ЧЕРЕЗ ПАЛОМНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПРОРОЧЕСКУЮ МЕЧЕТЬ В МЕДИНЕ
У мусульманских народов существует практика передачи приветствия (Саляма) Пророку Мухаммаду, мир ему, через путников, отправляющихся для выполнения обрядов хаджа и умры и посещающих почётную пророческую мечеть, в которой находится могила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и могилы его двух ближайших сподвижников — Абу Бакра правдивейшего и Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах). Порой возникает вопрос о разрешенности или запрещенности данного действия с точки зрения исламского права. Разобраться в этом поможет труд профессора Оманского университета шейха Абдурраззака Ас-Саади.
Передача приветствия нашему господину Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) через паломников, с точки зрения исламского права не только дозволена, но и даже желательна. В этом действии нет каких-либо нарушений канонического характера.
Абу Дауд приводит в своём сборнике «Сунан» и имам Ахмад в своём сборнике «Муснад», от Абу Хурейры (да будет доволен им Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах, семейство его и сподвижников и приветствует) сказал:
«Если кто-то поприветствует меня, то Аллах возвращает мне мою душу, и я отвечаю на его приветствие».
Этот достоверный хадис ясно указывает на пророческое чудо — Всевышний Аллах возвращает душу Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он ответил человеку на его приветствие. В хадисе нет разграничения и определения, сам ли человек произнес приветствие, находясьнепосредственно у могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или передал его через другого человека.
Приводит Ан-Насаи в своём сборнике «Сунан» и имам Ахмад в своём сборнике «Муснад», от Абдулла бин Мас’уда (да будет доволен им Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах, семейство его и сподвижников и приветствует) сказал: «Воистину у Аллаха есть ангелы, ходящие по Земле, доставляющие мне приветствие от уммы моей».
Этот хадис также является указанием на допустимость передачи приветствия Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), в том числе через путников, так как и ангелы ходя по земле, доставляют и передают издалека приветствия верующих Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). В данном случае, верующий, передающий приветствие Пророку, мир ему, получает два блага: благо передачи его приветствия почётными ангелами и благо передачи его приветствия мусульманами, посещающими Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Учёные из числа мухаддисов и факихов разрешили передавать приветствие Пророку (да благословит его Аллах, семейство его и сподвижников и приветствует). Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Всевышний Аллах), разъясняя в своей книге «Аль-Маджму’» — «Собранное» этикет посещения могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если человека попросили передать приветствие Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), он должен сказать: «Приветствие тебе, о Посланник Аллаха, от такого-то», или: «Такой-то приветствует тебя, о Посланник Аллаха», или подобное этим выражениям».
Ханафитский учёный Аль-Мосули (да смилуется над ним Всевышний Аллах) в своей книге «Аль-Ихтияр лита’лиль аль-мухтар» — «Выбор для обоснования избранного» сказал: «Он передаёт приветствие попросившего его, сказав: «Приветствие тебе, о Посланник Аллаха от такого-то, он просит заступничества твоего перед Господом твоим, так заступись за него и всех мусульман», и он встаёт у его лица спиной к кыбле и благославляет его сколько пожелает». Учёные сказали, что тот, кого попросили передать приветствие Пророку (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников) обязан это сделать, потому что этот аманат обязателен для выполнения.
Аз-Заркани в толковании к книге «Аль-Мавахиб аль-лядуния» — «Божьи дары» сказал: «Если человека кто-то попросил передать приветствие Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав ему: «Скажи: «Приветствие тебе от такого-то», и он принял, и согласился с этим, то он должен его передать, потому что это аманат, который он должен исполнить, и сказать: «Приветствие тебе, о Посланник Аллаха, от такого-то».
В книге «Маталиб улиннуха» — «Цели обладающих разумом» сказано: «Если кто-то попросит его передать приветствие, то пусть скажет: «Приветствие тебе, о Посланник Аллаха, от такого-то сына такого». Если он согласился с этим, то обязан передать это приветствие, чтобы исполнить обещанное».
Некоторые запрещают передавать приветствие Пророку (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников) через путников, отправляющихся в лучезарную Медину. Они утверждают, что это действие — скверное новшество и заблуждение, и они отправляют уверовавших рабов Аллаха ещё при жизни в огонь Геенны, потому что всякое новшество — это заблуждение, а всякое заблуждение — в Аду. Они аргументируют свой запрет тем, что лучшие поколения и разумные мусульмане не передавали приветствие Пророку (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников) через кого-то.
Я на это отвечаю, что это не является основанием для запрета передавать приветствие, потому что учёными установлено, что оставление чего-либо не является основанием для запрета этого до тех пор, пока нет явного аргумента из Писания и сунны на запрет совершения данного действия. Есть много деяний, которые не совершали первые превосходные поколения мусульман, но поздние поколения учёных считали их хорошими и совершали их, а что хорошо у мусульман, то хорошо и у Аллаха.
Приводит имам Ахмад и имам Ат-Табарани хадис маукуф что Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал:«Воистину, Аллах посмотрел на сердца рабов и увидел, что сердце Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) лучшее из сердец рабов, и Он взял его Себе и отправил его со Своим посланием. Затем, после сердца Мухаммада, Он посмотрел на сердца рабов и увидел, что сердца его сподвижников лучшие из всех сердец рабов, и Он сделал их везирами Своего Пророка, ибо они сражаются за веру Его. То, что мусульмане считают хорошим, то и у Аллаха — хорошо, а что мусульмане считают плохим, то и у Аллаха — плохо».
Исламское законодательство зиждется на священном тексте с определёнными повелениями и запретами, а не на перечне несовершённого. Так Ибн Таймия в своём труде «Маджмуа’ аль-фатава» — «Сборник фетв» сказал: «То, что противоречит священным текстам — скверное новшество по единогласному мнению мусульман, а если неизвестно о противоречии священным текстам, то это не называется скверным новшеством».
Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников) и праведные предшественники много чего не делали, но это не стало причиной запрета этих дел, ибо на запрет этих дел нет явного священного текста. Так Пророк (да благословит и приветствует Аллах, семейство его и сподвижников) не исполнял молитву «таравих» коллективно, он не ел чеснок, он не собрал Кур’ан, и не записывал его красиво, и не ставил в нём точки над буквами, и не делил его на одну четвёртую, пятую и десятые части, и он не читал первый азан в пятницу, не строил медресе, не брал чётки для поминания Всевышнего Аллаха и не делал многое другое, но никто не сказал, что это запрещено.
Противники практики передачи приветствия Пророку, мир ему, через паломниковопираются на хадис, который приводит Абу Дауд в своём сборнике «Сунан», и имам Ахмад в своём сборнике «Муснад» от Абу Хурейра (да будет доволен им Всевышний Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تجعلوا بيوتَكُم قبورًا، ولا تجعلوا قَبري عيدًا، وصلُّوا عليَّ فإنَّ صلاتَكُم تبلغُني حَيثُ كنتُمْ
«Не превращайте дома свои в могилы и не превращайте могилу мою в праздник, и благословляйте меня, и воистину благословение ваше достигнет меня, где бы вы ни были».
Я отвечаю, что в этом хадисе тоже нет основания на запрет передачи приветствия, ведь мусульманин благословляет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) у его почтенной могилы, и никто не сказал о запретности этого из-за того, что ангелы сами доставляют благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Они говорят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещал кладбище Аль-Баки’ и приветствовал усопших.
Я отвечаю, что посещение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) кладбища Аль-Баки’ тоже не является основанием для запрета послания приветствия.
Они опираются на хадис: «Лучший ваш день — день пятничный, и больше благословляйте меня в этот день, и воистину благословение ваше достигнет меня, где бы вы ни были».
Я говорю, что в этом хадисе я тоже не нахожу основания для запрета передачи приветствия.
В завершение мы говорим, что передавать приветствие кому-либо: другу, родственнику, знакомому является желательным действием. А тому, кого об этом попросили, должен передать это приветствие адресату, ибо Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَىٰ أَهْلِهَا
«Воистину Аллах приказывает отдавать аманат тем, кому он принадлежит». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 58 аят.
Тот, кому передали приветствие, должен ответить на него, сказав передавшему: «И тебе и ему мира, милости Аллаха и Его благословений». Так сказали большинство учёных, используя в качестве аргумента хадис, приводимый Аль-Бухари и Муслим от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аиша! Джибриль передаёт тебе приветствие». Она ответила: «И ему приветствие, милость Аллаха и Его благословения». В своём риваяте имам Ахмад добавил: «Да воздаст ему Аллах благом от хозяина и гостя, лучший хозяин и лучший гость».
Приводится в достоверном хадисе, что Абу Хурейра (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: «Явился Джибриль (мир ему) к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Посланник Аллаха! Это Хадиджа, и у неё сосуд с супом, или пища, или питьё, и когда она придёт, передай ей приветствие от её Господа, и сообщи ей радостную весть о дворце в Раю из жемчуга, в котором не будет шума и хлопот». Этот хадис приводит Аль-Бухари и Муслим.
Если передавать приветствие живым людям является желательным действием, то Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников) жив, он пребывает в загробном мире, о котором знает только Аллах, Велик Он и Всесилен, и передавать ему приветствие через посещающих его является желательным действием.
Только Аллах Всезнающий и Мудрый.
Труд пера профессора, шейха Абдурраззака Ас-Са’ди
alhakk.ru