Есть много разногласий по поводу того, как правильно опускаться в намазе на земной поклон. Одни приводят хадис в пользу того, что, опускаясь в земной поклон, сперва необходимо ставить на место совершения поклона (коврик и т.п.) руки, а только затем – колени, другие же – наоборот. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Сразу же приведём хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который передал Ваиль ибн Хаджар: «Я видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда совершал земной поклон, то сначала опускался на колени, а затем клал руки, а когда поднимался, то вначале поднимал руки, а затем – колени» (Абу Давуд).
Вышеприведённый хадис – очень весомый довод в пользу того, что необходимо ставить сначала колени, а потом – руки. Рассмотрим, как прокомментировали его учёные-знатоки Ислама, так как мы, ничтожно слабые в области знаний люди, не имеем право выносить самовольно решение из слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), не имея на это определённых знаний.
И так великий учёный Абу Сулейман аль-Хаттаби (да будет доволен им Аллах), комментируя это, сказал: «Я говорю и утверждаю, что большинство учёных ставят колени во время совершения земного поклона прежде рук, и это более красивая форма ухода в земной поклон».
Это явное утверждение и довод в пользу того, что переходя в земной поклон, следует ставить колени до рук.
Но утверждающие обратное, могут привести хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который передал Абу Давуд от Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), который, в свою очередь, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Когда один из вас будет делать земной поклон, пусть не опускается на землю, как отпускается верблюд, а пусть ставит руки до колен”».
Этот хадис ставит нас в тупик, как же быть? Но учёные рассеивают сомнения и говорят, что хадис, который передан от Ваиля, сына Хаджара, более установленный (обоснованный), чем последний. А некоторые из учёных утверждают, что упомянутый хадис о верблюде является «мансухом», т.е. отменённым и поэтому теряет свою силу.
Это решение усиливает рассказ Саламата Кухайли от Магсаба, сына Саада, который сказал: «Мы ставили руки до колен, в это время нам повелели ставить колени до рук» (передал Ибн Хаз, сын Хузаймы).
Следовательно, все сомнения о желательности ставить колени до рук развеяны. Вот как важно знать мнения учёных, чтобы не запутаться и оказаться в недоумении, как же всё-таки правильно поступить.
Следует отметить, что в любом случае, как бы человек ни спускался на земной поклон, ставя сперва колени до рук, или же наоборот, намаз от этого не нарушается, но желательно делать так, как мы упомянули.
О Аллах, даруй нам разум, правильное понимание слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение, и хорошего конца в этом бренном мире. Аминь!
islamdag.ru