Вера хочет овладеть нашим нафсом, но шайтан и сам нафс бьются против нее. В наши дни нас больше волнуют войны, которые происходит в мире вокруг нас: мы обсуждаем, кто победил, а кто проиграл. Но мы забываем о войне, которая ведется внутри нас, и сосредоточиваемся на войнах вокруг. Но на деле мы — мусульмане — проигрываем в мире вокруг, потому что наш нафс проигрывает внутри. Если мы хотим победить в мире снаружи, сначала надо победить нафс.
Это становится ясно из следующего хадиса:
أَفْضَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِسْلَامًا , مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ , وَأَفْضَلُ الْجِهَادِ , مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ وَهَوَاهُ فِي ذَاتِ اللهِ، وَأَفْضَلُ الْمُهَاجِرِينَ , مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللهُ عَنْهُ
«Величайший джихад — тот, который ведешь сам с собой»[1].
В одном из хадисов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
أفضل الجهاد أن يجاهد الرجل نفسه[2]
«Самый доблестный джихад — тот, который человек ведет сам с собой».
Человек создан из четырех компонентов:
1. Песок
2. Вода
3. Огонь
4. Воздух
Каждый из этих компонентов представляет себя по-своему. Когда человек злится, это выражение огня внутри него. Когда человек щедр, это суть воды. Когда человек горделив и заносчив, это выражение воздуха. А когда он скромен, это говорит песок, из которого он создан. Каждый из этих компонентов естественен. И их проявления тоже естественны. Но все же надо умеренно выражать гнев, гордость, щедрость и скромность.
Каждый компонент здесь важен. Иногда надо разгневаться, если нарушается Шариат. Иногда следует быть щедрым, чтобы поддержать семью, например. И гордость тоже иногда нужна, если, например, защищаешь Ислам. А в другое время надо быть скромным — в общении с мусульманами, к примеру.
Если человек расслаблен, когда ему надо быть агрессивным, это недостаток. Если он скупится и не тратит деньги на семью, это тоже изъян. Если он стыдится Ислама перед немусульманами, это комплекс неполноценности. Если же человек заносчив и самодоволен в общении с мусульманами, это опять же недостаток.
Шариат учит нас направлять каждое чувство в свое русло. От нас не требуется уничтожить естественные человеческие порывы: гордость, щедрость, гнев и кротость. Более того, их невозможно уничтожить. Каждому человеку присущи чувства и инстинкты. Но путь изменения лежит через приведение этих чувств в порядок, поиск равновесия в них и направление их в нужное русло.
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда Всевышний Аллах говорит о страстях, Он осуждает следование им. А если человек идет против своих страстей, Аллах обещает Рай».
Всевышний Аллах говорит:
В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
ولو اتبع الحق أهواءهم لفسدت السماوات والأرض[4]
«А если бы истина (Коран) следовала их прихотям, то пришли бы в беспорядок небеса, земля и все, кто на них».
[1] الجامع الصحيح للسنن والمسانيد (4/ 92)
وَعَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَمْرٍو — رضي الله عنهما — قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ — صلى الله عليه وسلم -: » أَفْضَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِسْلَامًا , مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ , وَأَفْضَلُ الْجِهَادِ , مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ وَهَوَاهُ فِي ذَاتِ اللهِ، وَأَفْضَلُ الْمُهَاجِرِينَ , مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللهُ عَنْهُ » (1)
(1) أخرجه ابن نصر في » الصلاة » (142/ 2) , صَحِيح الْجَامِع: 1129 , الصَّحِيحَة: 1491
[2] قال النبي صلى الله عليه وسلم : ( أفضل الجهاد أن يجاهد الرجل نفسه وهواه ) رواه ابن النجار
{وَلَا تَتَّبِعِ الْهَوَى فَيُضِلَّكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ} [ص: 26] [3]
{وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَنْ فِيهِنَّ} [المؤمنون: 71]
azan.ru [4