Любовь к Посланнику Аллаха ﷺ — это важнейшая часть нашей веры.
В одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا يؤمن أحدكم حتى أكون أحب إليه من والده وولده والناس أجمعين
“Твоя вера не совершенна, пока ты меня не любишь больше, чем отца, детей и все человечество”[1].
В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ ، وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإِيمَانِ
“Если в человеке есть три качества, он почувствует вкус веры”.
Одно из них такое:
أَنْ يَكُونَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ ، أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا
“Он любит Аллаха и Его Посланника больше всего остального”[2].
Анас передает, что один сельчанин пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил его:
متي الساعة
“Когда Судный день?”
Посланник Аллаха ﷺ укорил его и сказал:
ما أعددت لها؟
“А что ты для него приготовил?”
Сельчанин ответил:
ما أعددت لها من كثير صلاة ولا صوم ولا صدقة ولكني أحب الله ورسوله
“Я не подготовил много намазов, постов и милостыни, но я люблю Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ”.
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
أنت مع مَنْ أحببت
“Ты с тем, кого любишь”[3].
Когда сподвижники услышали его ответ, их охватила радость, ведь они любили Посланника Аллаха ﷺ.
Для них это была благая весть — что они навсегда пребудут с Посланником Аллаха ﷺ в Раю. Пусть Всевышний Аллах объединит нас в Раю с Посланником Аллаха ﷺ. Амин.
Есть два вида любви:
A. Природная любовь
Это как природная любовь между матерью и ребенком. Такая любовь не поддается разуму. Любовь, которая в свете Корана и Сунны требуется от нас к Посланнику Аллаха ﷺ, именно такова. Согласно Корану и хадисам, именно такой любовью мы должны любить Посланника Аллаха ﷺ. И именно такой любовью его любили сподвижники.
Три случая относительно любви к Посланнику Аллаха ﷺ:
- У Бухари (т. 2, китаб аль-магази) передается:
В Лучезарную Медину пришли немусульмане и попросили Посланника Аллаха ﷺ направить с ними делегацию, чтобы та обучила их Исламу. Посланника Аллаха ﷺ выбрал десять сподвижников. Это племя предало Посланника Аллаха ﷺ и сподвижников и убило избранных сподвижников. Выжили трое из них. Одним из них был Зейд ибн Дасина, вторым — Хубайб (да будет доволен ими Аллах).
Когда пришло время убить Зейда ибн Дасину, Абу Суфьян, который в то время еще был неверующим, сказал Зейду: «На тебя направят копья, и тебя убьют. Из тебя потечет кровь. Ты женат, у тебя дети, твоя жена станет вдовой, а дети — сиротами. Не желаешь ли ты, чтобы вместо твоей забрали жизнь Мухаммада?» Зейд ибн Дасина ответил: «Я знаю, что на меня направят копья, кровь забьет из меня и я умру. Моя жена станет вдовой, печалясь обо мне, мои дети останутся сиротами, лишенными защиты, но, несмотря на все это, я не перенес бы даже того, что колючка уколет благословенную ногу Посланника Аллаха ﷺ, не говоря уже о том, чтобы Посланник Аллаха ﷺ оказался на моем месте и его убили. Боль от колючки, которая уколет Посланника Аллаха ﷺ, сильнее для меня, чем [боль от того] что моя жена станет вдовой, а дети — сиротами». Вот как сподвижники любили Посланника Аллаха ﷺ [4].
- В сборнике Бухари о Джувайрии (да будет доволен ей Аллах) говорится следующее:
Ее отцом был Харис ибн Дирар, вождь племени бану Мусталик. Посланник Аллаха ﷺ и сподвижники атаковали племя бану Мусталик и получили от них много трофеев. Джувайрия (да будет доволен ей Аллах) была взята в плен. Харис ибн Дирар прибыл в Лучезарную Медину освободить дочь. Он привел лучших верблюдов, чтобы отдать их в качестве выкупа. Посланник Аллаха ﷺ сказал Джувайрии (да будет доволен ей Аллах), что отец пришел забрать ее.
Она ответила, что, побыв рядом с Посланником Аллаха ﷺ, она «не может отдать более никому предпочтение, даже если это означает остаться вдали от отца». Представьте только, как она любила Посланника Аллаха ﷺ. Не забывайте при этом, что она была принцессой и наслаждалась всеми благами этого мира, но все равно выбрала быть с Посланником Аллаха ﷺ, хотя провела с ним короткое время.
3. Во время переговоров в Худайбии один из переговорщиков, который пришел обсудить мирный договор, сказал своим соратникам, что он был у властителей Рима и Персии и видел их двор, но никогда не видел, что кто-то был предан другому так же, как преданы Мухаммаду ﷺ его сподвижники. Когда Посланник Аллаха ﷺ совершал омовение, сподвижники не давали воде, которая стекала, даже коснуться земли[5].
B. Привитая любовь
Этот тип любви создается по разным причинам. В контексте темы любви к Посланнику Аллаха ﷺ надо отметить, что есть множество причин любить его. Перечислим три из них, которых достаточно, чтобы породить любовь к Посланнику Аллаха ﷺ в сердце.
- Джамаль — красота Посланника Аллаха ﷺ
Когда Посланник Аллаха ﷺ был в Мирадже, он увидел, как красив Юсуф (мир ему). Посланник Аллаха ﷺ сообщил нам, что Всевышний Аллах создал красоту и разделил ее на две части: одну Он поместил в Юсуфа (мир ему), вторую распределил по остальным творениям. Представьте, насколько красив был Юсуф (мир ему)! Но красота Посланника Аллаха ﷺ превосходила его красоту.
В «Ад-Дурр ас-самин» Шах Валиуллах пишет, что отец сказал ему следующее:
بلغني قال انا املح و يوسف عليه السلام اسبح
“До меня было доведено, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: « У меня маляхат, а у Юсуфа (мир ему) сабахат»”.
(Маляхат — это красота, которая привлекает и успокаивает, сабахат — яркая красота)
Когда человек видел Посланника Аллаха ﷺ, он хотел видеть его ﷺ вновь и вновь, поскольку красота Посланника Аллаха ﷺ возрастала с каждым взглядом, будто бы в его явной красоте были сокрыты миллионы красот.
Хасан ибн Сабин (да будет доволен им Аллах) пишет:
و أحسن منك لم ترى قط عيني … و أجمل منك لم تلد النساءُ
خُلِقَت مجرداً من كل عيبٍ … كأنك قد خُلِقتَ كما تشاءُ
Мои глаза не видели никого красивее тебя.
Ни одна женщина не рожала никого красивее тебя.
Всевышний Аллах создал тебя чистым от любого изъяна.
Ты будто бы создан таким, каким хотел быть создан.
Один поэт сказал:
يا صاحب الجمال ويا سيد البشر
О обладатель красоты и господин людей,
من وجهك المنير لقد نورت القمر
Луна светит из сияния твоего лица.
لا يمكن اثناء كما كان حق
Невозможно восхвалить тебя как подобает.
- Камаль — совершенство Посланника Аллаха ﷺ
Посланник Аллаха ﷺ говорит:
انا سيد ولد أدم يوم القيامة
«Я буду предводителем человечества в Судный день.
انا اول شاف واول مشفع
Я буду первым, кто заступится, и первым, чье заступничество будет принято»[6].
- Ихсан — нрав Посланника Аллаха ﷺ
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لقد أوذيت في الله وما يؤذى أحد
«В передаче сообщений Всевышнего Аллаха никто так не страдал (таклиф), как я»[7].
Какова была бы жизнь без веры? Изучите жизнь немусульман — и тогда мы оценим нашу жизнь верующих. Наш иман и качество жизни с верой достигнуто большими жертвами Посланника Аллаха ﷺ. Наша вера — это по сути и есть ихсан Посланника Аллаха ﷺ в наш адрес. Если мы хотим привить себе любовь к Посланнику Аллаха ﷺ, ведите себя хорошо с людьми и помогайте им.
Однажды в Египте несколько человек проповедовали. И один из них во сне совершил зиярат к Посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему, что есть такой-то конкретный человек, что надо пойти к нему и сообщить, что я им доволен. Посланник Аллаха ﷺ назвал этого человека, его отца и его деда. Этот проповедник видел этот сон три ночи подряд. Он был иностранцем и стал расспрашивать местных о том человеке. В конце концов его направили к нему. Когда он увидел его, то был поражен: у него были длинные волосы, как у хиппи, и из его небольшой палатки раздавалась музыка. Он подумал: что же такого в этом человеке, что Посланник Аллаха ﷺ им доволен? Он подошел к этому человеку, уточнил его имя, имя его отца и деда. Человек удивился, что незнакомец знает его имя и имя его отца и деда.
Он рассказал ему свой сон, и тот разрыдался, услышав его. Тогда его спросили, что такого благого он сделал, что Посланник Аллаха ﷺ им доволен. Он ответил: «Ты, наверное, ничего хорошего во мне не видишь. Но все же я сделал одно хорошее дело, и, возможно. Посланник Аллаха ﷺ доволен мной из-за этого. У меня был сосед, с которым я дружил тридцать лет. Он скончался и оставил вдову и сирот. Некому было помочь им. Они были в отчаянии. Я решил отдавать им половину своего дохода каждый месяц — так я смогу поддержать моего друга и его семью. Я думаю, что Посланник Аллаха ﷺ доволен мной именно поэтому». И потому он поменял свой образ жизни, приведя ее в соответствие с Сунной.
Мы делаем дуа, чтобы Всевышний Аллах сделал так, чтобы мы искренне любили Посланника Аллаха ﷺ и привил нам его Сунну.
azan.ru