Происхождение названия месяца шавваль
До того как месяц шавваль получил свое нынешнее название, он назывался «Вагиль» واغل. Позже, когда арабские племена собрались и выбрали названия для каждого месяца исламского календаря, ему было присвоено название шавваль.
Существует несколько версий происхождения названия шавваль:
1. Говорят, что этот месяц получил такое название, потому что у верблюдиц в это время уменьшается или исчезает молоко (араб. تشوَّل اللبن — «молоко уменьшается или высыхает»), так как они готовятся к спариванию или из-за засухи.
2. По другой версии, название связано с тем, что верблюды поднимают свои хвосты (араб. تشوِّل بأذنابها), что также является признаком готовности к спариванию.
3. Есть также мнение, что месяц был назван шавваль из-за повышения температуры в это время года.
Пост шести дней шавваля
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал:
أن معاودة الصيام بعد صيام رمضان علامة على قبول صوم رمضان فإن الله إذا تقبل عمل عبد وفقه لعمل صالح بعده كما قال بعضهم: ثواب الحسنة الحسنة بعدها
«Соблюдение поста после месяца Рамадан считается признаком того, что пост в месяц Рамадан принят, так как если Аллах принимает какое-либо деяние раба, то [Он] дает ему возможность совершать благое дело и после него, — как сказали некоторые ученые: “Награда за хороший поступок — хороший поступок после него”»[1].
Сообщается со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ، ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Кто постился [весь] Рамадан, а затем добавил к нему пост [в течение] шести дней шавваля, — тот словно постился всю жизнь»[2].
В другой версии хадиса:
مَنْ صَامَ شَهْرَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتَّةَ أَيَّامٍ مِنْ شَوَّالٍ فَكَأَنَّمَا صَامَ السَّنَةَ كُلَّهَا
«Кто постился [весь] Рамадан, а затем добавил к нему пост [в течение] шести дней шавваля, — тот словно постился весь год»[3].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
فيه دلالة صريحة لمذهب الشافعي وأحمد وداود وموافقيهم في استحباب صوم هذه الستة ، وقال مالك وأبو حنيفة : يكره ذلك ، قال مالك في الموطأ : ما رأيت أحدا من أهل العلم يصومها ، قالوا : فيكره ؛ لئلا يظن وجوبه . ودليل الشافعي وموافقيه هذا الحديث الصحيح الصريح ، وإذا ثبتت السنة لا تترك لترك بعض الناس أو أكثرهم أو كلهم لها ، وقولهم : قد يظن وجوبها ، ينتقض بصوم عرفة وعاشوراء وغيرهما من الصوم المندوب
«В этом тексте содержится явное указание на мнение имамов аш-Шафии, Ахмада, Давуда и тех, кто с ними согласен, о желательности (мустахаб) поста в эти шесть дней. В то же время Малик и Абу Ханифа считали его нежелательным (макрух).
Имам Малик в “Аль-Муватта” сказал: “Я не видел, чтобы кто-либо из людей знания постился в эти дни”.
Они (сторонники этого мнения) считают, что пост в эти дни нежелателен, чтобы люди не подумали, что он является обязательным.
Однако доводом аш-Шафии и его последователей является этот достоверный и ясный хадис.
Когда Сунна достоверно установлена, ее нельзя оставлять только потому, что некоторые или даже большинство людей не следуют ей. Аргумент о том, что кто-то может подумать, будто этот пост (в дни шавваля) является обязательным, опровергается примером (дополнительных) дней поста в дни Арафа и Ашура, которые также являются желательными (но не обязательными)»[4].
Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«…тот словно постился всю жизнь» можно понимать двояко.
Первое толкование: Человек, который каждый год после Рамадана соблюдает пост в течение шести дней шавваля, подобен тому, кто постился всю свою жизнь (весь свой век), но без учета увеличения награды в десять раз.
Шейх Абдуль-Хамид аш-Ширвани (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فِي كُلِّ سَنَةٍ أَمَّا لَوْ صَامَ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ فِي بَعْضِ السِّنِينَ دُونَ بَعْضٍ فَالسَّنَةُ الَّتِي صَامَ السِّتَّ فِيهَا يَكُونُ صَوْمُهَا كَسَنَةٍ وَاَلَّتِي لَمْ يَصُمْهَا فِيهَا تَكُونُ كَعَشْرَةِ أَشْهُرٍ
«…если человек постился шесть дней шавваля в некоторые годы, а в другие — нет, то в те годы, когда он соблюдал этот пост, его награда будет приравнена к посту в течение целого года. А в годы, когда он не постился, его пост (только за Рамадан) будет засчитан как пост в течение десяти месяцев»[5].
Второе толкование: Под «всем веком» в хадисе подразумевается год. Эту точку зрения подтверждает версия хадиса, упомянутая имамом ан-Насаи:
فَكَأَنَّمَا صَامَ السَّنَةَ كُلَّهَا
«…словно он постился весь год».
Если же месяц Рамадан состоял из 29 дней, то награда все равно остается той же.
Хафиз ибн аль-Мулляккин (да смилуется над ним Аллах) пишет:
حديث ثوبان في النسائي بإسناد حسن، وهذا لفظه: صيام شهر رمضان بعشرة أشهر، وصيام ستة أيام بشهرين فذلك صيام السنة)، فيه تنبيه على أن الشهر سواء أكان ناقصا أو تاما بعشرة أشهر، ولا يكون التضعيف بحسب الأيام
«Хадис Саубана в сборнике ан-Насаи с хорошим иснадом: “Пост месяца Рамадан приравнивается к десяти месяцам, а пост шести дней шавваля — к двум месяцам. В итоге это соответствует посту целого года”. Из этого хадиса следует, что, независимо от того, был ли месяц Рамадан полным (30 дней) или неполным (29 дней), он все равно приравнивается к десяти месяцам, а вознаграждение исчисляется не по количеству дней»[6].
Можно ли возместить шесть дней поста месяца шавваль, если упустил их?
Ученые шафиитского мазхаба считают, что если человек не успел поститься шесть дней в шаввале, то он может возместить их в месяце Зуль-ка’да. Однако награда за этот пост будет меньше, чем у того, кто постился именно в шаввале. Ведь тому, кто постился в Рамадан и затем добавил к нему шесть дней поста шавваля, записывается награда, словно за обязательный пост целого года. А тот, кто постился в Рамадан и добавил шесть дней, но не в шаввале, получит награду только за пост Рамадана и за шесть дополнительных дней — как за добровольный пост.
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) в своей книге пишет:
من صامها مع رمضان كل سنة تكون كصيام الدهر فرضا بلا مضاعفة ، ومن صام ستةً غيرها كذلك تكون كصيامه نفلا بلا مضاعفة
«Тот, кто каждый год постится шесть дней шавваля вместе с Рамаданом, получает награду, как за пост целого года, в обязательном порядке, но без умножения (награды). А тот, кто постится в любые другие шесть дней (не в шаввале), получает награду за добровольный пост, но также без умножения (награды)»[7].
Можно ли поститься шесть дней месяца шавваль, если у человека есть долги по посту в Рамадан (без уважительной причины)?
Если человек преднамеренно нарушил пост Рамадана без уважительной причины, то он обязан немедленно возместить его и не имеет права начинать добровольный пост (нафль), в том числе и шесть дней шавваля, пока не возместит обязательный пост.
Имам ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وإن أفطر رمضان تعديا حرم عليه صومها
«Если человек преднамеренно нарушил пост в Рамадан без уважительной причины, то ему запрещено поститься шесть дней шавваля»[8].
Когда лучше начать пост шести дней месяца шавваль?
Предпочтительно начинать сразу после Ид аль-Фитр (праздник Ураза Байрам) и поститься шесть дней подряд со 2-го шавваля, потому что:
1) Это спешка к благому делу.
2) Откладывание может привести к упущению поста.
Имам аль-Махалли аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وتتابعها أفضل، وكذا اتصالها بيوم العيد مبادرة إلى العبادة
«Лучше держать пост [шесть дней] подряд и сразу после праздника — в качестве проявления стремления к поклонению»[9].
Объединение намерений в посте
Если человек постился в шаввале с намерением возместить пропущенные дни Рамадана, выполнить обет (назр) или искупление (каффара), и при этом также намеревался получить награду за шесть дней шавваля, засчитывается ли ему это?
В шафиитском мазхабе по этому вопросу существует два мнения.
Первое мнение: шесть дней шавваля не засчитываются, так же, как и дополнительное намерение. Этого мнения придерживались такие ученые, как ас-Самхуди и Бахрама (да смилуется над ними Аллах). Это также соответствует мнению имама ан-Навави в «Аль-Маджму’», где он указывает, что для поста с определенным временем (например, в дни Арафа, Ашура, «белые дни», шесть дней шавваля и т. д.) требуется конкретное намерение, так же как для суннат-намазов, совершаемых вместе с фард-намазами. Этого мнения придерживался также аль-Иснави.
Второе мнение (основополагающее в шафиитском мазхабе): основная сунна шести дней шавваля засчитывается, и человек получает награду за добровольное поклонение, но не в полной мере, как указано в хадисе о награде за пост целого года.
Имам Шамсуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) сказал:
لو صام في شوال قضاءً أو نذراً أو غيرهما أو في نحو يوم عاشوراء: حصل له ثواب تطوّعه، كما أفتى به الوالد رحمه الله تعالى تبعاً للبارزي والأصفوني والناشري والفقيه علي بن صالح الحضرمي وغيرهم، لكن لا يحصل له الثواب الكامل المرتب على المطلوب
«Если человек в месяц шавваль или в день ашура будет возмещать обязательный пост или соблюдать пост как обет (назр) или другие посты, то он получит вознаграждение как за этот пост, так и за желательный пост, как сказал мой отец (Шихабуддин ар-Рамли), да помилует его Аллах, следуя за аль-Барази, аль-Асфуни, ан-Нашири, Али ибн Салих аль-Хадрами и другими. Но он не получит полноценного вознаграждения (о котором говорится в хадисе)». («Нихаят аль-Мухтадж», 3/208)
Хатыб аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ولو صام في شوال قضاء أو نذرًا أو غير ذلك، هل تحصل له السنة أو لا ؟ لم أرَ مَنْ ذَكَرَهُ، والظاهر الحصول، لكن لا يحصل له هذا الثواب المذكور
«Если человек постился в шаввале с намерением возмещения, обета или другого обязательного поста, засчитывается ли ему сунна шести дней шавваля или нет? Я не нашел того, кто упоминал бы об этом. Однако, по-видимому, она засчитывается, но не в полной мере, как указано в хадисе»[10].
Суеверия эпохи невежества, связанные с месяцем шавваль
Ибн Манзур (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وشَوَّالٌ: مِنْ أَسماء الشُّهُورِ مَعْرُوفٌ، اسْمُ الشَّهْرِ الَّذِي يَلِي شَهْرَ رَمَضَانَ، وَهُوَ أَول أَشهر الْحَجِّ، قِيلَ: سُمِّي بتَشْوِيل لَبَنِ الإِبل وَهُوَ تَوَلِّيه وإِدْبارُه، وَكَذَلِكَ حَالُ الإِبل فِي اشْتِدَادِ الْحَرِّ وَانْقِطَاعِ الرُّطْب…وَكَانَتِ الْعَرَبُ تَطَيَّرُ مِنْ عَقْد الْمَنَاكِحِ فِيهِ، وَتَقُولُ: إِن الْمَنْكُوحَةَ تَمْتَنِعُ مَنْ نَاكَحَهَا كَمَا تَمْتَنِعُ طَروقة الجَمَل إِذا لقِحَت وشالَت بذَنَبها، فأَبْطَل النبيُّ، ﷺ، طِيَرَتَهم
«Шавваль – это месяц, следующий за Рамаданом, и первый из месяцев хаджа. Он получил своё название из-за “تشويل لبن الإبل” – уменьшения или прекращения молока у верблюдиц, что символизировало спад, ослабление. В это время года также наблюдалась сильная жара и заканчивались свежие финики. Арабы считали брак, заключённый в шаввале, неблагоприятным. Они полагали, что женщина, вступившая в брак в этот месяц, будет отвергать супруга, подобно верблюдице, которая, будучи оплодотворённой, поднимает хвост и избегает самца. Однако Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отверг этот суеверный страх»[11]
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
وَقَالَتْ عَائِشَةَ، : تَزَوَّجَني رسولُ اللَّهِ، ﷺ، فِي شَوَّالٍ وبَنى بِي فِي شَوَّال فأَيُّ نِسَائِهِ كَانَ أَحْظى عِنْدَهُ مِنِّي؟
«Посланник Аллаха женился на мне в шаввале и начал супружескую жизнь со мной в шаввале. Какая из его жён была ему ближе, чем я?»[12]
О предпочтительности брака в месяц шавваль
В этом месяце 1-го года Хиджры Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на матери правоверных Аише (да будет доволен ею Аллах). Лучшим временем для бракосочетания является месяц шавваль, в котором сокрыто много достоинств. Одним из них является вступление в брак в этот месяц.
Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах):
تَزَوَّجَنِي رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي شَوَّال، وَبَنَى بِي فِي شَوَّال، فَأَيّ نِسَاء رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ أَحْظَى عِنْده مِنِّي؟ قَالَ: وَكَانَتْ عَائِشَة تَسْتَحِبّ أَنْ تُدْخِل نِسَاءَهَا فِي شَوَّال
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на мне и вступил в половую близость в месяце шавваль. Какая же из женщин Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была у него благополучнее меня?»
Передатчик хадиса сказал: «Айша предпочитала водить своих женщин к их женихам в месяце шавваль»[13]
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал в своем комментарии к «Сахиху Муслима» (9/209) после упоминания вышеупомянутого хадиса:
فِيهِ اسْتِحْبَابُ التَّزْوِيجِ وَالتَّزَوُّجِ وَالدُّخُولِ فِي شَوَّالٍ، وَقَدْ نَصَّ أَصْحَابُنَا عَلَى اسْتِحْبَابِهِ، وَاسْتَدَلُّوا بِهَذَا الْحَدِيثِ، وَقَصَدَتْ عَائِشَةُ بِهَذَا الْكَلَامِ رَدَّ مَا كَانَتِ الْجَاهِلِيَّةُ عَلَيْهِ وَمَا يَتَخَيَّلُهُ بَعْضُ الْعَوَامِّ الْيَوْمَ مِنْ كَرَاهَةِ التَّزَوُّجِ وَالتَّزْوِيجِ وَالدُّخُولِ فِي شَوَّالٍ، وَهَذَا بَاطِلٌ لَا أَصْلَ لَهُ، وَهُوَ مِنْ آثَارِ الْجَاهِلِيَّةِ كَانُوا يَتَطَيَّرُونَ بِذَلِكَ لِمَا فِي اسْمِ شَوَّالٍ مِنَ الْإِشَالَةِ والرفع
«В хадисе есть указание о желательности заключения брака, вступления в брак и вступления в отношения в шавваль. Наши ученые (шафииты) указали на его предпочтительность, опираясь на этот хадис. Айша (да будет доволен ею Аллах) этим высказыванием отвергала то, что было принято в эпоху невежества, а также то, что некоторые из простых людей сегодня представляют как нежелательность заключения брака и вступления в отношения в шавваль. Это неправильно и не имеет оснований, и это является одним из заблуждений эпохи невежества. Они считали это плохим знаком из-за значения слова “шавваль”, что связано с устранение и удаление (то есть они были убеждены, что не будет любви в браке, заключенном в месяце шавваль)».
[1] «Латаиф аль-ма’ариф», стр. 221.
[2] Муслим.
[3] Ан-Насаи.
[4] «Шарх Сахих Муслим» (8/238).
[5] «Хашият аш-Ширвани» (3/346).
[6] «Умдат аль-Мухтадж» (5/229).
[7] «Тухфат аль-Мухтадж» (3/456).
[8] «Нихаят аль-Мухтадж» (3/209).
[9] «Шарх аль-Минхадж» (3/232).
[10] «Мугни аль-Мухтадж» (2/184).
[11] «Лисан аль-Араб» (11/377).
[12] Муслим.
[13] Муслим.
darulfikr.ru