Алляма Бусайри (да помилует его Аллах) описывает немощного старика, который все еще сражается против бунтующей души. Ему скоро уже покидать этот мир, и он должен подготовиться к смерти и вечной жизни после нее.
В этом отчаянии он ищет духовного наставника (шейха), чтобы тот помог справиться со страстями.
Духовный наставник рассказывает ему о душе (нафс):
- Нафс — аммара, то есть он стремится удовлетворить свои страсти.
- Нафс словно строптивый конь, которого надо сдерживать поводьями.
- Нафс словно грудной ребенок, которого надо уже отлучить от груди.
Затем алляма советует не уступать желаниям нафса, поскольку нафс никогда не успокоится. Он ведет себя как обжора, который никогда не наедается никаким количеством еды. Наконец он говорит, что следует не давать душе все, что она хочет, иначе нафс убьет духовную жизнь или по меньшей мере сделает ее неполноценной.
Духовный наставник сначала повествует о нафсе, а потом дает три совета, как его одолеть:
- 1. Отказаться от грехов (اجتناب عن المعاصي)
- 2. Следить за движениями души, не позволять ей делать что вздумается
- 3. Быть умеренным во всем
И завершает он советами, как подготовиться к смерти и вечной жизни:
- استغفار (истигфар) — Просить прощения у Всемогущего Всевышнего Аллаха.
- استقامت (истикамат) — Проявлять постоянство в религии Ислам и в поклонении.
- مجاهدة (муджахада) — Быть усердным в поклонении Всевышнему Аллаху.
У каждого из нас есть два врага: один из них — шайтан, а второй — нафс. Всевышний Аллах говорит в Коране:
Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
أعدى عدوِّك نفسك التي بين جنبيك[2]
«Твой худший враг, величайший враг внутри нас самих, — это сама душа (нафс)».
Если дом грабят и расследование обнаруживает, что было два грабителя: один внутри дома, а второй — снаружи, то очевидно, то с грабителем вне дома проще разобраться, чем с тем, кто внутри. Грабитель снаружи работает в паре с грабителем внутри. Грабитель внутри — это наш нафс, а грабитель снаружи — это шайтан. Именно нафс работает с шайтаном и усиливает наши страсти.
В конце концов кто запутал шайтана? Не другой шайтан. Его запутал его собственный нафс. Поэтому наизлейший враг — это не шайтан, но нафс внутри нас самих.
Мы живем в мире страстей и желаний. Всевышний Аллах говорит в Коране:
زين للناس حب الشهوات من النساء والبنين والقناطير المقنطرة من الذهب والفضة والخيل المسومة والأنعام والحرث[3]
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов».
Первый вид страстей — это женщины. Для любого мужчины женщины естественно притягательны. Если он не контролирует нафс, то естественное влечение превращается в болезнь. Мужчина смотрит на красивую женщину, а потом видит более красивую и уходит к ней. И каждая новая женщина красивей предыдущей. Разве это закончится? Эта болезнь не прекращает развиваться. Единственный способ выздороветь — это сразиться с нафсом и победить болезнь.
Второй вид страстей связан с детьми. Дети подвергают веру огромному испытанию.
Третий вид — испытание богатством. Всевышний Аллах перечислил следующие виды богатства:
الذهب والفضة والخيل المسومة والأنعام والحرث
- Золото
- Серебро
- Породистые скакуны. В наше время это быстрые автомобили: BMW, X6, «Порше» и другие подобные им
- Животные. В наше время это может относиться к фабрикам и заводам, так как они связаны с производством
- Сады. В наше время сады можно сопоставить с разными инвестициями, так как они ассоциируются с ростом и развитием
Внутри верующего идет война: вера (иман) борется с нафсом и шайтаном. С нашей верой сражаются два врага, и поэтому мы не знаем покоя. У нафса и у шайтана два сильных и огромных войска. Но и на стороне веры сильнейшая армия, альхамдулиллях. Война между верой и коалицией нафса и шайтана ведется за человеческое сердце.
{إِنَّ الشَّيْطَانَ لِلْإِنْسَانِ عَدُوٌّ مُبِينٌ} [يوسف: 5] [1]
[2] جامع العلوم والحكم ت الأرنؤوط (1/ 490)
عَنْ أَنَسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: » «لَيْسَ عَدَوُّكَ الَّذِي إِذَا قَتَلَكَ أَدْخَلَكَ الْجَنَّةَ، وَإِذَا قَتَلْتَهُ كَانَ لَكَ نُورًا، أَعْدَى عَدُوِّكَ
نَفْسُكَ الَّتِي بَيْنَ جَنْبَيْكَ» «.
[3] {زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاءِ وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنْطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالْأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللَّهُ عِنْدَهُ حُسْنُ الْمَآبِ} [آل عمران: 14]