Кто жесток к младшим и не уважает старших, тот не из нас!
Тирмизи, Бирр, 15
Старость является непреложным законом жизни, положенным Божественными законами, и есть последняя ступень жизненного пути.
Каждый проходит через определенные периоды жизни: младенчество, молодость, юность и зрелость. Но, в конце концов, он обнаружит себя престарелым человеком. Теперь вместо силы у него только слабость, вместо красоты — увядание, вместо развития — деградация, вместо здоровья — бесконечные болезни. Всего этого не избежать. В Коране об этом сообщается следующее:
«Он — Тот, Кто создал вас из праха, потом из семени, потом из кровяного сгустка, потом младенцем вывел вас, потом (растит), чтоб (дать) достичь вам (возрастную) крепость, потом — состариться.
Хоть есть средь вас и те, кто прежде времени находит упокой. Потом — достичь назначенного срока: все для того, чтоб вы уразумели» («Мумин», 40/67).
«Аллах творит вас, а потом на упокой вас забирает. Средь вас есть те, кто, погружаясь в немощь дряхлых лет, лишается (всего богатства) знаний, которым он владел в былые времена. Аллах, поистине, Всезнающ и Могуч!» («Нахль», 16/70).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) постоянно читая молитву: «О Аллах! Я прошу Тебя оградить меня от слабости и страха, от лени и скупости, от слабоумия старости», (Муслим, Зикр, 50) просил Господа уберечь от всех негативных явлений и недостатков, которые обычно присущи пожилым людям.
Действительно, в течение всей истории человечества самые умные головы планеты пытались сделать жизнь вечной или хотя бы продлить ее, однако никто не смог этого сделать. В наши дни, когда в научной области совершено столько открытий, можно путем пластической операции изменить черты лица или же омолодить кожу.
Однако при всем этом никто не смог остановить процесс старения и увядания древа человеческой жизни. Именно на это акцентирует наше внимание Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря:
«О, рабы Аллаха! Лечитесь от болезней, ибо Всевышний Творец от каждой болезни, кроме старости, сотворил лекарство» (Абу Дауд, Тыбб, 1; Тирмизи, Тыбб, 2).
Выходит, процесс старения необратим, и остановить его практически невозможно. Поэтому еще до наступления старости каждый индивид должен рационально использовать капитал жизни, то есть, как можно больше совершить праведных деяний. В одном хадисе о тех, кто, достигнув пика жизни, так и состарился, не совершив в жизни благих дел, сообщается, что они перед Господом не смогут найти никаких отговорок. Как сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Всевышний лишил права отговорки тех, кто достиг шестидесятилетнего возраста» (Бухари, Рикак, 5).
Не стоит забывать, что если даже физическое тело состарится и лишится сил, душа человека вечна и нетленна. Природа человека такова, что он не желает умирать, не желает стареть. Как говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Сердце старика никогда не стареет относительно двух вещей: стремления к вечной жизни и накопления состояния» (Муслим, Закят, 113, 114).
Чтобы обмануть праотца человечества Пророка Адама (алейхиссалям), шайтан использовал слабость, заложенную в природе человека — достичь бессмертия. В Коране сообщается (смысл):
«Но нашептал ему Сатана, сказав: «О Адам! Не указать ли мне тебе на древо вечности и власти, что не иссякнет (никогда)?» («Таха», 20/120).
На первый взгляд, после того, как в старости у человека ослабли физические силы и чувства, должно ослабнуть и желание долгой жизни.
Но все происходит совсем наоборот. Для тех же, кто прекрасно знает о том, что истинная жизнь на том свете, и готовится именно к этому, смерть — это освобождение души от тесной оболочки физического тела и ее полет в запредельные миры. А старость есть последняя ступень, после которой начинается новая, настоящая жизнь.
При рассмотрении положения пожилых людей сквозь призму Исламских законов выходит, что к ним мы обязаны проявлять еще больше внимания, чем к детям. Поэтому ни в коем случае нельзя обижать пожилых, так как с годами люди становятся ранимее и обидчивее. Необходимо с пониманием относиться к некоторым их поступкам и по возможности нужно стараться получить их благословение. Кроме того, не стоит упускать из виду, что существование стариков способствует увеличению изобилия, служит своеобразным щитом от различных бед и несчастий. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Внимательно относитесь к слабым и бедным, ибо благодаря их существованию Господь помогает вам и оказывает вам свою милость!» (Абу Дауд, Джихад, 69).
«Если бы не было полусогнутых стариков, младенцев, сосущих грудь матери, и животных, пасущихся на лугах, на вас бы нескончаемым потоком изливались различные беды» (Хайсами,10/227).
Опираясь на данные хадисы, можно сказать, что презрительное отношение к старикам, раздражительная реакция на некоторые их поступки и желание быстрой им смерти в Исламе категорически запрещаются. Поэтому невозможно даже представить себе, что истинный мусульманин может обижать пожилых родителей, способен сдать их в дом для престарелых людей. Совсем наоборот, настоящий правоверный будет стараться по мере возможности создавать им все условия, чтобы они могли прожить оставшиеся дни в счастливой обстановке.
Молодой юноша, который спешит заслужить благословение стариков, завтра сам состарится, но за свою преданность и старание волей Аллаха будет также окружен лаской и заботой. Недаром Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Молодому человеку, проявившему уважение к старику за преклонный возраст, в старости Господь пошлет людей, которые будут ухаживать за ним» (Тирмизи, Бирр, 75).
В другом хадисе сообщается, что уважение к белобородому старику является проявлением преклонения перед могуществом Аллаха (Абу Дауд, Адаб, 20).
Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманам всегда создавать хорошие условия престарелым людям, помогать им во всех отношениях, касающихся как этого мира, так и вечного. Как известно, предупреждая имамов, которые, возглавляя коллективные намазы, чрезмерно удлиняют их, указывал им на следующее обстоятельство:
«Когда кто-либо из вас предводительствует во время намаза, пусть читает покороче, ибо среди молящихся могут быть слабые, больные и пожилые люди!» (Бухари, Ильм, 28).
Согласно сообщению Анаса бин Малика (радыйаллаху анху), однажды пришел некий старец, пожелавший встретиться с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Присутствующие здесь люди нехотя расступались перед ним, пропуская его. Заметив это, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
«Кто жесток к младшим и не уважает старших, тот не из нас!» (Тирмизи, Бирр, 15).
В источниках сообщается, что когда после захвата Мекки мусульманами Абу Бакр (радыйаллаху анху) привел своего престарелого отца Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал такое замечание:
— Ты бы мог не беспокоить этого старика и не причинять ему неудобства. Я бы сам пошел к нему.
Абу Бакр (радыйаллаху анху) ответил следующее: -Лучше всего, чтобы он сам пришел к вам! (Ибн Хишам, 4/25).
Столь деликатное отношение Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к Абу Кухафе объяснялось не только уважением к Абу Бакру, который был его близким соратником, но и выражением уважения перед всеми людьми преклонного возраста.
С другой стороны, посылая воинов для священной войны, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда настоятельно требовал у них, чтобы они ни в коем случае не трогали женщин и детей, слабых и пожилых людей (Вакиди, Магази, 2/758).
Как счастливы старики, понявшие истину и нашедшие Господа! Как счастливы люди, познавшие истинную цену старикам и проявляющие к ним достойное уважение!