Вода из Зам-Зам имеет удивительные свойства. Если выпить её, то можно почувствовать приятный вкус. Она не портится, помимо жажды, утоляет чувство голода и служит исцелением от болезней по Воле Всевышнего Аллаха. Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
ماء زمزم لما شرب له
«Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)
То есть если ты пил её, чтобы исцелиться, то исцелил тебя Аллах; если ты пил её, чтобы насытиться, то насытил тебя Аллах; если ты пил, чтобы утолить жажду, то утолил её Аллах; если ты пил, прося защиты, то Аллах защитит тебя.
Вода Зам-Зам течет в Мекке более 4000 лет. Образцы любой воды в мире содержат бактерии, но ученые доказали, что вода Зам-Зам не содержит ничего лишнего и абсолютно чиста. Известно, что источники в теплом климате склонны к засорению растениями, например, водорослями, но Зам-Зам чист от каких-либо биологических примесей.
В хадисах, переданных от Посланника Аллаха (ﷺ), имеются предостережения от пития воды стоя. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается:
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
«Пророк(ﷺ) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Что же касается желательности пить воду Зам-Зам стоя, то от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обеими Аллах) передаётся:
سَقَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ زَمْزَمَ فَشَرِبَ وَهُوَ قَائِمٌ
«Я напоил Пророка (ﷺ) водой Зам-Зам, и он выпил её стоя». (Бухари, 1528; Муслим, 2027).
В другом риваяте (версии этого хадиса) также передается:
«Пророк(ﷺ) выпил воду зам-зам, стоя». (Муслим, 2027)
Исходя из этих хадисов, некоторые ученые, в том числе большинство учёных ханафитского мазхаба, утверждают, что Зам-Зам желательно пить стоя. Но Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», что желательно пить воду сидя, а то, что Пророк (ﷺ) пил её стоя, указывает только на дозволенность.
Однако в сборнике имама Бухари приводится рассказ, что Али (да будет доволен им Аллах), находившемуся у ворот двора мечети, принесли воду, а он выпил её стоя и сказал:
رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَلَ كَمَا رَأَيْتُمُونِي فعلت
«Поистине, некоторые люди не любят пить стоя, а я видел, что Пророк (ﷺ) выпил так же, как выпил сейчас я». (Бухари)
Имам Ан-Навави в своей книге «Шарх сахих Муслим» подробно разъясняет всё это:
«У некоторых ученых появились проблемы в понимании смысла этих хадисов, до такой степени, что они выдвигали относительно них ложные мнения. Более того, они осмелились объявить некоторые из них слабыми. Также они привели некоторые ложные утверждения, на которые не стоит обращать внимания. Ибо нет никакого смысла в распространении ложных мнений и ошибочных версий там, где делается тафсир (толкование) Сунне. Напротив, мы приведем только истинное мнение, делая этим предостережение от обмана противоположного мнения.
В понимании этих хадисов, хвала Всевышнему Аллаху, нет никаких проблем. Также они не являются слабыми. Наоборот, все они являются достоверными хадисами.
Истина же в том, что под запретом (предостережением пить воду стоя) в тех хадисах подразумевается нежелательность (караха танзих). А что касается того, что сам Пророк (ﷺ) выпил воду стоя, то это для объяснения дозволенности. Как видите, в этом нет никаких проблем и противоречий. И это мнение, которое мы привели, является обязательным для принятия. А что касается тех, кто утверждает, что хадисы отменены (насху), или другое, то это является чрезмерным заблуждением. Как могут быть хадисы отменёнными, когда есть возможность объединить смысл этих хадисов (то есть хадисов, запрещающих пить стоя, и хадисов, утверждающих, что Пророк (ﷺ) сам выпил стоя).
И если скажут, как может быть питье стоя нежелательным, когда Пророк (ﷺ) сам поступил так? На это отвечают: когда действия Пророка (ﷺ) приводят для разъяснения дозволенности, они не бывают нежелательными, наоборот, это становится обязательным для него (ﷺ).
Как же это может быть нежелательным, когда установлено, что Пророк (ﷺ) делал омовение, омывая органы только по одному разу, и делал таваф верхом на верблюде вместе с тем, что имеется Ижма о том, что омывание по три раза и таваф пешком является более ценным (акмаль).
И подобные этим вопросы многочисленны. Следовательно, Пророк (ﷺ) один или несколько раз поступал таким образом, указывая на дозволенность такого способа, а в постоянной практике делал это в более совершенном виде. Так и было с омовением, ибо Пророк (ﷺ) совершал омовение чаще всего по три раза, таваф делал пешком, а также чаще всего воду пил сидя. И это все является ясным, и в этом не сомневается тот, у кого есть хоть малое отношение к знаниям. А Аллах знает лучше».
Итак, исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что однозначно желательно пить воду сидя, а вот насчет воды Зам-Зам мнения учёных разошлись. Но согласно тому, что пишется в книгах шафиитского мазхаба, в том числе и в «Тухфат аль-мухтадж» Ибн Хаджара, и воду Зам-Зам желательно пить сидя.
Аллах знает лучше!
islamdag.ru