Человек, который ложится спать сытым, когда его сосед ложится спать голодным, не может считаться истинным мусульманином.
Хаким, 2/15
Как всем известно, нашим самым близким окружением, после семьи, являются соседи. С ними бок о бок мы живем всю свою жизнь. Стоит только возникнуть какой-либо нужде, как мы сразу спешим к соседям. Все горести и радости мы разделяем с ними. Поэтому наша религия придает большое значение отношениям с соседями.
В аятах Корана сначала Аллах повелевает верить только в Него, запрещает придавать Ему сотоварищей и поклоняться идолам. Затем сразу повелевается творить добро родителям и близким, дальним и ближним соседям («Ниса», 4/36).
Стремясь придать отношениям с соседями особый статус, хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) предлагают нам некоторые принципиальные положения. Например, по поводу межсоседских отношений Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Ангел Джабраиль (алейхиссалям) настолько часто советовал мне хорошо относиться к соседям, что я даже подумал, что, вполне возможно, соседи станут обладать правами на наследство» (Бухари, Адаб, 28).
Этими словами Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел показать, насколько важно соблюдение хороших отношений с соседями. Поэтому к соседям мы должны относиться так же, как мы относимся к ближайшим родственникам.
И при этом суть дела совершенно не меняет принадлежность соседей к другим религиозным конфессиям. Как сообщается, межсоседские отношения делятся на три группы:
Соседи — немусульмане: они обладают лишь правами на соседство.
Соседи — мусульмане: они и соседи, и братья по вере.
Соседи — родственники: они обладают правами соседей, братьев по вере и правами родственников. (Хайсами, 8/164)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда предупреждал своих сподвижников о хорошем отношении к соседям. И с этой целью он подробно, в деталях, обучил мусульман правилам общения с соседями. Абу Зарр (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«Мой друг Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал мне:
«Когда дома варишь суп, налей побольше воды. Затем проведай соседей и раздай суп тем, кто, по твоему мнению, нуждается» (Муслим, Бирр, 143).
Конечно, упоминание в вышеприведенном хадисе только супа носит символический характер. Он хотел сказать, что если даже у тебя дома ничего нет, кроме супа, отдай соседям причитающуюся им долю. Кроме того, состоятельные люди не должны забывать о том, что рядом могут жить люди, которым вовсе не по карману некоторые виды продуктов. Поэтому будет лучше иногда угощать деликатесами соседей.
Кроме того, в выражении «налей побольше воды» скрыт очень тонкий смысл. Этот поступок требует отказа от собственного «я» ради ближнего, и, как следствие, у человека постепенно исчезают низменные черты характера. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел сказать, что когда рядом есть люди, испытывающие крайнюю нужду, когда рядом есть голодные, неприлично купаться в роскоши, стараясь питаться разнообразной пищей.
Нужно стараться думать и о них. В другом хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Человек, который ложится спать сытым, когда его сосед ложится спать голодным, не может считаться истинным мусульманином» (Хаким, 2/15).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал своим супругам угощать соседей даже простыми блюдами, и при этом нисколько не задумываться о том, стоит ли это делать. С этой целью он говорил им:
«О, женщины-мусульманки! Пусть женщины-соседки не пренебрегают хорошим обычаем: угощать друг друга! Пусть это будет даже кусок баранины» (Бухари, Адаб, 30; Муслим, Закят, 90).
И соседи, которых угощают, не должны свысока относиться к угощению, пренебрегая им. Добрые побуждения соседей нужно принимать с огромным почтением. Никогда нельзя забывать, что хотя угощение соседей на первый взгляд кажется простым и обыденным, но это носит характер религиозного поклонения.
Вспомнив советы и поучения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), нужно в соответствии с этим мысленно формулировать намерения. Его верные сподвижники неукоснительно следовали его учению. Например, однажды Абдуллах ибн Амр зарезал овцу и с волнением спросил у своих домашних:
«А вы дали мяса соседу-иудею? Дали мяса соседу-иудею?»
Затем он добавил, что хорошо помнит слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и тут же пересказал хадис, где Джабраиль (алейхиссалям) всегда советовал хорошо относиться к соседям.
Согласно другому сообщению, одному из сподвижников подарили голову барана. Он тут же сказал, что другая семья находится в более тяжелом положении, чем его, и отправил голову им. Однако его сосед также подумал, что другие соседи испытывают большую, чем он, нужду, и отправил голову этим соседям.
Оказалось, что таким образом голова барана обошла ровно семь домов и, в конце концов, вернулась к хозяину (Хаким, 2/526).
Айша (радыйаллаху анха) очень хорошо знала о важности соседских прав. Поэтому она спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, с какого соседа нужно начинать делать угощения. Он ответил:
«С того, кто живет ближе!» (Бухари, Адаб,32).
Причина того, что дарение подарков или же угощение нужно начинать с ближайших соседей, кроется в том, что они лучше всех знают о положении соседей. Вкусный запах готовящейся пищи, прежде всех, достигает их обоняния. Вот поэтому ближайшие соседи должны уделять друг другу больше внимания, чем дальним.
Некоторые люди сами хорошо зарабатывают, сами могут легко обеспечить свои семьи, однако другие вынуждены порой прибегать к помощи соседей
С этой точки зрения особое значение приобретают слова «сосед нуждается в огоньке соседа». О тех скупых людях, которые препятствуют другим и сами не дают никому даже кухонную утварь, которую, согласно народным обычаям, принято давать всем, Господь повелевает: «Горе им!» («Маун», 107/4-7).
В связи с нашей темой в Исламе разработаны следующие правила:
1. Когда соседи просят, давать деньги в долг.
2. Спешить на помощь, когда у соседей случаются неприятности.
3. Помогать при материальных трудностях.
4. Разделять как радость, так и горе.
5. Если в доме готовится пища, издающая вкусный запах, непременно угощать соседей.
6. Без разрешения соседа не возводить никаких строений, мешающих ему.
7. Узнав о болезни соседа, обязательно нужно навестить его.
8. При похоронах кого-либо из соседей провожать усопшего до самого кладбища и присутствовать при захоронении. (Хайсами, 8/165).
Нет никаких сомнений в том, что, советуя мусульманам соблюдать эти правила, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) показал лишь некоторые из религиозных требований. Скорее всего, он обращает наше внимание на самые важные. Поэтому каждый мусульманин, не делая никаких национальных, религиозных или же культурных различий, обязан поддерживать со всеми соседями прекрасные отношения. То есть, поступать в свете религиозных предписаний Ислама — религии мира и любви. Ведь кроме перечисленных выше правил, не стоит забывать о том, что в Исламе запрещено вредить кому-либо, больше трех дней обижаться.
Как сообщает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Говорят, что та женщина (назвал ее имя) очень много совершает намазов, много подает милостыни, часто соблюдает пост, но при этом она злословит о соседях, чем причиняет им много неудобств. Что вы скажете на это?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— Она, попадет в Ад! Тот человек опять:
— О Посланник Аллаха! Про другую женщину рассказывают, что она мало совершает намазов, редко соблюдает пост, мало раздает милостыни. И если дает, то дает лишь сушеный сыр. Однако ни одному из соседей она не причиняет никого вреда. Что вы скажете насчет нее?
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— А она попадет в Рай! (Ибн ханбаль, 2/440).
Хорошо относиться к соседям, избегать причинения им малейших неудобств даже словами, является требованием Ислама.
Истинный верующий не может творить зло своему ближнему. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Кто верит в Аллаха и в Конец света, пусть угощает соседей» (Муслим, Иман, 74).
«Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть никогда не обижает соседей!» (Бухари, Рикак, 23).
Как сообщает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), в один прекрасный день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— Клянусь Аллахом, они не считаются верующими! Клянусь Аллахом, они не считаются верующими! Клянусь Аллахом, они не считаются верующими!
Удивленные сподвижники спросили:
— О Посланник Аллаха! Кто не будет считаться верующим? Он ответил:
— Тот, кто не считается безопасным человеком для соседей (Бухари, Адаб, 29).
В другом сообщении говорится, что однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот человек, которого опасаются соседи за его плохие деяния, никогда не войдет в Рай!» (Муслим, иман, 73).
Как видим, настоящий правоверный, исходя из предписаний Ислама, всегда должен помогать соседям как материально, так и духовно. Своими поступками и образом жизни он должен вызывать у соседей чувство доверия. Но к большому сожалению, хотя люди в наши дни живут в одном здании, они не только не общаются друг с другом, но и незнакомы. Тогда как мусульманин должен приложить все усилия, чтобы установить хорошие отношения с соседями. Если это не получается, то хотя бы избегать негативных моментов. Например, ни в коем случае нельзя сильно кричать, громко включать телевизор и магнитофон. То есть, ни в какой форме нельзя причинять хоть малейшие неудобства соседям.
Настоящий мусульман не только не вредит соседскому дому, саду, имуществу, в то же время он не раскрывает поверенные ему тайны.
Нельзя представить себе мусульманина, который бы мог посягнуть на честь соседа.
Установление хороших отношений с окружающими людьми является прямой обязанностью каждого мусульманина. Конечно, всегда найдутся люди, мешающие соседям. В таких случаях необходимо выказывать терпение. При необходимости сделать словесное предупреждение или же преподнести им подарки. Лучше всего возносить за них мольбы Аллаху, чтобы Он наставил таких людей на истинный путь. Благодаря этому можно завести себе множество друзей. Когда Укба ибн Амир попросил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) дать ему такой совет, благодаря исполнению которого он достиг бы больших добродетелей, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
«Не прерывай отношений с теми, кто не ходит к тебе! Давай тем, кто не дает тебе! Прости тех, кто вредит тебе!» (Ибн Ханбаль, 4/148).