Цикл статей по теме «Доводы в пользу того, что наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует жив в своей могиле и наши деяния представляются ему».
1 статья: Правда ли, что наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жив в своей могиле? Шейх Ибрагим Десаи
Вопрос:
Уважаемый муфтий, можете вы представить доказательства из Корана и Сунны на ваши утверждения, что наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) жив в своей могиле? На одном сайте я узнал настоящие взгляды Ахлю-Сунна в этом вопросе: что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был человеком, который также был подвержен болезням и смерти, как любой другой человек. Аллах сказал (смысл): «Поистине, ты (о, Мухаммад) умрешь, и поистине, они тоже умрут» (39, 30). «И не даровали Мы ни одному человеку до тебя (о, Посланник) вечности [бессмертия]. Неужели, если ты умрёшь, то они [многобожники] будут жить вечно?» (21, 34). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умер и был похоронен, как сказал об этом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах): «Кто поклонялся Мухаммаду, то знайте, что Мухаммад (мир ему и благословение) умер, но кто поклонялся Аллаху, то Он жив и никогда не умрет».
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллах ва баракятух!
В вашем вопросе вы процитировали несколько аятов и слова Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). На самом деле здесь ничего не сказано о посмертной жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в могиле, потому что в аятах и словах Абу Бакра говорится об окончании земной жизни Пророка (мир ему и благословение). Это признанный факт. Все согласны с тем, что Наби (мир ему и благословение) ушел из этой земной жизни.
Все согласны с тем, что Пророк (мир ему и благословение) жив в своей могиле, но нужно понять, каким образом он жив в своей могиле. Если мы это поймем, то уверен, что ваши возражения отпадут.
Во-первых, известно, что после смерти человека имеет место жизнь Барзаха (промежуток времени между смертью и воскресением). В этом отношении мусульмане и немусульмане равны. Это мнение Ахлю-Сунна валь-Джамаа. Оно подтверждается многими хадисами. Вот некоторые из них:
«Когда человека помещают в могилу, и его спутники покидают его, поистине, он слышит звук их шагов, (потом) два ангела приходят к нему, он заставляют его сесть и обращаются к нему…» (Мишкат, с. 24, Кадими).
Однажды к Аише (да будет доволен ей Аллах) пришла женщина-иудейка, она говорила о наказании в могиле и затем сказала: «Пусть Аллах защитит тебя от наказания в могиле». Позже, Аиша (да будет доволен ей Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение) о наказании в могиле. Он ответил: «Да, наказание в могиле – это истина» (Мишкат, с. 25).
Эти хадисы ясно утверждают, что после смерти человек переходит в иной способ существования, которым является жизнь Барзаха. Однако, в этой (посмертной) жизни есть несколько различных уровней. Аллах Тааля говорит в отношении мучеников:
«Не говорите о тех, которые погибли на пути Аллаха, что они мертвы. Нет (это не так), (они) живы, однако, вы (этого) не чувствуете» (2, 154).
Отсюда очевидно, что смерть человека в этом мире не влияет на его уровень жизни в Барзахе.
Здесь может возникнуть вопрос: что означают слова аята «они живы» — какова жизнь пророков и мучеников в могилах? Муфтий Шафи (да будет доволен им Аллах), в своем тафсире Маарифуль Куран, в комментарии к этому аяту пишет:
«Хорошо известно, что с исламской точки зрения, каждый умерший человек будет жить особой жизнью в Барзахе (посмертном мире), во время которой он испытывает либо наказание или наслаждение. Однако, существуют различные уровни в этой жизни. Есть уровень, который является общим для всех людей, и существуют специальные уровни для пророков, мучеников и благочестивых людей (аулия). Что касается реальности этих уровней, лучшее объяснение дается у мауляны Ашрафа Али Санви (рахимахуллах) в его Байануль Куран:
«Разница между жизнью мученика и нормального человека проявляется том, что последствия жизни сильнее у мученика. Разница здесь примерно такая же, как разница ощущений в пальцах ноги и пяточной части стопы у человека. Жизнь течет в них одинаково, но ощущение и восприятие намного больше в кончиках пальцев. Таким же образом, в теле мученика сохраняется больше жизненных ощущений, так что они даже влияют на тело шахида, и оно не разлагается в могиле, как это передается из хадисов и от очевидцев. Этот эффект жизни проявляется только в отношении Барзаха, поэтому, все законы шариата, которые применяются к мертвому человеку, будут распространяться и на мученика: его наследство будет разделено, и его жена сможет выйти замуж за другого человека. Подобную жизнь ведут и пророки, но жизненной силы в их телах сохраняется больше, до такой степени, что проявления их жизни в Барзахе также становятся очевидными в земной жизни, так что их наследство не делится, и их жены не могут вступить в новый брак».
Вот что мы подразумеваем, когда говорим, что Пророк (мир ему и благословение) жив в своей могиле. Теперь приведем несколько доказательств:
1. Из аята 2,253 следует, что мученики живы в своих могилах. Что утверждается в отношении мучеников, можно утверждать и в отношении пророков, потому что, во-первых, пророки имеют более высокий статус, чем шахиды, так что нет сомнений, что уровень пророков выше и превосходит уровень шахидов. Так что невозможно, чтобы честь, оказанная мученикам, не была бы оказана и пророкам. И второе, этот уровень (которого удостоены мученики) является вознаграждением за их джихад (усердие), которое они проявили на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) был тем, кто установил сам тот путь, которому следовали мученики за веру, и вел их по нему (этому пути). Наби (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто установит благородный (хороший) пример, получит свое вознаграждение и вознаграждение всех тех, кто будет следовать (этому пути) вплоть до Дня воскресения».
2. Анас ибн Малик (радиаллаху анху) рассказывает, что Наби (мир ему и благословение) сказал: «Пророки (мир ему) живы в своих могилах, они совершают там молитвы (намаз)» (Маджму-з-заваид, т.8, с.211)
3. (Истинность) жизни пророков (мир им) также можно доказать через хадисы о мирадже (вознесении Пророка, мир ему и благословение), переданные Бухари и Муслимом, где упоминается, что Пророк (мир ему и благословение) возглавил намаз других пророков в ночь вознесения и встречался с ними в Раю.
4. Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Наби (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые путешествуют по земле, они приносят мне саламы моей уммы». (Таргиб ва т-тархиб, том 2, с. 498)
5. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни прочитал салават (приветствие) мне в моем присутствии, я слышу его, и кто бы ни послал мне приветствие (не передо мной), оно будет доставлено мне» (Насаи).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Ибрагим Десаи
Даруль Ифта, Мадраса Инамиййя
Azan.kz