, для сохранения нравственности, для достижения близости к Аллаху и увеличения количества мусульман. При необходимости все это можно осуществить лишь путем заключения нескольких браков.
Если тщательно подумать, то сразу становится понятным, что многоженство позволяется законами Ислама не просто так. Ибо положения исламской религии носят вселенский характер, поэтому внимательно рассматривается каждая сторона человеческой жизни и общества. Ислам — это религия не только сильных и крепких людей. Это в то же время религия слабых и старых. Это религия, которая нужна человеку не только в минуты радости и счастья, но и в трудные моменты. Это религия не только мужчин, но и женщин, которые больше всего нуждаются в покровительстве и защите своих прав.
Это такая религия, которая не может остаться в стороне в тот момент, когда разрушается семья, когда дети попадают в тяжелое положение. Это единственная мировая религия, законы которой охватывают не только общество в целом, но и индивидуального человека.
Для тех, кто намеревается в силу каких-либо обстоятельств заключить несколько браков, законы Ислама требуют следующего:
1.Быть справедливым ко всем супругам.
2.Обладать необходимыми материальными средствами.
Что касается справедливого отношения ко всем супругам, то Аллаx в Коране повелевает: (смысл)
«Вы никогда ко всем из ваших жен не сможете быть равно справедливы, если б вы даже (пламенно) того желали. И все ж ни от одной из них вы не должны всецело уклоняться, чтобы она в неясности не оставалась. И если вы договоритесь мирно меж собой, при этом благочестье проявляя, то снисходителен Аллах и милосерд (к вам будет)!» «Ниса», 4/129.
Как видим, в аяте подчеркивается, что при всем желании невозможно одинаково относиться к супругам. Здесь имеется в виду чувство любви. Действительно, каждый человек испытывает значительные трудности в контролировании своих чувств, ибо у сердца нет воли. Однако, что касается справедливости в материальном отношении, то здесь обязательно соблюдение религиозных предписаний. Акцентируя внимание мусульман на этом, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
Если у мужчины две жены, и он не будет справедливым между ними, то в Судный День он будет оживлен таким образом, что одна его сторона будет парализованной». (Ибн Маджа, Никах, 47)
Но, принимая во внимание многочисленные трудности, которые возникают при заключении одновременно нескольких браков, без сильной на то надобности и без серьезных причин многоженство особенно не приветствуется. Очень тяжело соблюдать справедливость между супругами.
Не стоит забывать о чувстве ревности, столь часто присущем многим женщинам, что в свою очередь порождает многочисленные проблемы. Все это говорит о том, что брак с одной женщиной более предпочтителен, чем с несколькими одновременно. Чтобы избежать возникающих при многоженстве проблем, в вышеприведенном аяте Корана Господь советует довольствоваться одним браком. Как сообщается в некоторых книгах, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял слово у своих зятьев, Али и Абуль Аса, что они не станут заключать другие браки.
(Бухари, Асхабун Наби, 16; Муслим, Фадаилус Сахаба, 96)
Это свидетельствует о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда был приверженцем одного брака. Сам он лично до! пятидесяти лет был женат на одной только женщине. Однако в силу некоторых причин и сложившихся обстоятельств, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был вынужден заключить многочисленные браки. Эти причины можно изложить следующим образом:
Маленькое исламское государство, построенное в Медине чтобы окрепнуть и распространить свои идеи по всему миру, нуждалось в сильном и искреннем союзе со многими арабскими племенами. Кроме того,чтобы обучить женщин религиозным законам возникла необходимость постоянного пребывания учениц рядом с Пророком (саллаллаху алейхи васаллям). А также Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как покровитель и защитник всех кто испытывает значительные трудности, был просто обязан протянуть руку помощи обездоленным женщинам. Эти и многие другие факторы вынудили его заключить многочисленные браки. В этом вопросе Сам Аллах позволил ему многое. Также Сам Господь повелел ему жениться на Зайнаб бинти Джахш. «Ахзаб», 33/37. При этом ограничение в количестве супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не касалось. «Ахзаб», 33/50.
Кроме того, каждая разведенная женщина и вдова обладают правом выйти замуж, тогда как бывшие жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были лишены такого права, ибо они имели статyc «матерей уммы». Раз обстоятельства сложились таким образом, то если бы пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), желая заключить новый брак, решил развестись с одной из жен, то она попала бы в затруднительное положение. Вот почему Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не разводился.
В Коране повелевается следующее: (смысл)
«…Так будет легче освежать их очи. Пусть не печалятся они и удовольствуются тем, что ты даешь им — всем им (как обязал тебя Аллах). Аллах ведь знает, что у вас в сердцах. Поистине, Он Знающ и Терпелив!» «Ахзаб», 33/51.
Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было всего двадцать пять лет, он женился на Хадидже, которая была старше его на пятнадцать лет.
И до пятидесяти лет он жил с ней счастливо и мирно. Многочисленные браки Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заключил в Медине, где одно за другим ниспосылались все новые и новые религиозные предписания. Все это показывает, что эти браки были связаны с его пророческой миссией.
Исключая лишь некоторые особенности, присущие только женскому полу, с точки зрения обязанностей и долга законы Ислама приравнивают женщину к мужчине. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подготовил и воспитал сотни ученых и наставников. И чтобы подготовить и вырастить истинных мусульманок, он использовал своих супруг. Так же, как он подготовил надежных учителей из Асхабус суффа, он и у себя дома неустанно готовил будущих женщин-наставниц, которые будут решать нужды правоверных мусульманок. (То есть, он учил своих супруг). В последующие времена его супруги сыграли огромную роль в становлении науки хадисоведения.
Согласно религиозным канонам Ислама, обучение Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) женщин-мусульманок было невозможно. Женщины, в виду природной стыдливости, не могли напрямую задавать Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) некоторые вопросы щекотливого характера. При всем этом, время от времени Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) собирал женщин и беседовал с ними.
Достоверно одно: мужчины и женщины никогда не находились в одном помещении. Поэтому женщины всегда задавали свои вопросы Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) через его благородных супруг. И так как он, вследствие стеснения, давал на некоторые вопросы туманные ответы, в таких случаях женщины просили его жен объяснить в более пространной форме. (Бухари, Хайд, 13-14; Муслим, Хайд, 60; Абу Дауд, Тахарат, 107)
Некоторые люди приходили к Умму Саляме (супруге Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)) и просили о следующем:
— Расскажи нам о каких-нибудь тайнах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Однако она всегда давала один и тот же ответ:
— У него нет от людей никаких тайн!
Затем ей в голову пришла мысль: «Может быть, этими словами я раскрыла семейную тайну всем людям?»
От этой мысли она сильно расстроилась и с извиняющим видом объяснила сложившуюся ситуацию Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), но он невозмутимо ответил ей:
«Ты ХОРОШО сказала!» (Ибн Ханбаль, 6/309)
Этими словами он дал понять, что разрешает своим супругам рассказать всем мусульманам о мельчайших подробностях его личной жизни, обо всех его высказываниях и действиях. Что ocoбенно примечательно, другим людям он категорически запрещал пересказывать семейные тайны, тогда как о своей жизни он не только разрешал рассказать все, но и сам желал этого. А ведь не так-то и легко принять решение раскрыть всему свету подробности личной жизни. Ни один человек, так надеясь на свою безупречную жизнь не сможет досконально поведать людям все детали своего образа жизни. Любой человек, что вполне естественно, совершает множество ошибок, раскрытие которых, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям.
И только Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который обладал самыми высокими морально — нравственными качествами, мог, ничего не опасаясь, позволить своим супругам рассказывать всем обо всех без исключения деталях своей жизни. Ибо он всегда находился под Божественной защитой и, прежде чем передать человечеству положения Корана, он сам лично неукоснительно выполнял все повеления Аллаха. Он передал Коран своей практической жизнью. Вот почему все детали его личной жизни должны были стать достоянием людей планеты.
С другой стороны, только таким образом можно было представить вниманию мусульман те моменты семейных отношений, которые обычно скрываются от посторонних глаз.
В этом отношении из всех супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) самый большой вклад сделала Айша (радыйаллаху анха), так как она была моложе и сообразительнее всех, обладала особой проницательностью и феноменальной памятью.
Учитывая тот факт, что она передала будущему поколению 2210 хадисов Пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям), мы можем с уверенностью сказать одно: если бы не рассказы Айши, то очень многие подробности личной жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) до нас бы так и не дошли. Она помнила сотни стихов арабских поэтов и могла часами декламировать их. (ибн са’д, 8/73). В деле распространения Ислама она была самой лучшей помощницей.
Она прекрасно знала положения Корана, религиозные запреты и предписания, исламскую юриспруденцию, медицину, поэзию и старинные арабские предания, науку о родословной арабских племен. Когда после кончины Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) среди его сподвижников возникали споры и разногласия, они сразу спешили к Айше (радыйаллаху анха).
Она решала такие сложные и принципиальные вопросы, которые ставили в тупик самых знаменитых сподвижников. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/360).
Как Передает Абу Myса (радыйаллаху анху):
«Если мы затруднялись понять смысл некоторых хадисов Пророка (саллалаxy алейхи ва саллям), мы обращались к Айше. И она обязательно объясняла нам смысл высказываний». (Тирмизи, Манакиб,62)
Об исправлениях некоторых ошибок сподвижников Айшой написаны большие произведения. Например, такие маститые ученые в области хадисоведения, как Абу Мансур аль-Багдади, Имам Заркаши и Суюти работали именно над данной темой. В основательных трудах этих ученых рассказано об исправлении Айшой (радыйаллаху анха) суждений и некоторых, неправильно понятых, религиозных воззрений таких известных сподвижников, как Умар бин Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Абу Хурайра, ибн Аббас, ибн Умар, ибн Масуд, Абу Сайд аль-Худри, Абу Дарда, Бара ибн Азиб, Джабир бин Абдуллах.
Она разъясняла им истинный смысл проблематичного вопроса и решала этот вопрос в том смысле, в каком узнала из уст самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). (Суюти, Айнуль исаба фи истидраки Айша алас Сахаба)
Известный ученый Зухри рассказывал следующее:
«Если поставить на чашу весов знания всех людей и остальных супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то знания Айши перевесят всех». (Хаким, 4/12)
Стоило только Айше (радыйаллаху анха) услышать о чем-либо незнакомом, как она сразу бросалась на поиски и скрупулезно занималась исследованиями возникшего вопроса. Обратившись к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) за разъяснениями, она старалась уловить смысл сказанного им. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
— Кого подвергнут отчету (имеется в виду допрос в могиле) значит, он обречен на наказание.
Айша тут же заметила:
— О Посланник Аллаха! Разве Аллах в Коране не повелел: «И тот, кому представят книгу (земных деяний) в правую руку, рассчитан будет легким счетом»? «Иншикак», 84/7-8
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал такой ответ:
— В данном аяте имеется в виду взвешивание поступков людей, но если кого-либо станут допрашивать дотошно, значит этот человек обречен на погибель. (Бухари, ильм, 35)
Другой супругой Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), прославившейся знаниями, умом и проницательностью, была благородная Умму Саляма. Как известно, после заключения мирного соглашения при Худайбии многие мусульмане, недовольные этим, стали нехотя выполнять повеления Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Именно совет, данный Умму Салямой, помог в решении сложившийся ситуации. Также ее слова, сказанные Умару, касающиеся события «Иля»: все это свидетельствует о том, что она действительно отличалась блестящим умом и проницательностью. Она передала 378 хадисов Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). (Захаби, 2/203).
Среди благородных супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) относительно глубины знаний Умму Саляма занимает второе место после Айши (радыйаллаху анху). Следовательно, благодаря браку с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) она также сыграла значительную роль в распространении Ислама.
Другая супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Хафса, передала следующую беседу, из которой можно понять, насколько большое значение уделял он браку для передачи людям Божественых откровений и обучения их религиозным предписаниям.
Находясь рядом с Хафсой, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
— Инша Аллах, все, кто дал мне слово верности под деревом, никогда не попадут в Ад!
Услышав это, Хафса сильно задумалась и затем спросила:
— Хорошo, но, О Посланник Аллаха! Разве в Коране не говорится «Нет ни единого средь вас, кто миновал бы этот Огонь»? «Марьям»,19/71. А как теперь понимать ваши слова?»
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:
— Но известно и такое откровение, — и прочитал затем следующий аят:
«Потом Мы вызволим оттуда тех, кто был благочестив». «Марьям»,19/72.
Следом он пояснил, что в данном аяте речь идет не о прямом попадании в Ад, а о прохождении через мост Сырат, который расположен над адской геенной. (Муслим, Фадаилус Сахаба, 163)
Из книги Осман Нури Топбаш «Лучший пример. Самый прекрасный человек»