Аят 1
Самым важным и главным достоинством салавата (направления благословений в адрес пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является приказ и веление о нем от Самого Аллаха. Аллах говорит в Коране:
إِنَّ ٱللَّـهَ وَمَلَـٰٓئِكَتَهُۥ يُصَلُّونَ عَلَى ٱلنَّبِىِّ ۚ يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ صَلُّوا۟ عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا۟ تَسْلِيمًا
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. Верующие! Благословляйте его и приветствуйте миром». (Коран, 33:56)
В Коране Аллах предписал различные обязательные действия, включая намаз, пост, хадж и др. Он также описал благородные черты многих благословенных пророков и оказал им почет. Создав пророка Адама (‘алейхис-саллам), Аллах велел ангелам поклониться ему. Но ни в одном велении, ни в одном проявлении почета Аллах нигде не говорит, что Он тоже участвует в этом действии, и что верующим нужно следовать тому же. И лишь в отношении лидера обоих миров, гордости мира Аллах сначала говорит о том, что Он Сам благословляет его, далее сообщает, что это действие совершают и ангелы, а после этого велит и верующим благословлять его.
Что может быть более величественным, чем участие Аллаха и Его ангелов в действии вместе с верующими? Кроме того, знающие арабский язык видят, что аят начинается с частицы «инна» (воистину), которая особо подчеркивает его значение. К тому же, в аяте использован глагол настояще-будущего времени, указывающий на постоянство действия. Иными словами: не подлежит сомнению, что Аллах и Его ангелы постоянно благословляют благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Шейх Шамсуддин Сахави (1428–1497 – известный хадисовед и историк, автор сотен книг, ученик Ибн Хаджара Аскалани. Родился в Каире, умер в Медине) рахимахуЛлах, писал:
«Этот аят в настояще-будущем времени, выражающем продолжительность и постоянство, устанавливает, что Аллах и Его ангелы всегда благословляют благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)».
Автор книги «Дух разъяснения» писал: «Некоторые алимы говорили, что:
а) смысл благословения Аллахом состоит в возвышении благо-родного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) до Достохвального поста (Макам-Махмуд), являющегося позицией заступничества;
б) благословение ангелами – это их мольба о возвышении статуса благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и прощении его последователей;
в) смысл благословения верующими – в их следовании благо-родному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), любви к нему и упоминании его прекрасных качеств.
Эта честь, которую оказывает Аллах благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), намного выше уважения, проявленного к пророку Адаму (‘алейхис-саллам), когда Аллах велел ангелам поклониться ему. Дело в том, что в чести, оказываемой благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), участвует Сам Аллах, а в отношении пророка Адама (‘алейхис-саллам) веление было обращено лишь к ангелам. Как говорится:
«Разумные поймут, что эта честь
Иным пророкам не дана.
Последователям, а их не счесть,
Она никак не суждена».
يُصَلِّي عَلَيْهِ اللهُ جَلَّ جَلالُهُ بِهٰذَا بَدَا لِلْعَالَمِيْنَ كَمَالُهُ
«Благословение его Самим Аллахом демонстрирует всем творениям его совершенство».
Алимы обратили внимание на то, что в данном аяте благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) назван не именем Мухаммад, а словом «пророк», в то время как другие пророки называются по именам. Причина тому – особое уважение и почет по отношению к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В одном из аятов благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и пророк Ибрахим (‘алейхис-саллам) упоминаются вместе, но первый из них назван пророком, а второй – по имени:
إِنَّ أَوْلَى ٱلنَّاسِ بِإِبْرَٰهِيمَ لَلَّذِينَ ٱتَّبَعُوهُ وَهَـٰذَا ٱلنَّبِىُّ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ ۗ وَٱللَّـهُ وَلِىُّ ٱلْمُؤْمِنِينَ
«Самые близкие к Ибрахиму люди – те, кто последовал за ним, а также этот пророк и верующие. Аллах – Покровитель верующих». (Коран, 3:68)
Каждый раз, когда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) упоминается по имени, это связано с определенной причиной. Шейх Сахави (рахимахуЛлах) подробно рассмотрел этот вопрос.
Здесь следует отметить, что слово «салават», отнесенное одновременно к Аллаху, Его ангелам и верующим, – многозначное слово, используемое в различных целях, как об этом уже говорилось автором книги «Дух разъяснения».
Алимы поясняли различные значения слова «салават» в данном аяте. В отношении Аллаха, Его ангелов и верующих каждый раз подразумевается наиболее уместное значение. Некоторые алимы писали, что салават пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) означает похвалу и уважение в его адрес с милостью и любовью. Эта похвала и уважение будет соответствовать статусу того, с кем связывается салават. Например, говорят, что отец добр к сыну, сын добр к отцу, а братья добры друг к другу. Понятно, что доброта, проявляемая отцом к сыну, отличается от той, что демонстрирует сын по отношению к отцу, или той, что проявляют братья друг к другу.
Так же и здесь: благословение Аллахом благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) означает, что Аллах хвалит и оказывает ему почет с милостью и добротой. Ангелы тоже совершают салават, однако их салават, благословение и уважение будет в соответствии с их положением. Далее и верующим велено благословлять пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Имам Бухари (рахимахуЛлах) передавал сообщение от Абу Алии (рахимахуЛлах), что совершение Аллахом салавата – похвала в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в присутствии ангелов, а благословение ангелов – это их молитвы.
Господин Ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) трактовал слово «юсоллю́на» в данном аяте как «юбаррику́на», то есть они молят о благословении.
Как говорил шейх Ибн Хаджар (рахимахуЛлах), данное значение соответствует мнению Абу Алии, кроме разве что большей его конкретности. Можно увидеть, что, указывая на различные значения салавата, он называет наиболее предпочтительным мнение Абу Алии (рахимахуЛлах), согласно которому салават от Аллаха – это похвала в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а салават от ангелов и др. – это просьба к Аллаху о предоставлении салавата. Кроме того, эта просьба – об увеличении уже данного благословения, а не о начале предоставления благословения.
В хадисе говорится, что после ниспослания данного аята сподвижники (радиаллаху ‘анхум) сказали:
«Посланник Аллаха! Мы знаем, как приветствовать миром (давать салям в ат-тахияте намаза):
اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ
«Мира тебе, пророк, милости Аллаха и Его благодати!»
Научи нас совершению салавата».
Тогда благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обучил их следующим словам:
اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَعَلٰى آلِ مُحَمَّدٍ…
«О, Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада…»
Подробнее об этом будет рассказано во второй главе при обсуждении хадиса № 1.
Аллах велел верующим совершать салават в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). При этом сам же пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и научил людей методу его исполнения. Нам следует просить Аллаха вечно одаривать милостью пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ведь благословение и милость Аллаха безграничны. И это милость Аллаха, что дальнейшее благословение благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приписывается нам из-за нашей просьбы, в то время как в реальности лишь Аллах дарует салават. А разве кто еще способен одарить благословением пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообразно его статусу?
Шах Абдулкадир (рахимахуЛлах) писал:
«Просить Аллаха о проявлении Им милости и благословения по отношению к Своему благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его роду – очень добродетельный поступок. Милость, подобающая пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), нисходит к нему. И за это человек, попросивший об этом, получает десятикратное благословение. И теперь ему решать, сколько еще он его хочет добыть».
Хадис, на который ссылается Шах Абдулкадир (рахимахуЛлах), будет приведен в комментарии к третьему хадису.
Из всего этого мы видим безосновательность возражений некоторых невежд в отношении ситуации, когда аят велит верующим благословлять пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а верующие отвечают: «О, Аллах! Благослови пророка!» Возражение невежд состоит в том, что Аллах велит верующим благословить, а они вместо благословения просят, чтобы Аллах благословил Сам.
Во-первых, когда после ниспослания аята сподвижники (радиаллаху ‘анхум) спросили пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, как применить веление Корана на практике, именно указанному методу он их и обучил.
Во-вторых, наша просьба к Аллаху о предоставлении Его избранного благословения намного больше того, что мы могли бы дать пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сами.
В книге «Кауль бади» шейх Сахави (рахимахуЛлах) писал:
«В книге Амира Мустафы Туркамани Ханафи (рахимахуЛлах) написано: если кто спросит о причине, почему Аллах велит нам благословлять, а мы вместо собственно благословения просим: «Аллах, благослови Мухаммада», – то ответ заключается в том, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) безупречен, а мы с головы до ног в недостатках. Как же может тот, кто полон недостатков, подобающе похвалить того, кто безупречен? Поэтому мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он Сам благословил благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чтобы салават в адрес нашего чистого пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) исходил от Чистейшего Господа».
В книге «Лятаиф ва хикам» шейха Найшапури (рахимахуЛлах) тоже написано, что человек не должен в своей молитве говорить: «Я благословляю Мухаммада», – поскольку это не является подобающим. Вместо этого верующий должен просить своего Господа, чтобы Тот благословил пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и тогда в реальности Аллах благословляет пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), хотя в переносном смысле это действие приписывается нам из-за нашей мольбы.
Ибн Аби Хаджаля (рахимахуЛлах) тоже сообщает нечто подобное: когда Аллах велит нам благословлять, а наше благословение не может достигнуть подобающего уровня, тогда мы просим Аллаха. Лишь Он знает, что подобает статусу пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Это аналогично тому, как благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обращался к Аллаху: «Аллах, я не могу сполна восхвалить Тебя. Ты таков, как Ты Сам Себя восхвалил».
Шейх Сахави (рахимахуЛлах) говорил:
«Раз это установлено, то салават человека в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) должен совершаться так, как обучил нас этому сам пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Так возвышается ранг человека. Обильно и упорно совершайте салават, придавая ему должное значение, ведь обильный салават – один из признаков любви к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Если человек любит что-то, он часто об этом вспоминает».
Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил также от имама Зейн-уль-абидина (рахимахуЛлах), что обильный салават в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – признак людей Сунны (ахлюс-сунна).
Шейх Зуркани (рахимахуЛлах) писал в книге «Шарх Мавахиб»:
«Цель салавата – добыть близость к Аллаху посредством исполнения Его веления и выполнить долю прав благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обязательных для нас».
Хафиз Иззуддин ибн Абдуссалам (рахимахуЛлах) говорил:
«Совершение нами салавата – это не заступничество за благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Разве можем мы заступаться за него? Аллах велел нам расплачиваться с благодетелем за предоставляемые им блага. Самым великим благодетелем является благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Но мы не способны расплатиться с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) за его блага. Аллах пожалел эту нашу слабость и научил нас тому, как расплатиться с ним, велев совершать благословение. Но и на это мы не способны, поэтому просим Аллаха, чтобы Он Сам наградил благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подобающим величию Аллаха образом».
Указанный аят Корана велит верующим совершать салават, в связи с чем алимы считали салават обязательным. Подробнее об этом – в первом разделе четвертой главы.
Шейх Рази (рахимахуЛлах) в своем расширенном комментарии к Корану обсуждал возражение, которое может возникнуть в этой связи: если Аллах и Его ангелы совершают салават пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то в чем надобность салавата от нас?
Ответ на это – следующий: наш салават вызван не тем, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в этом каким-то образом нуждается, ведь будь это так, то и ангелам не нужно было бы совершать салават после того, как его совершил Сам Аллах. Наш салават – это выражение почтения к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Подобное мы видим и в велении Аллаха верующим поминать Его, в то время как Аллах не нуждается в этом поминании.
Шейх Ибн Хаджара (рахимахуЛлах) спросили, почему к Аллаху в этом аяте отнесено слово «салават» (благословение), а не «салям» (приветствие). Он ответил, что это может быть связано с наличием у слова «салям» двух значений:
а) мольба;
б) следование и послушание.
Оба значения корректны в отношении верующих. Потому они и получи-ли соответствующее веление. Но второе значение не уместно для Аллаха и Его ангелов. Поэтому «салям» не отнесен к ним.
Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил весьма пугающий случай в отношении данного аята. Он передавал рассказ Ахмада Ямани (рахимахуЛлах):
«Я был в Сане и увидел толпу, окружившую какого-то человека. Когда я начал расспрашивать, мне сказали, что этот человек читал Коран самым мелодичным голосом. Когда он дошел до аята «Аллах и Его ангелы благословляют пророка», он прочел его как: «Аллах и Его ангелы благословляют Али, пророка» (вероятно, этот человек был рафидитом). Стоило ему произнести эти слова, как он онемел, ослеп, его охватил паралич и поразила проказа».
Эта история – суровое предупреждение. Да защитит нас Аллах от неуважения к Нему, Его Священной Книге и пророкам! По невежеству и небрежности мы не обращаем внимания на свои слова. Да убережет нас Аллах от Своего гнева!
Аят 2
قُلِ ٱلْحَمْدُ لِلَّـهِ وَسَلَـٰمٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ ٱلَّذِينَ ٱصْطَفَىٰٓ
«Скажи: Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!» (Коран, 27:59)
Алимы писали, что этот аят – как проповедь к последующей теме. В данном аяте благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велено восхвалить Аллаха и поприветствовать Его избранных людей.
Шейх Ибн Кясир (рахимахуЛлах) в комментарии к Корану писал, что Аллах велел Своему пророку дать салям Его избранным рабам. Таковыми являются Его посланники и пророки, что подтверждается:
а) сообщением от Абдуррахмана ибн Зейда ибн Асляма, согласно которому избранными рабами Аллаха являются пророки;
б) аятами Корана:
سُبْحَـٰنَ رَبِّكَ رَبِّ ٱلْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ ﴿﴾ وَسَلَـٰمٌ عَلَى ٱلْمُرْسَلِينَ ﴿﴾ وَٱلْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ
«Чист твой Господь, Господь величия, от того, что они приписывают Ему. Мир посланным! Вся хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран, 37:180–182)
Имам Суфьян Саури, Судди и др. говорили, что здесь подразумеваются сподвижники (радиаллаху ‘анхум). Об этом сообщается также от господина Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху).
Между данными двумя мнениями нет противоречий, ведь если сюда включаются сподвижники, то пророки тем более должны быть включены.
Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария аль-Ханафи
Из книги: «Польза салавата», стр. 5-13
islamdinr.ru