Это самый лучший месяц для поста, после Рамадана (для нафиль-постов).
- Особенно рекомендовано поститься 10-го Мухаррама, известного как День Ашура, прибавляя к нему еще день поста до или после этого дня2.
- Также очень приветствуется в этот день (10-го Мухаррама) давать садака.
Достоинства поста в месяц Мухаррам и его первые 10 дней
Муслим передает от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал:
«Лучшие из постов после Рамадана – посты в месяц Аллаха, который ты называешь Мухаррам. А лучшая молитва после обязательной молитвы – тахаджуд«. 3.
Это относится к общим желательным постам, согласно имаму Ибн Раджабу, рахимахуллах:
И самые лучшие дни для соблюдения желательного поста – это дни Мухаррама, подобно тому как самое лучшее время для дополнительной молитвы – это глубокая ночь (молитва тахаджуд).
Достоинство и высокий статус этого месяца могут быть подтверждены тем, что Пророк называл его Месяц Аллаха – (Шахр Аллах).
Аллах связывает со Своим Именем лишь самые дорогие Свои создания, например, Пророка Мухаммада, Ибрахима, Исхака, Якуба и других назвали Его рабами, а Каабу назвали Домом Аллаха.
Учитывая, что Аллах оставил соблюдение поста между Собой и рабами и выделил пост среди всех духовных стараний (сказав: Пост — Мой), так же, как связал со Своим именем месяц Мухаррам, будет подходящим посвятить этот месяц именно этому виду ибадата (то есть посту).
Соблюдение поста – тайна между рабом и Господом. Об этом Всемогущий Аллах сказал (в хадисе кудсиййя):
«Любое действие Адама — его, кроме поста. Пост – Мой, и это Я вознаграждаю за него«4.
Пророк Мухаммад также сказал:
«Постящийся получает две радости: одну – когда открывает пост, а другую – когда встречается со своим Господом«5.
Ночная молитва
Что касается дополнительной ночной молитвы (кыям аль-ляйль), то она превосходит все другие дополнительные молитвы, совершаемые в течение дня, потому что она ближе всего к скрытому и ближе к искренности (ихлясу).
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы»6.
Это потому что время ночного выстаивания – самое лучшее из всех времен для дополнительной молитвы, и в это время раб находится ближе к своему Господу. Это время, когда открыты врата небес, когда принимаются дуа и исполняются нужды.
Всевышний Аллах возвышает тех, кто просыпается среди ночи для поминания, обращений к Нему с дуа, тавбу и мунаджа, говоря:
Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его милосердия, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами.И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему7.
Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: «Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в Единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха?» Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления8.
И Он сказал Своему Пророку :
Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни9.
Говорится также, что те, кто поклонялся среди ночи, войдут в Рай без отчета и что выстаивание ночной молитвы укорачивает время Стояния в День Суда.
Вот почему Пророк сказал:
Усердствуйте в молитве среди ночи, поскольку это путь праведников, что были до вас. Молитва тахаджуд – средство приближения к Всевышнему Аллаху, искупления дурных дел, защита от грехов, отведение болезней от тела 10.
Аналогично говорится, что пост – средство для хорошего здоровья.
Передается, что Пророк сказал:
Постись, и у тебя будет хорошее здоровье11 .
Для любящих нет времени радостней, чем то, когда они находятся наедине в компании Возлюбленного. Это – исцеление их сердец, к которому они должны стремиться.
Вот почему Абу Сулейман ад-Дарани сказал:
Люди ночи находят больше удовольствия, чем люди ляхва (чем люди отвлечения). И, если бы не ночь, я бы не хотел жить.
День Ашура: десятое Мухаррама
Передается в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса , что, когда его спросили о посте в день Ашура, он сказал:
Я не видел Посланника Аллаха постящимся более жадно (в стремлении), чем в этот день (имея в виду день Ашура), желая снискать его благодать 12.
День Ашура – это день огромного значения и святости (хурма). Достоинство поста в этот день знали пророки, алейхиму ссалям. Пророки Нух, алейхи ссалям, и Муса, алейхи ссалям, постились в этот день.
Наш Пророк соблюдал пост в этот день, еще будучи в Мекке, до хиджры, до того, как повелевал соблюдать его другим, как говорится в сборниках Бухари и Муслима13.
Когда Пророк переселился в Медину и увидел, как люди Писания почитают этот день и постятся в него, он повелел мусульманам также соблюдать пост и так настойчиво, что даже дети постились в этот день.
Приводится в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса , что Пророк достиг Медины и обнаружил, что иудеи постились в День Ашура, и он спросил их:— Что это за день? Почему вы поститесь?Они ответили:— Это великий день. Аллах спас Мусу и его народ, а Фараона и его народ утопил. Муса постился из благодарности, поэтому и мы постимся.Посланник Аллаха сказал:— Мы более достойны пророка Мусы, чем вы. И он тоже постился и повелел поститься остальным14.
В конце жизни Посланник Аллаха принял решение поститься не только один этот день, но и другой в паре с ним (будь то до него или после), чтобы отличаться от людей Писания.
В «Сахихе» Муслима приводится от Ибн Аббаса :Когда Посланник Аллаха стал поститься в День Ашура и сказал сподвижникам поститься, они ответили:— О Посланник Аллаха! Этот день почитают иудеи и христиане.Тогда Посланник Аллаха сказал:— В следующем году, если угодно Аллаху, мы будем поститься девятого Мухаррама (вместе с десятым).Но в следующем году Посланника Аллаха уже не было в этом мире15.
В «Муснаде» Имама Ахмада также есть хадис от Ибн Аббаса, что Пророк сказал:
Поститесь в день Ашура и отличайтесь от иудеев тем, что прибавите день поста за день до него или следующим днем16.
Садака в день Ашура
Передается от Абдуллы ибн Амра аль-Аса :
Кто бы ни постился в день Ашура, он будто бы постился весь этот год. Кто бы ни раздал садака в этот день, он подобен тому, кто раздавала садака весь год.
Траур десятого Мухаррама – это новшество
Что касается траура и плача шиитов в этот день по причине мученической гибели нашего господина Хусейна ибн Али , то это относится к действиям тех, кто руководствуется заблуждением, в то время как они думают, что поступают верно. Ни Всевышний Аллах , ни его Пророк не повелевали горевать в дни бедствий пророков или их гибели, не говоря уже о других людях.
[Фараз Раббани: факихи также говорят о том, что считать Мухаррам месяцем траура – дурное новшество. Не считается нежелательным (макрух) жениться в этом месяце. Это в высшей степени порицаемое новшество – участвовать в ритуалах шиитов, оплакивающих смерть Хусейна ]
Некоторые из достоинств Дня Ашура
Это день, в который Аллах простил целый народ. Тирмизи упоминает, что Пророксказал одному человеку:
«Если хотите поститься, помимо месяца Рамадан, то поститесь в Мухаррам, поскольку он содержит день, в который Аллах простил целый народ, и он Он внимает тем, кто совершает таубу в этот день»17.
И лишь от Аллаха тауфик.
- 1. Отрывок из «Латаиф аль-Маариф ма ли Мавасим аль-Ам мин Вахдаиф» имама Ибн Раджаба ал-Ханбали, рахимахуллах.
- 2. Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитата из Касани аль-Бадаи.
- 3. Муслим, 1163.
- 4. Бухари, Муслим – от Абу Хурайры.
- 5. Муслим.
- 6. 79:3.
- 7. 32:16-17.
- 8. 39:9.
- 9. 17:79.
- 10. Тирмизи – 3543, Байхаки и другие (этот хадис – хасан – хороший).
- 11. Ахмад, от Абу Хурайры.
- 12. Бухари (2006), Муслим (1132).
- 13. Бухари (2002), Муслим (1125).
- 14. Бухари (2004), Муслим (1130).
- 15. Муслим (1134), Абу Дауд (24451).
- 16. Ахмад.
- 17. Тирмизи (841).
Шейх Фараз Раббани
darulfikr.ru
darulfikr.ru