О Аллах! Я категорически запрещаю всем людям пренебрегать правами двух слабых существ: сирот и женщин!
Ибн Маджа, Адаб, 6
Хотя до прихода Ислама некоторые родовитые женщины Аравийского полуострова занимали привилегированное положение, однако в большинстве своем положение женщин было плачевным. Прежде всего, в результате нескончаемых межродовых войн женщины считались военными трофеями и поэтому никогда не имели никаких прав. Например, часто их использовали в качестве невольниц и служанок, но нередки были случаи, когда их заставляли заниматься проституцией, чтобы они приносили прибыль своим хозяевам. Кроме всего прочего, когда у женщины умирал муж, у нее не было никаких гарантий безопасности. Часто, если она не успевала найти прибежище в доме своего отца, она попадала в руки младшего брата покойного мужа. Мужчины брали в жены столько женщин, сколько им заблагорассудится. До Ислама у женщин не было никаких прав на наследство.
Разумеется, в обществе, где женщины занимали столь жалкое положение, иметь дочерей считалось позором. Следовательно, каждый араб считал своим долгом избавиться от этого позора, и часто девочек заживо закапывали в землю.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что женщины были, прежде всего, средством для удовлетворения половых потребностей и были лишены элементарных человеческих прав.
Вместе с приходом Ислама на нашу планету положение женщин изменилось самым кардинальным образом. Законами Ислама прелюбодеяние было объявлено страшным грехом и заклеймено позором. Честь, достоинство и права женщин были провозглашены священными и подлежали охране со стороны государства. После этого никто не имел права принудить женщин торговать своим телом. Даже слова, задевающие честь и добродетель женщин, стали уголовно наказуемыми деяниями.[1]
Категорически было запрещено унизительное отношение к девочкам. Божественные законы большое внимание уделяли запрету на убийство невинных детей.[2] Согласно принципам истинной религий, между мужчиной и женщиной, которых Аллах сотворил людьми, нет никаких различий. И мужчины, и женщины имеют одинаковые права. Единственное, чем человек может быть выше других, это степенью богобоязненности. В этом отношении в некоторых аятах Корана сообщается следующее:
«О люди! Мы сотворили вас от (пары): мужа и жены. И создали из вас (семейные) роды и (разные) народы, чтоб вы могли друг друга знать. Ведь пред Аллахом самый чтимый — тот, кто праведней из всех вас станет. Поистине, Аллах Всезнающ и ведает о всем и вся!» [3]
«Господь услышал их (призывы) и ответил: «Не дам Я никогда пропасть ни одному деянию людскому, будь то мужчина или дева».[4]
«Тот, кто творит добро и верует (в Аллаха), будь то мужчина или дева, тому Мы жизнь благодатную даруем и воздадим награду им по соответствию их лучших дел».[5]
Наряду с тем, что с точки зрения богобоязненности и благочестия мужчины и женщины имеют одинаковое положение, они имеют свои физиологические и психологические особенности. Никто не имеет права считать себя выше других, ибо в Коране повелевается следующее:
«И не желайте вы тех благ, которыми Аллах (так щедро) одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросите у Аллаха. Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!»[6]
Следовательно, мужчины и женщины должны видеть друг в друге не соперников, а взаимно дополняющих друзей и помощников. С одной стороны, в Коране говорится, что «они есть покрывала вам, и вы – покрывала им»,[7] а с другой стороны подчеркивается, что это является доказательством существования Всемогущего Творца, Создателя всего сущего.
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ
وَرَحْمَةً أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً
إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«И из Его знамений — то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство). Взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям».[8]
Помимо этого, в Коране женщины упоминаются как матери, и после благочестия наше внимание акцентируется на хорошем отношении к родителям. Особенно когда они достигают преклонного возраста. Даже говорится о том, что запрещается недовольно вздыхать при них.[9]
Коранические постулаты, высказывания и решения пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во всем соответствуют друг другу. Воспевая достоинства женщин и призывая хорошо к ним относиться, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Рай находится под ногами матерей!»[10]
Благодаря такому отношению, женщины нашли в его лице настоящего покровителя и защитника, который очень добр к ним, который примиряет супруг, защищает права слабых, призывает мужчин хорошо относиться к женам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в личной жизни был примером, достойным подражания.
Он отзывался о женщинах, которых часто обижали и даже избивали, как о самых прекрасных созданиях. При этом он ставил их в один ряд с сиротами и возносил за них такую молитву:
«О Аллах! Я категорически запрещаю всем людям пренебрегать правами двух слабых существ: сирот и женщин!»[11]
Каждый человек, принявший Ислам и украсившийся возвышенными нравами, прекрасно относился к женщинам и, в особенности, к своим женам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поучал мужчин таким образом:
«Самый прекрасный из мусульман с точки зрения искренности тот, кто обладает прекрасными нравами. Самый лучший из вас тот мужчина, который лучше всех относится к своим женам!»[12]
В другом хадисе этот же критерий Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выразил в такой форме:
«Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своим женам. И лучше всех к своим женам отношусь лично я!»[13]
Он всегда делал серьезные предупреждения мужчинам, избивавшим своих жен. И когда ему становилось известно о таких случаях, он всегда выражал свое неудовольствие. Однажды к нему явилась целая делегация женщин, которых избивали мужья. Выслушав жалобы женщин, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
«Мужчины, обижающие своих жен, не могут являться лучшими из вас!»[14]
Читая как-то проповедь в мечети, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к мужчинам, воскликнул:
«Некоторые из вас бьют своих жен, как рабынь. А ведь вполне вероятно, что ночью вы будете спать с ними в одной постели!»[15]
В другой раз пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал правоверным следующее наставление:
«Пусть никто из верующих не злится на свою супругу. Если даже вам не по нраву какая-то черта характера, то ведь вполне может понравиться ее другая черта».[16]
Вполне вероятно, что каждый мужчина или женщина могут быть в чем-то успешными, а в чем-то нет. Некоторые могут допустить серьезные ошибки и просчеты. Ведь всего этого просто невозможно избежать. Каждого человека необходимо оценивать соответственно его способностям и умениям, проблему нужно решать с миром, не задевая самолюбия и чувства личного достоинства. Это является методом Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Имея в виду тех мужчин, которые до сих пор не могут избавиться от привычек джахилии, когда кругом царило темное невежество, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Я советую вам хорошо относиться к своим супругам. Ибо женщина сотворена из ребра. Самым кривым местом ребра является его верхняя часть. Если попытаешься выпрямить ребро – поломаешь его. Оставишь так, как есть, опять останется согнутым. В таком случае, следуйте моим советам!»[17]
В другом хадисе приводится и такой вариант этого высказывания:
«Женщины подобны ребрам. Попытаетесь выпрямить их, поломаете. Если вы хотите использовать женщин, воспринимайте их такими, какие они есть».[18]
Этими высказываниями пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не ставил целью сообщить нам анатомические особенности женщин. Путем сравнения он дал нам урок, каким образом можно сосуществовать с женщинами.
Некоторые ученые выражение «Самым кривым местом ребра является его верхняя часть» истолковали следующим образом: «Самым проблемным органом женщины является ее язык».[19] Подобный вывод они сделали на основе хадиса, в котором говорится, что женщины именно из-за своего языка попадут в ад. Содержание этого хадиса таково:
«Вы (женщины) очень много проклинаете и быстро забываете положительные стороны своих мужей».[20]
Как известно, проклятия и обидные высказывания в адрес мужей произносят языком. Часто бывает, что некоторые женщины, не беря во внимание материальные возможности семьи, начинают желать те вещи, которые они увидели у соседей. Когда они не могут приобрести эти вещи, женщины начинают исторгать ругательства, рассказывать о семейных секретах чужим людям, сплетничать и поносить мужей. А все эти негативные поступки совершаются посредством языка.
С другой стороны, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что женщины, проникнутые нравами светлого учения Ислама, представляют собой большую ценность для мужчин. Поэтому он говорил следующее:
«Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное, что представляет собой ценность в этом мире, – это праведная женщина!»[21]
В другом хадисе пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отзывался о женщинах таким образом:
«Три вещи делают человека счастливым: богобоязненная жена, хороший дом и хорошее средство передвижения. Три вещи делают человека несчастным: плохая жена, плохой дом и плохое средство передвижения».[22]
Амр бин Ахвас (радыйаллаху анху) передавал, что во время прощальной хутбы (проповеди) пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Сподвижники! Я советую вам хорошо относиться к женам. Следуйте моим советам, ибо они (женщины) даны под ваше правление и покровительство. Пока они не совершат очевидную мерзость или безнравственный поступок, вы не имеете права подвергать их мучениям. Если они совершат аморальное деяние, не ложитесь с ними рядом. (Если и это не поможет), побейте их слегка по мягкому месту. И если они все поймут и станут покорны вашей воле, больше не причиняйте им неудобств. Знайте! Как вы имеете права на своих женщин, так и они имеют на вас права! Ваши права заключаются в том, что женщины обязаны хранить вашу честь и никогда не впускать в дом нежеланных людей. Что касается прав женщин, то вы обязаны их одевать и кормить, создавать для них хорошие условия для нормальной жизни».[23]
В этих советах пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), наряду с советами хорошо относиться к слабому полу, обращает наше внимание на то, что порой возникает необходимость легонько побить женщин, которые не слушают мужей, совершают безнравственные поступки, способные послужить причиной распада семьи. Это делается с одной только целью – заставить их опомниться и наставить их на правильный путь. Подобное повеление содержится и в Коране.[24] Однако не стоит упускать из виду, что это является крайней мерой. Кроме того, известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) до конца своей жизни не бил ни одну свою супругу, ни одного своего слугу.[25]
В жизни пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были случаи, когда порой, вследствие некрасивых поступков, переполнивших чашу его терпения, он делал серьезные замечания своим супругам.
Джабир (радыйаллаху анху) рассказывает следующую историю:
«Как-то я участвовал в праздничном намазе, который возглавлял Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Еще до чтения призыва к молитве он начал читать намаз. После чего, опершись на Биляля, он встал и прочитал проповедь, в которой призвал мусульман бояться Аллаха и поклоняться только Ему. Потом он напомнил о неминуемой смерти, о Судном Дне, о Рае и Аде. Далее он перешел в ту часть, где сидели женщины. Им он также напомнил о бренности этого мира и затем сказал им:
– Ради милости Аллаха часто подавайте милостыню, ибо многие из вас (после смерти) попадут в Ад!
Одна из женщин, принадлежащая к знати, с почерневшим лицом встала и спросила:
– О Посланник Аллаха! Почему многие из нас попадут в Ад?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ей такой ответ:
– Вы (женщины) часто жалуетесь и забываете о хороших чертах мужей!
Услышав это, присутствующие женщины стали снимать с себя украшения и начали делать пожертвования». [26]
Хотелось бы отметить то действие, которое возымело учтивое отношение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к женщинам на его сподвижников. Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал как-то:
«В то время, когда был жив Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), мы, из-за боязни, что относительно нас будет дано Божественное откровение, опасались требовать от своих женщин всего, что хотели. А когда пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался, мы стали говорить так, как нам хотелось».[27]
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), миссия которого заключалась в призыве людей к истинной религии, всех людей, не делая никаких различий, ни между мужчинами и женщинами, ни между богатыми и бедными, старался обучить религиозным положениям. Кроме проповедей, которые он читал при большом скоплении народа, иногда он читал лекции отдельно женщинам. Вышеприведенная история, во время которой пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял женщин делать как можно больше пожертвований, произошла именно на одной из таких отдельных лекций. Мы видим, как некоторые женщины, сочтя, что обычно только мужчины могут слышать его проповеди, обратились к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой, чтобы он и им (женщинам) уделил немного времени. Как сообщает Абу Саид аль-Худри (радыйаллаху анху), к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришла некая женщина с необычной просьбой:
– О Посланник Аллаха! Пользу от твоих наставлений могут получить только мужчины. Было бы хорошо, если бы вы и для нас, женщин, выделяли время и обучали бы нас тому, чему вас научил Аллах!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:
– Хорошо, соберитесь здесь в …..день!
В назначенный день все женщины собрались, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал обучать их всему, что он знал.[28]
С одной стороны, женщины-сподвижницы пополняли свои познания в области религии на лекциях и проповедях пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), а с другой стороны, у них была прекрасная возможность для решения возникающих проблем обращаться непосредственно к нему. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отклонял просьбы о помощи и всегда уделял необходимое количество времени, стараясь помочь распутать наболевшие вопросы.[29]
Некоторые женщины, не стесняясь, задавали пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) вопросы, касающиеся самых щепетильных сторон. Например, мать Анаса бин Малика Умму Сулейм спросила у него о том, нужно ли женщинам совершить полное омовение тела, если у них во сне случились поллюции. Другая женщина, Асма бинти Шакель, спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о правилах омовения тела после окончания месячных. Айша (радыйаллаху анха) сильно поразилась смелости женщин, задававших подобные вопросы, и тут же воскликнула:
«Женщины-ансары – прекрасные женщины! Чувство стыда нисколько не мешает им изучать религиозные положения Ислама».[30]
Однажды Умму Умара спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! Я вижу, что все сотворено ради мужчин, а про женщин ничего не говорится.
После этого было дано следующее откровение Аллаха:
«Поистине, для мусульман и мусульманок, уверовавших женщин и мужчин, (душою всей) предавшихся Аллаху, для дев благочестивых и мужей, для терпеливо-стойких в своей вере, творящих милостыню (из даров Господних), для женщин и мужчин, что соблюдают пост, оберегают целомудрие свое и об Аллахе помнят всякую минуту, для них Аллах уготовал прощение и высшую награду».[31]
Начиная с благородных супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), многие женщины впоследствии проявили недюжинные способности, запоминая и передавая его хадисы.[32] Например, Айша (радыйаллаху анха) входит в семерку сподвижников пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которые передали большинство хадисов. Кроме этого, она считалась знатоком фикха,[33] стихосложения, науки о родословной и медицины.
Хотя в доисламское время среди арабов образованных было очень мало, но среди женщин встречались такие, которые умели читать и писать. Например, Шифа бинти Абдиллах по просьбе пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) обучала его супругу Хафсу (радыйаллаху анха) чтению и письму.[34]
При жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мечети играли огромную роль в деле образования женщин. Как описывают летописи, для женщин пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал сделать отдельную дверь в Масджидун Набави.[35] А мужчинам велел не препятствовать женщинам в посещении мечети. При этом он подчеркнул, что женщины могут ходить в любое время суток. Об этом известны следующие хадисы:
«Если ваши супруги пожелают ходить в мечети, не препятствуйте им!»[36]
«Не мешайте женам посещать мечети в ночное время!»[37]
«Не запрещайте женщинам, поклоняющимся Аллаху, ходить в мечети!»[38]
Хотелось бы отметить, что вместе с тем, что в те времена женщинам разрешалось посещение мечети, их при этом предупреждали о том, чтобы они не становились причиной неблаговидных поступков и не привлекали внимания чужих людей. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил женщинам перед посещением мечети пользоваться благовониями.[39] Однажды после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша (радыйаллаху анха) заметила некоторые некрасивые поступки женщин, идущих в мечеть. Она тут же воскликнула:
«Если сейчас был бы жив Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и увидел поступки этих женщин, он, несомненно, запретил бы им посещение мечетей, как это было запрещено женщинам-иудейкам».[40]
Таким образом, становится понятным смысл хадиса Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Самая лучшая молитва женщин – молитва, которую они совершили дома!» Смысл этого хадиса — оградить женщин от неблаговидных поступков и нежелательных действий.
Кроме того, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), учитывая психологические и биологические различия мужчин и женщин, советовал женщинам заниматься больше домашними делами. Например, в некоторых хадисах об этом говорится следующее:
«Я советую вам больше находиться дома, ибо ваш джихад совершается дома».[41]
«Женщина является пастырем в доме мужа и несет ответственность за свои стада».[42]
Мы видим, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), распределяя между родственниками и близкими хозяйственные дела, своей дочери Фатиме поручил дела внутри дома, а зятю Али дела вне дома.[43]
Хотя в те времена женщины в основном были заняты домашними делами, но порой они выполняли и полевые работы.
Рассказывает Кайла бинти Умму Анмар:
«Во время совершения малого хаджа (Умра) я обратилась к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) со следующими словами:
– О Посланник Аллаха! Я занимаюсь торговлей. Когда я желаю что-либо купить, я прошу уступить цену товара до намного меньшей, чем рассчитываю. Затем я поднимаю цену до нормы и расплачиваюсь. Когда собираюсь продавать, то я прошу намного больше, но потом опускаю до нормальной цены.
В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
– О, Кайла, больше так не делай! Когда ты желаешь купить что-либо, давай за товар нормальную цену. Потом можешь брать или, возможно, не сможешь купить. Но если ты хочешь продать что-либо, проси за свой товар нормальную цену. Затем можешь продать, можешь и не продавать».[44]
Во времена пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) была широко известна женщина по имени Хавла аль-Аттара, которая в Медине продавала итр (прекрасные благовония).[45]
Следующим примером является дочь Абу Бакра Асма (радыйаллаху анха), которая, наряду с домашними делами, присматривала за лошадью своего мужа и перевозила собранный в их садах урожай.[46]
Известна также женщина по имени Самра бинти Нухайк, которая выполняла обязанности стража порядка и с плетью в руке ходила по рынку, призывая людей к порядку и удерживая их от неблаговидных поступков.[47] Такую же задачу поставил перед Шифа бинти Абдиллах Умар (радыйаллаху анху) во время своего правления. Как упоминалась выше, это смелая женщина, умевшая читать и писать, была из немногих образованных людей своего времени.[48]
Что касается военных походов во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то основную ударную силу представляли мужчины, то есть, военное дело не являлось обязанностью женщин, хотя некоторые из них принимали участие в сражениях. Как-то и Айша (радыйаллаху анха) изъявила желание сразиться с врагами на поле боя, однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отказал ей, сказав:
«Ваш джихад – это совершение хаджа!»[49]
Наряду с этим известно, что во время жизни пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) много женщин при необходимости принимали прямое участие в боях. Как рассказывал Анас бин Малик (радыйаллаху анху), когда Умму Сулейм попросила разрешения у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) принять участие в бою, он пояснил ей, что джихад не является обязательным для женщин. Тогда она объяснила ему, что может перевязывать раны раненным, лечить глазные болезни и носить воду воинам. Тогда пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
«Как будет хорошо, если вы пойдете на джихад!»[50]
После получения этого разрешения многие женщины-сподвижницы перевязывали раны раненным, зашивали им одежды, носили воинам воду, готовили пищу и в критические минуты боя сражались вместе с мужчинами.[51] Например, Умму Умара принимала участие в бою при Ухуде в качестве стрелка. Когда после сражения мусульмане вернулись в Медину, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал всем следующее:
«Куда бы я не посмотрел во время боя, я видел, как везде сражается Умму Умара».[52]
Все эти рассказы являются ярким свидетельством того, как женщины, которые в доисламские времена не имели никаких прав, теперь стали полноценными членами общества и наравне с мужчинами служили Исламу. Порой были и такие случаи, когда женщины, чтобы защитить свои права, конечно, соблюдая все правила приличий, бесстрашно начинали спорить с правителями. Особо примечательна история, произошедшая после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Рассказывает Масрук:
«Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) взошел на минбар Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал следующее:
– Я никогда не слышал, чтобы махр[53] превышал сумму в 400 дирхамов.
В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару:
– О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхамов?
Умар (радыйаллаху анху) твердо ответил:
– Да, запрещаю это делать!
Тогда женщина воскликнула: «Разве вы не слышали такой аят Корана:
«Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?».[54]
В ответ Умар (радыйаллаху анху) сказал:
– О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, все люди гораздо умнее, сообразительнее, — затем опять вновь взошел на минбар и сказал:
– О, люди! Я запретил вам давать махр на сумму более 400 дирхамов. Можете махр давать столько, сколько вы желаете».[55]
Хотя положением многих хадисов женщинам при необходимости разрешается ходить на рынки, но для предупреждения склок и смут были разработаны специальные правила, касающиеся, в частности, одежды женщин. Например, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) по поводу одежды женщин говорил следующее:
«Женщина, приукрасившаяся и идущая среди чужих людей вразвалочку, подобна темноте Судного Дня. Для нее нет светлого мига».[56]
То есть, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в категоричной форме запрещал женщинам выходить наряженными, чтобы не привлекать к себе внимания.
Важность чтение салаватов
«Тот, кто прочтет этот салават 1 раз в жизни или 1 раз в месяц, или 1 раз в неделю, в день Джума, можно надеется на то, что Всевышний Аллах введет его в Джаннат».
«Бисмилляхи р-рахмани р-рахим
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-мурсалин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -сайидина мухаммадин саййидиль-муджахидин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиш-шахидин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-халфин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-хашиин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидит-таиин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидит-таибин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-абидин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-хамадин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидис-салихин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидир-ракиин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидис-саджидин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-каимин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-каидин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-муттакин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-мустагфирин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидин-надимин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиш-шакирин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-хафизин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиз-закирин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-акилин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-мухсинин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-акрамин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидит-тунзирин
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-мубашширин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидит-таййибин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидин-набиййин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин саййидиль-алимин.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин сахибис сыраталь-мустакым.
Аллахумма салли ва саллим `ала -саййидина мухаммадин ва `ала джамииль анбийаи валь-мурсалин ва `ала джамииль маляикатиль-мукаррамин ва `ала ибадиллахис-салихин . Мин ахлис-самавати ва `алейна маахум аджмаина бирахматика йа архамар-рахимина ва саллаллаху `ала — саййидина мухаммадин ва `ала алихи ва сахбихи ва салим аджмаин».
[1] Сура «Нур», 24/23-24.
[2] Суры: «Ан’ам», 6/151; «Нахль», 16/59; «Таквир», 81/8.
[3] Сура «Худжурат», 49/13.
[4] Сура «Али Имран», 3/195.
[5] Сура «Нахль» 16/97.
[6] Сура «Ниса» 4/32.
[7] Сура «Бакара», 2/187.
[8] Сура «Рум», 30/21.
[9] Сура «Исра» 17/23.
[10] Суюти, 2/125.
[11] Ибн Маджа, Адаб, 6.
[12] Тирмизи, Рада, 11.
[13] Тирмизи, Манакиб, 63; Ибн Маджа, Никах, 50.
[14] Абу Дауд, Никах, 42; Ибн Маджа, Никах, 51.
[15] Муслим, Джаннат, 49.
[16] Муслим, Рада, 61.
[17] Бухари, Анбия, 1; Муслим, Рада, 60.
[18] Бухари, Никах, 79; Муслим, Рада, 65.
[19] Ибн Хаджар, Фатхуль Бари, 9/253.
[20] Бухари, Хайд, 6.
[21] Муслим, Рада, 64.
[22] Ибн Ханбаль, 1/168.
[23] Тирмизи, Рада, 11.
[24] Сура «Ниса», 4/34.
[25] Ибн Маджа, Никах, 51.
[26] Муслим, Идайн, 4.
[27] Бухари, Никах, 80.
[28] Бухари, Итисам, 9; Муслим, Бирр, 152.
[29] Муслим, Фадаиль, 76; Абу Дауд, Адаб, 12.
[30] Муслим, Хайд, 61.
[31] Сура «Ахзаб», 33/35.
[32] Это такие женщины, как Фатима, Умму Саляма, Умму Хабиба, Асма бинти Абу Бакр, Умму Харам.
[33] Фикх – свод правил по исламским законам.
[34] Абу Дауд, Тыбб, 18; Каттани, 1/49.
[35] Абу Дауд, Салят, 17.
[36] Муслим, Салят, 134 – 135.
[37] Муслим, Салят, 138.
[38] Муслим, Салят, 136.
[39] Муслим, Салят, 141-145.
[40] Муслим, Салят, 144.
[41] Ибн Ханбаль, 6/68.
[42] Бухари, Васая, 9; Муслим, Имара, 20.
[43] Касани, Бадаи, 4/24.
[44] Ибн Маджа, Тиджарат,
[45] Ибн Хаджар, аль-Исаба, 278.
[46] Бухари, Никах, 107.
[47] Хайсами, 9/264.
[48] Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/341.
[49] Бухари, Джихад, 62.
[50] Хайсами, 5/324.
[51] Бухари, Джихад, 65-68; Ибн Са’д, 8/425.
[52] Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/479.
[53] Махр – букв; предсвадебный подарок.
[54] Сура «Ниса» 4/20.
[55] Ибн Хаджар, Маталиб, 2/4-5.
[56] Тирмизи, Рада,13.
Источник: fondihlas.ru